Старое кладбище. Верх-Нейвинск. Продолжение.

May 09, 2015 15:39

Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой. Мы его слушаем, но запомнить что-либо из хитросплетения родственных связей людей, живших в Верх-Нейвинске и Новоуральске нам трудно. Женя сказала, что по-хорошему-то нужно брать на подобные экскурсии фотоаппарат и диктофон, чтоб фиксировать каждое слово. Но фотоаппарат сегодня только у меня, а диктофона нет вообще ни у кого. Может быть, когда-нибудь дорасту и до диктофона.






Денис подводит нас к старым, вросшим в землю могильным плитам. Кто покоится под ними? Чем были знамениты в своё время эти люди?

Фёдор Николаевич Пунтов.



"Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсметный, помилуй нас". И тут же автографы идиотов-наших современников, нацарапавших на старинном мраморе что-то неразборчивое.




Стихотворные строчки, а внизу надпись "От сына и снохи".



Денис говорит, что он когда-то чистил и мыл старинные памятники, но это нужно делать постоянно, а некому. Жизнь кидает людей в разные места беспощадно. И никто уже не живёт поколениями в одном месте. Может быть, у тех, кто лежит под этими камнями, есть родственники и потомки. Но где они, в каких городах, в каких странах




Обратите внимание слева сверху надгробье священника Носова. При коммунистах кто-то специально сбивал зубилом мраморные буквы.




Верхняя часть надгробья иерея уцелела больше. Под сим камнем в виде аналоя с Евангелием он и покоится.







Конечно на этом, как и на любом другом, существующем веками кладбище, захоронения идут в несколько слоёв. Поверх забытых родственниками покойников хоронили новых. А с 1985-го года хоронить на Старом кладбище запретили совсем. Исключение делали для людей известных, чьи родственники уже покоятся здесь.

В советское время (50-е, 60-е годы) для людей, чем-то знаменитых в масштабе посёлка Верх-Нейвинска в заводе отливали чугунные доски с надписями. Таких досок на кладбище достаточно много.




Иногда на них писали и профессию покойного. Могила заслуженной учительницы и её мужа.






А такая могила с обилием "чугунного" текста здесь, наверное, лишь одна.




Здесь похоронен Нолинский мещанин. Что значит Нолинский? Город что ли такой есть Нолинск? И где он, этот город? В нашей округе такого точно нет.




Самые красивые и старинные памятники конечно же у меня не получились. Фотки вышли настолько неудачными, что я не рискнул их сюда вставить. Один из этих памятников был просто огромен. В нём есть выемка, в которую ставили неугасимую лампадку. Выемка была с красивой медной дверцей. Эту дверцу хорошо помнил Денис ещё с детства. В девяностые её вырвали с корнем "металлоеды". И ещё несколько памятников были в виде мраморных пней, вернее деревьев с отрубленными сучьями. Дерево с отрубленными ветвями символизирует раннюю безвременную смерть. Под мраморными пнями хоронили тех, кто умер молодым. Иногда число корней на памятнике соответствовало возрасту покойного. Потом я попытаюсь вернуться на Старое кладбище и сфотографировать те памятники.

К сожалению из памятников-пней хорошо получился лишь этот, засыпанный мусором.




А это памятник двум москвичам. На табличке так и написано "москвичи". Денис относит этот памятник к времени войны. Он думает, что эти москвичи умерли от ран в госпитале. Всем известно, что у нас был один госпиталь. Тот самый санаторий "Архангельское", эвакуированный из Подмосковья. Но в нём не было тяжелораненых и никто из его пациентов не умер. Тот госпиталь скорее был профилакторием для командного состава.




Как говорит Денис, был у нас ещё один госпиталь. Для военных попроще. Находился он примерно там же, где и "Архангельское", то есть в районе нынешнего вокзала. Наверное, там-то и были "тяжёлые", в том числе и эти москвичи, умершие от ран на нашей верх-нейвинской земле.




Этот памятник был в плачевном состоянии. Мало того. Он был завален мусором по самую звёздочку. Памятник был расчищен, подремонтирован и покрашен силами местных казаков. Спасибо им.




А здесь начинается ров.




Этот ров - братская могила. Кто именно похоронен в этом рву и даже к какому времени относится это захоронение, Денис не знает. Знает только, что ров этот не раз подсыпали, потому что иногда по весне вода вымывала человеческие кости. Может быть, это заключённые, умершие в лагере? В посёлке одно время был лагерь. Был лагерь и на территории будущего Новоуральска, назывался ИТЛ-100. Но его узников по-моему здесь не хоронили. Они все похоронены на территории города прямо напротив моего дома. Об этом я уже писал.




Ну а я что-то сегодня устал писать. Закончу позже.




памятники, кладбище, история, Верх-Нейвинск

Previous post Next post
Up