SA.795
Размышления эти возникли потому, что я не прекращаю попыток дать окончательный вариант Введения к СТС*. Ибо понимаю, что в нем должно быть дано исчерпывающее объяснение тому понятию, которое является главным, основным в моей концепции стоимости, - понятию человеческих возможностей. Возможностей потребительских и воз-тей обменных. А также, потом, и трудовых.
В общем-то, в предыдущем варианте теории** все изложено достаточно ясно с чисто математических позиций. С формальной точки зрения. Но этого изложения, как показывает опыт, недостаточно для того, чтобы эту теорию поняли и приняли другие. Людям надо дать другое изложение. Простое, ясное, максимально приближенное к действительности. К тому, что они видят в этой действительности своими глазами. С очищением всего изложения от математических и философских штучек. В которых многие не разбираются, и разбираться не хотя. Что, впрочем, есть их право. Не обязательно каждому знать устройство авто, чтобы на нем ездить.
Так вот, в процессе обмозговывания всего это дела я пришел к выводу, что сначала во Введении нужно рассмотреть самый простой случай - случай перехода предмета потребления (предпота) от одного лица к другому. А не спешить сразу перейти к обмену. Как это есть сейчас, в варианте Введения, что вывешено. На которое выше дана была ссылка.
***
Суть дела заключается в следующем.
Я ввожу в рассмотрение всех людей. Словом «каждый». Всех, независимо от места и времени их проживания. И тех, что были; и тех, что есть; и тех, что будут. Все берется в самом общем виде. Берется множество всех людей вообще. Как тот набор элементов, частиц, из которых и может возникнуть общество. Но пока не возникает. Потому что есть лишь множество людей, но ничего еще не сказано о том, что же делают эти люди?
Потом говорю, что каждый человек стремится к удовлетворению своих потребностей. А это значит, что в рассмотрение вводится понятие потребности. А также стремления. Потребности, которую я в последнее время начинаю больше понимать как некоторое ощущение внутри человека. Недостатка чего-то. (Хотя тут еще много всяких тонкостей. Но дело сейчас не в них.) А стремление - это некоторая направленность, нацеленность личности.
После этого вводится понятие предпота. С помощью которого появляется возможность измерить саму потребность. И (о счастье для моей сухой математической души!:)) возникает следующая воз-ть - произвести сопоставление наличного кол-ва предпотом с самой потребностью. Ведь их м.б. не одно, а три:
- КП < ВП: Кол-во предпотов меньше величины пот-ти.
- КП = ВП.
- КП > ВП.
Если КП = ВП, то тут все ясно: субъектик потребил то, что ему нужно; переварил, а потом пошел под кустик и освободился от продуктов переработки. Здесь не нужен ни труд, ни помощь, участие других людей. (Разумеется, речь идет о взрослом человек, а не о младенце. Который самостоятельно не в состоянии удовлетворять свои потры. Это - частности.)
Гораздо интереснее два других случая. Когда предпотов меньше или больше объема потры. Если меньше, то хомо старается найти недостающее в природе. А если его нет там, то произвести. А если и это невозможно, то путь - один: надо обращаться за помощью у другим людям. Короче говоря, этот вариант порождает вполне определенные варианты возможных действий. Который обуславливаются тем, ЧТО за обстоятельства окружают сапиенса.
Ведь производить это ленивое существо будет только в том случае, если нет готового в природе. А может, даже и не производить, а, просто, ограбить подобного себе. Тут, уже, не только природные условия, но и то, что творится в душе, в мозгу данного субъекта играет свою роль. То, КАК он воспитан. Есть ли у него какие-то моральные нормы? Или еще не возникли?
Третий вариант сочетания кол-ва предпотов и потребностей дает совершенно другие варианты действий субъекту. Излишек можно выбросить; можно оставить на хранение, на будущее; а можно и другому человеку отдать. Все это становится возможным именно и только потому, что этот излишек ЕСТЬ. Наличие его и есть та действительность, что дает субъекту данный набор возможных действий. А, уж, то, что выберет он из этого, как говорят философы, «веера возможностей» зависит от еще более детальных вещей. От других моментов той действительности, что есть сам субъект, его вещи и то, что окружает его в виде среды.
И с точки зрения теории стоимости, как это представляется сейчас, надо в первую очередь рассматривать именно этот, третий вариант. Так как сама возможность обмена возникает только тогда, когда у людей появляются излишки предпотов. Именно излишки. Так как недостача их не есть такое основание. Можно не иметь достаточного кол-ва предпотов, но это не значит, что их можно получить от других. Если их у этих других нет.
А посему: надо детально разобрать этот случай. Что я сейчас с удовольствием и сделаю. Или после обеда. :)
____________________
* См.
http://sovet14.narod.ru/STS.5V/STS.5V.htm#_Введение . См., также,
SA.773.
** См.
http://sovet14.narod.ru/STS.4V/STS.4V.htm .