На днях мы побывали в городе, который называется Свободный. Я всегда хотел побывать в каком-нибудь ещё закрытом городе кроме родного Новоуральска. И вот, мы в нём побывали. Город Свободный раньше назывался Тагил-39 или Ива. Там расположена ракетная дивизия и большинство населения составляют военные и члены их семей.
Однажды нам на почту пришла рассылка. Хотите поучаствовать в патриотическом форуме в городе Свободный? Мы, естественно, захотели. Участвовали мы с двумя макетами, которые делали наши ученики. Обычно у нас макеты вполне мирные - домики, деревья, а тут оказалось два макета «военных». О первом из «военных» макетов я уже писал. Второй макет был примерно таким же, как и первый - разрушенный дом, заборы, деревья. Только на нём танк был наш, советский. И снег. Про Свободный у меня скорее всего будет два поста. Один - про город, а другой - про форум.
Мы подали заявку и документы на пропуск. И как обычно всё ждали и боялись, вдруг нам откажут. Не отказали. И ровно в назначенный день мы подъехали к воротам закрытого города. Въезжать в город Свободный в день, когда туда едет много людей - удовольствие ещё то. Подъезжаем по извилистой дороге между лежащих полосатых бетонных блоков. Это чтоб враг на смог разогнаться на своей машине и эти самые ворота протаранить. Хотя какому врагу, если он не отмороженный на всю голову, захочется таранить ворота города, где все военные. Это ведь сразу же весь гарнизон по тревоге поднимут, будут искать, а в небольшом городе спрятаться в общем-то негде.
Ехать меж полосатых блоков не очень и страшно. Это когда один едешь. А когда впереди машины, сбоку машины и сзади тоже машины - довольно сильно нервирует. Останавливаемся. Вокруг суета. Какой-то мужик со списком говорит:
-Да вы, наверное, в списке есть. Езжайте.
Дежурный солдатик посмотрел наш багажник и не обнаружил там ничего кроме двух макетов. Но в списке нас таки нет. Заявок подавали много, списков несколько. И если кого нет в одном, то он обязательно окажется в другом.
Въезд в город Свободный. Фото из Интернета.
Нас направляют в бюро пропусков - небольшой домик возле ворот. Обычно там почти пусто. Но сегодня... Все толпятся и протягивают в окошечко свои документы. Самая необычная вещь во всём этом довольно прозаическом месте - небольшой шестиугольный бронированный колпак с окошечками-бойницами со всех сторон. Сверху люк. Колпак стоит прямо перед дверями бюро пропусков. В этом колпаке должен помещаться солдат, который будет отстреливаться от врагов. Сами мы фотку этой штуки так и не сделали, забегались. Но выглядит она вот так.
Шестиугольный колпак. Фото из Интернета.
-Вы на форум?
-Нет. Мы по заявке администрации газовые плиты привезли.
-А вы на форум?
-Да.
-Тогда проходите поближе.
-Вот здесь напишите свою должность, фамилию, имя и отчество и марку вашего автомобиля.
Писать мне неудобно. И я пишу на небольшой розовой бумажке корявыми буквами: «Педагог дополнительного образования». А сзади нас стоят певцы, танцоры, участники военной игры «Зарница», преподаватели музыкальных школ и просто шофёры, привезшие в город мебель или продукты. На форум люди съехались практически со всей области.
Хочется сказать спасибо Бурковой Елене Сергеевне, методисту местного СЮТа. Именно она встретила нас у въезда в город и позаботиась, чтоб мы не потерялись в незнакомом месте.
Наконец у нас ещё раз проверили багажник, и мы въехали на просторы Свободного. Вокруг лес. Справа какие-то садовые участки. Внезапно - ещё одни ворота, ещё одна «зона», за которой стоит военная техника. И где-то там за этими воротами и скрывается всё самое «ракетное и интересное». Но чтоб туда проехать, нужен ещё один пропуск. А мы сворачиваем и скоро оказываемся в городке.
