Этот памятник стоит недалеко от железной дороги между Верх-Нейвинском и Мурзинкой. Когда едешь мимо на электричке, посмотришь на него мельком - и нет его. Уже проехали. Я знал конечно, что он поставлен в память о погибших во время Гражданской войны красноармейцах, но ни разу не был вблизи и не читал, что на нём написано.
Единственный бой Гражданской войны в нашей округе был
в конце августа 1918-го года, когда белогвардейцы и чехи, скрытно обойдя озеро Таватуй, разбили красных в Верх-Нейвинске. Когда красные выгоняли белых из наших краёв обратно, они заняли Верх-Нейвинск без боя. В память о том единственном бое и были построены все наши монументы, большие и малые.
И вот сегодня я решил дойти до этого памятника. До него ехать пять километров, а потом, как оказалось, ещё километра два идти.
Вот и я сначала ехал на велосипеде, потом шёл. Ехать вдоль железной дороги было уже невозможно. Щебень слишком крупный.
Иду и думаю, да когда же он покажется, этот памятник. А дорога прямая как стрела. И где-то далеко, на самом горизонте виднеется Верх-Нейвинск.
Сегодня пустынно. Поездов нет, а люди в этом месте практически не ходят. И вдруг вижу - вот она, белая пирамидка.
Подхожу ближе. Небольшой бетонный обелиск с табличкой. И столбы с крючками. На крючках должны быть цепи, но разве в наше время сохранишь то, что можно утащить и продать.
Подхожу ещё ближе. Читаю надпись на памятнике.
Неужели заживо сожжённые красногвардейцы прямо здесь и похоронены? Получается, что здесь настоящая братская могила. И венгры. Я и не знал, что на Урале воевали венгры. Странно. Чехи были за белых, а венгры за красных. В прошлом граждане одной страны - Австро-Венгрии оказались по разные стороны баррикад на уральской земле.
Кстати, почему дата на памятнике не совпадает с датой сражения? Оно было в августе, а похоронены красногвардейцы только в сентябре. Я прочитал, что эти 39 заживо сожжённых были экипажем бронепоезда. Белые разобрали рельсы и бронепоезд не мог маневрировать, не смог уйти из-под огня. Наверное, они так и сгорели вместе с со своим бронепоездом. отстреливаясь до последнего.
Пока сидел возле памятника, прошёл первый поезд -электровоз без вагонов.
Электровоз уехал и опять на дороге пустынно и тихо. А что, если лечь между рельсами и сделать снимок? Всё равно ж никто не ездит. Получилось вот так.
Рядом с памятником какая-то давно заброшенная будка. Что в ней было?
Сейчас тут пустота, закопчённые стены с надписями и какая-то миска, скорее всего собачья. В кадр она не влезла.
А я стою и думаю, куда ж мне идти. Возвращаться обратно по щебню что-то не хочется. Тут есть дорога, но до нё идти примерно километр. По лесу. А в лесу мокрый снег. Его там ещё очень и очень много.Что-то не хочется мочить ноги. Поэтому иду потихонечку в сторону Мурзинки. Опять по шпалам.
Кажется опять поезд. И тоже коротенький. Тепловоз с одним вагоном. Это на химический завод в Калиново. Туда, где взрывчатку делают. Наверное, у завода нет собственных тепловозов. Поэтому завод обслуживают новоуральские тепловозы. Этому нужно доехать до Мурзинки, а оттуда ещё несколько километров по подъездному пути среди леса.
Я иду и движение потихоньку активизировалось. Говорят, что Свердловская область хочет выкупить эти электрички у РЖД. И экспуатировать их уже самостоятельно, не платя за аренду. Может быть, это обойдётся дешевле
Прохожу мимо шкафчика с надписью "Мавр". "Мавр" делает своё дело, внутри шкафчика что-то отчётливо щёлкает.
Валяется довольно большая синяя лампа. Никогда таких не видел. Неужели именно такие горят в железнодорожных светофорах?
Пролетает ещё одна электричка.
А вот и товарный поезд. Единственный за довольно длительное время, пока я тут хожу.
Так я и не нашёл тропинку, чтоб свернуть к дороге. Так и дошёл по насыпи до самой Мурзинки. Между камней уже проглядывают "плюшевые" листья. Наверное, это первое весеннее растение в наших краях.
Вот между деревьями показался первый дом. А тепловоз возвращается обратно.
От этого места я поехал на велосипеде своим ходом и уже не по железной дороге.