Город Свободный очень мал. В нём живёт то ли восемь, то ли десять тысяч человек. То есть примерно столько же, сколько в посёлке Верх-Нейвинском. Но если посёлок - это множество разных улиц, протянувшихся туда и сюда, то здесь - компактно стоящие пятиэтажные дома.
Почти всё построено в «крупнопанельном» стиле. Город начинал строиться в 1961-м году, отсюда и такой внешний вид. Если б строительство началось чуть раньше, то были бы дома сталинской архитектуры с небольшими украшательствами, примерно как у нас в Новоуральске. У нас именно так построены и дома, и учреждения, и казармы. А здесь - всё предельно рационально и скучновато.
Скорее всего раньше в городе вообще не было гражданской администрации. Всё решали военные. А для них на первом месте служба, всё остальное уже вторично. Поэтому над архитектурным обликом города никто особо не работал. Есть, где жить - и ладно. О том, кто есть истинный хозяин города Свободного, ненавязчиво намекает вот такой плакат в доме культуры.
Сейчас всё изменилось, но не очень сильно. Разрухи нет, всё чистенько ухожено, покрашено, мусор нигде не валяется. А изменения произошли вот такие. Построили храм, сквер городских фонарей и довольно много добротных памятников-бюстов. Карбышев, Жуков, Дмитрий Донской, маршал Неделин. И хоть эти бюсты и изображают совершенно разных людей, живших в разные эпохи, но все они чем-то друг на друга похожи. А тут четыре полководца собрались на совет. Решают, как им улучшить нашу армию.
Отличительная черта Свободного - наземные теплотрассы. Напомнило нам родную Рудянку. Правда тут, в Свободном, эти теплотрассы выглядят гораздо аккуратнее.
На месте наших высших генералов я бы нанял бригаду хороших архитекторов-градостроителей. Пусть они поездят по таким вот военным городкам. Городки эти все скорее всего не блещут архитектурой. И постепенно то тут, то там я сносил бы один панельный дом или два. А на их месте строил бы жилые дома, уже красивые, современные и запоминающиеся.
Зачем это нужно? А чтобы показать людям, что служба в армии - это престижно. Ведь престижность воинской службы не должна определяться лишь относительно высокой зарплатой. Нужно, чтоб военным людям было красиво и уютно. В первую очередь я сносил бы вот такие дома, украшенные железными скрепами. Скрепы держат бетонные панели вместе, чтоб дом не развалился.
Что ещё бросилось в глаза в городе Свободном. Огромное количество автомобилей, которые никуда не ездят. Ездить в городе некуда. Частного сектора тут нет, и весь компактный городок можно пройти из конца в конец за пятнадцать минут.
-Может быть, они ездят на службу? - спросили мы у директора СЮТа.
Директор местного СЮТа Анастасия Ивановна Городецкая была нашим экскурсоводом по этому необычному месту. Она отвечала на наши вопросы о городе и показывала нам местные достопримечательности.
Оказалось, что офицерам ездить на службу на личном транспорте запрещено. И они оставляют свои автомобили у ворот «внутренней зоны» и едут дальше на каких-то больших «уралах». Примерно как в городе Заречном, где в район атомной электростанции тоже на личных машинах не пускают. А ехать военным приходится довольно далеко. Те места, где стоят ракеты, называются площадками. Они где-то в лесах, и до них можно ехать и десять километров, и больше.
На машинах здесь люди ездят разве что по выходным. В соседние города. За покупками и развлекаться. А всё остальное время эти автомобили стоят перед домами.
-Общественного транспорта у нас нет, зато есть такси. Стоит оно восемьдесят рублей.
Автобус в Свободном есть только междугородний. Ездит в Тагил и Салду. До Тагила километров тридцать, сколько до Салды - не помню, но, наверное, столько же. Когда едешь из Свободного, то автобус выпускают без проверки, а когда наоборот в Свободный, то по автобусу ходит солдат и проверяет пропуска.
И ещё поразило множество велосипедов, стоящих у каждого дома. Велосипеды, велосипеды. Нигде я не видел их столько. Некоторые пристёгнуты, а большинство -нет. Видимо люди здесь совсем не боятся, что кто-то может украсть велосипед.
Доверие друг к другу полное. Затаскивать на ночь велосипед в квартиру? Зачем? Можно оставить на улице и мопед, и даже мотоблок.
Вот оставленный на улице мотоблок. Он требует небольшого ремонта и стоит прямо возле дома. Я не говорю, что в наших краях все воры. Но у нас нет такой привычки оставлять мотоблоки на улице. Даже в деревнях. А здесь...
А это ещё один мотоблок. С самодельным тентом для комфортной езды.
О том, что Свободный - город военных, говорят мелкие бытовые детали. На многих балконах сушится свежепостиранная форма, а заборы садовых участков украшают старые маскировочные сетки.
Наверное, тут уличной преступности нет вообще. Да и откуда ей взяться в мире, где все свои? А ещё тут нет нищих, нет неряшливо одетых алкоголиков, слоняющихся возле магазинов.
-А тут вообще нет преступности?
-Раньше была. В девяностые тут, как и по всей стране, шприцы на улицах валялись.
-А кафе тут есть или столовые?
- Столовая есть, но только для военных, гражданских туда не пускают. Есть суши-бар, но его что-то не хвалят. И однажды кальянную сделали. Но она здесь не прижилась.
Кстати. В городе Свободном довольно много котиков. И большинство из них дружелюбны. А ворон наоборот мало, это верный признак того, что город чистый и в нём мало мусора.
Один бар мы встретили. Название у него как бы намекает... "3 МВ Бар". Что это? Бар "Третья Мировая война?" Или я понял это название не так?
Хотя я назвал бы это заведение "Полмерседеса". Половина разбитого и слегка ржавого "мерседеса" прикручена прямо к стене. Таких "полумашинных" заведений у нас хватает, но я впервые вижу, чтоб машину разрезали вдоль, а не поперёк.
Колёсный диск прикручен к корпусу болтиком.
В Свободном много детей. И они не сидят по домам, как наши дети. Они бегают, носятся по улицам, кричат. Катаются на велосипедах и оставляют их везде, где им удобно. Лазят на танки и пушки, которые стоят перед домом культуры.
-Зачем им железные горки и лазалки, на танк интереснее лазить.
И наверное, никого из здешних детей родители не возят в школу на машине, как у нас. Похоже, что тут ни у кого не возникает и мысли, что детей нужно держать взаперти, потому что на улице «одни маньяки». Здесь даже надписей на стенах очень мало. И мне кажется, какой-нибудь Енот, изрисовавший весь город Новоуральск, здесь был бы невозможен.
Центр Свободного - это та самая площадь, где стоят танки-пушки-самолёты. Тут расположены два главных дома городка - штаб дивизии и дом культуры.
А с сегодняшнего дня добавится и ещё один дом - школа искусств. Её как раз сегодня открывают. Школа искусств занимает весь первый этаж жилого дома. Раньше на её месте был военторг. Вокруг штаба, конечно, заборчик, будка с часовым. Ну, и такой же бронированный колпак, как и на въезде в город. Всё по-военному. Гражданская же администрация находится чуть поодаль. Говорят, что на улицах Свободного перепутана нумерация домов. Дома расположены не по порядку. Какой дом первым строили, тому и присваивали меньший номер. Но мы уж это не проверяли.
Штаб дивизии
Этот дом за забором построен специально для проверяющих. Тут живут генералы, которые приезжают инспектировать ракетные полки. А вот специальных улучшенных домиков для местных отцов-командиров, насколько я понял, тут нет. И командиры живут примерно в таких же квартирах, как и их подчинённые.
Я конечно всё думал, а вдруг всё-таки увижу я эти ракеты. Очень уж хотелось. Представьте чудовищный автомобиль на двадцати колёсах и все колёса в рост человека. А на нём ракета. Огромная и зелёная. Едет он и земля дрожит. Но не судьба. Странно, что на главной площади города стоят какие-то танки-пушки. Поставили бы машину с ракетой. Чтоб люди видели, чем занимается город. Какую-нибудь бы устаревшую штучку поставили бы, если боятся, что, увидев новую, люди узнают некую «военную тайну».
-А я думал, что у вас машины с ракетами прямо по улицам ездят.
-Бывает, что и ездят, только нечасто. И дни открытых дверей у нас бывают, правда только для своих. Для детей офицеров.
Вот такая машина нам на глаза не попалась. Фото из Интернета.
И где-то далеко, за какой-то из казарм я вроде увидел ту самую ракету. Было похоже, что она стоит там в качестве тренажёра. Для ознакомления солдатиков. Но мы туда уж не пошли. Да она скорее всего за забором, эта ракета. И вдруг кому из военных не понравится, что мы ходим тут и снимаем всё своим большим фотоаппаратом. Эти белые здания - казармы. И где-то позади них и стояла та самая ракета. Но мы уж туда не пошли.
-Нельзя снимать военных в форме со стороны лица, чтоб в кадр попадали погоны и табличка с фамилией.
Наверное, и всякие их объекты тоже снимать не рекомендуется. А вот караульный городок снимать можно. Ничего в нём нет эдакого. Зато есть старинная двухосная железнодорожная платформа.
С первого взгляда Свободный кажется каким-то «правильным местом». Люди гуляют вдвоём - муж и жена, гуляют с детьми. И кажется, что у всех тут крепкие семьи. И довольно много лозунгов. Один из них как раз и гласит, что : "Крепкая семья - крепкая страна".
Довольно высокий культурный уровень людей тоже заметен. Ведь получается так, что большинство жителей Свободного имеют высшее образование. Типичная здешняя семья - это муж-офицер и жена -педагог или медик. Хотя это всё только на первый и поверхностный взгляд. На самом деле есть у них тут и проблемы. И если в Интернете покопаться, то много чего можно нарыть. Но со стороны всего этого не видно. Мы тут были гостями. У других людей, которые приезжают сюда по делу или у тех, чьи сыновья служат здесь срочную службу взгляд на город может быть совершенно другим.
Впечатление складывается такое, что люди здесь законопослушные, может быть, даже излишне. Переходят улицу только по переходу, не оставляют машины в неположенных местах.
-А ещё, к вам может обратиться патруль с просьбой показать пропуск.
Пропуска у нас были наготове, но никто к нам так и не обратился.
-Когда мы только поженились, рассказывает одна местная жительница - приехали с мужем на новое место службы, на КПП. А там все бегают, все суетятся, все с оружием. И никому до нас дела нет. Мы стоим с вещами, с гладильной доской. Жарко, в город нас не пускают. Машину, на которой мы приехали, тоже не пустили, она развернулась и уехала. Они говорят, что «война» у них началась. Что за война? Неужели война могла начаться, пока мы сюда ехали?
Потом выяснилось, что «войной» здесь называют военные учения. И кто-то сжалился над новыми жителями Свободного и вызвал для них местное такси.
-Поселили нас в офицерском общежитии. Общежитие рассчитано на холостых офицеров. Душ общий, туалет тоже. Задвижка на кабинке работала через раз. И мне приходилось в душ ходить с мужем, он меня «охранял». В общежитии мы прожили четыре дня. На пятый день сказали, что надо идти заселяться в новые квартиры. Я собрала вещи, у меня была кастрюля борща сварена. Сидим мы на вещах, ждём.
Общежитие. Может, быть, то самое
А командир дивизии вызвал всех вновь прибывших офицеров и сказал:
-Ребята, у меня пока только пять квартир для вас есть. Поэтому буду давать квартиры тем, чьи фамилии окажутся первыми в списке.
-Называет одну фамилию - не наша, вторую - тоже не наша. И лишь четвёртую фамилию назвали нашу. Муж испугался страшно. Подумал, как он мне скажет, что квартиру не дали, а я уж все вещи собрала. Но квартиру всё-таки дали. Ребята помогли нам нести вещи, а борщ я так и несла на новое место перед собой на вытянутых руках. Года три мы в той однушке прожили, пока нам другую квартиру не дали.
Большинство жилья тут - служебное. Но, говорят, что есть и квартиры, которые можно купить. Но человека, желающего купить квартиру в Свободном, какие-то «органы» проверяют. И делают это довольно долго. Кстати, у нас в Новоуральске такое тоже есть. Проверяют и у нас. Только вот мы с этим не сталкивались, потому что жильё в городе не покупали. А вот земля вся принадлежит Министерству обороны. Поэтому садовый участок купить на законных основаниях невозможно. И все сады здесь - «незаконные». Документов на них ни у кого нет. Гаражи, кстати, тоже.
-А как же свет в гаражах подключают? - поинтересовались мы.
-Ну, мы договариваемся с электросетью.
Гаражи в Свободном примерно такие же, как везде.
«Незаконность» садов приводит к тому, что больших и капитальных домиков в них немного. Но если кому уж очень нужно владеть землёй, то можно приобрести дом в соседнем посёлке Ива. Там земля Министерству обороны не принадлежит.
Нам объясняли, как работает военная ипотека, но я в этом не разобрался, слишком уж далеко это от нашей жизни. Складывается впечатление, что люди, отслужив положенное, стремятся из Свободного уехать. Вот поэтому здесь так мало пенсионеров. Люди здесь рождаются, взрослеют, а потом уезжают. Какой-то получается «временный» город. А может быть, и все военные городки такие. Я до этого в таких вот специфических военных городках не бывал ни разу.
Мне захотелось даже пожить здесь подольше. Интересно, как живётся людям в этом герметически закрытом мире. Не скучают ли здесь они? Вроде и от чего тут скучать? От отсутствия злачных мест, многолюдных улиц и пробок на дорогах? Интересно, смогли бы мы жить тут? Не было бы нам здесь скучно? Смогли бы мы найти себе друзей и знакомых? И вообще - как это жить в обществе, где всё подчинено строгой иерархии?
По совету Анастасии Ивановны мы пошли на пруд и на родник. В шестидесятых годах военные запрудили местную речку Иву и получился пруд. На этом пруду жители Свободного отдыхают, на него же ходят рыбачить. По пути на пруд нам встречаются вот такие идиллические весенние пейзажи.
И очень много ивы вокруг. Не зря же речку назвали Ива.
Доходим до берега пруда.
На другом берегу уже не закрытый город Свободный. Там просто деревня, которая тоже называется Ива. Там "земля с документами". Отсюда видна водонапорная башня. Она стоит на станции железной дороги Нижний Тагил - Салда.
Бетонная яма, в которую с шумом падает вода. Воды в пруду много, и шумит она довольно громко.
Естественно, мы не могли не поинтересоваться, а крепко ли охраняют границы закрытого города. Как там дела с той самой мышью, которая не проскочит. Или наоборот проскочит. Этот забор отделяет охраняемую территорию от неохраняемой. Для мыши полная свобода передвижения. Открывай дверь и иди. Хотя, я думаю, немного находится желающих проникнуть сюда. Город маленький, все друг друга знают. И если мы патрулей не встретили, то это не значит, что их тут нет.
Ну, вот, пожалуй и всё, что я мог сегодня сказать о городе Свободный. Не всё уложилось в один пост. Потом расскажу ещё отдельно о храме и Парке Покемонов. Хочется ещё раз поблагодарить тех, кто нас принимал в этом городе, за гостеприимство и радушие. Спасибо вам огромное. Не знаю, удастся ли ещё приехать сюда. Но было бы здорово.