Перед поездкой в Крым нас тёща слегка отговаривала:
-В Евпаторию не ездите, там деревня, по-деревенски всё.
А мне очень хотелось посмотреть на то место, где я в детстве чуть не умер от загадочного вирусного энцефалита. А это был пионерский лагерь, который в те времена назывался "Юный Ленинец". Именно там я почувствовал себя плохо, там у меня отнялись руки-ноги, и оттуда меня повезли в больницу. Почему-то мне хотелось взглянуть на это место. Про свои детские злоключения я писал вот тут
https://guriny.livejournal.com/767728.html Хотелось взглянуть на лагерь, да и на больницу тоже. В больнице я помню довольно большую палату-изолятор, где я лежал совсем один. И общую палату тоже помню, где я лежал почему-то со взрослыми. И с детьми я кстати тоже лежал. И какая-то добрая женщина ухаживала за нами за всеми и говорила:
-Давай твий стаканчик.
А я с радостью протягивал ей стаканчик, потому что "водяные ограничения" с меня уже были сняты, и пить мне можно было сколько угодно. А до того всё питьё - только через ватку, намоченную в чае. Вот только теперь вспомнил, что лежал я и во взрослом отделении, и в детском, и в изоляторе. Вероятно, врачи не сразу определились, куда меня засунуть, такого "вирусного".
И теперь мне хотелось бы посетить и лагерь, и больницу. Может быть, даже походить по больничному парку, где я, уже почти здоровый, смотрел на вертолёты в небе и гонялся за неуловимой бабочкой-адмиралом. Больницу я уж не стал искать, потому что совершенно не помню, в какую именно меня привезли. А лагерь пионерский в Интернете нашел. Называется он сейчас "Центр спорта "Эволюция", открыт круглогодично, и скорее всего, туда посторонних не пускают.
На второй день по приезде в Евпаторию мы решили поехать в эту "Эволюцию". Как было написано - садитесь на автобус номер два и езжайте до остановки "Пляж", а оттуда пешком.
-А вам на какой пляж, на старый или на новый? - спросили на остановке.
Оказывается, автобус идёт с одного пляжа на другой через весь город. Поехали. Чем ближе мы подъезжали к пляжу, тем меньше становилось в автобусе людей. А потом остались только мы с Алей.
-Вам докуда? - спросил водитель.
-До конечной.
Неверное, водителя это удивило. Кому нужно ездить на пляж зимой? На прощание он сказал нам, чтоб мы на конечной остановке автобуса не ждали, когда будем возвращаться. Всё равно он дотуда не доходит.
-Идите вдоль маршрута, автобус вас подберёт.
И мы пошли между заборами и солёным озером Мойнаки. За заборами было море. Город уходил куда-то далеко, в степь, а впереди маячили какие-то строения. Это и была "Эволюция".
Парадный въезд в центр спорта. Дети-спортсмены со своими чемоданами.
Ну, вот я и добрался до места, которое чуть не стало последним из того, что я видел на свете.
Естественно, везде суровые охранники, шлагбаумы и прочие штуки. И такие вот шаровидные деревья. Дерево-аэростат напомнило мне Кунгур.
И такие вот деревья совсем уж сложной формы.
Поняв, что с суши этот бастион детского спорта нам не взять, мы решили обойти его и попытаться подойти с моря. В степи стоят довольно мрачного вида дома, некоторые не достроены. Конечно. будь на небе солнышко, этот вид был бы слегка веселее. Но его нет. Наверное, летом тут всё сдаётся и кипит жизнь. До моря тут метров пятьсот.
А это уже внутри "Эволюции". Было ли это жуткое здание в моём пионерском детстве или его выстроили позже? И что там находится? Судя по форме, там должна быть какая-нибудь радиоантенна военного назначения. Но форма обманчива, и скорее всего там кинозал. И может быть, даже я смотрел там какой-нибудь весёлый пионерский фильм.
За "Эволюцией" оказался коммерческий пляж, естественно, закрытый на зиму. "Супер-Аква", кафе, много тени и детский аквапарк. А вокруг январский ветер, пасмурно, и уже слышен шум близкого моря.
Много тени - это было здесь.
Что там, за этим горизонтом? Какие города и страны? Говорят, что Чёрное море всего-то триста километров в ширину, и там уже Турция.
Пляж и территорию "Эволюции" разделяет вот такой заборчик. Дверь открыта. Правда, чтоб в неё пройти, нужно выбрать момент, чтоб не заплеснуло волной.
Ветер. Дальше до самого Заозёрного, идут пляжи санаториев и бывших пионерских лагерей. Да, наверное, и ещё дальше. Берег моря застроен весь, и от этого кажется, что Евпатория нигде не кончается. И диких, не принадлежащих никому пляжей тут нет вообще. Хотя нет. Где-то, совсем уж далеко есть какой-то Беляус, куда ездят купаться местные жители. Там, говорят, песок белый и очень красивый.
А нам красиво и здесь.
В этом месте даже ржавчина - и та экзотическая. Морская.
Но если дверь открыта, то нужно же зайти.
И вот, мы идём по территории бывшего "Юного Ленинца", потихоньку приближаясь к корпусам. Огромный металлический флагшток. Что-то шевелится в памяти. Вроде был. И вроде на нём поднимали огромный же красный флаг. Где-то под этой грандиозной иглой в небе у нас, наверное, проводили пионерские костры. Накладывали огромные кучи старых досок и поджигали. А здание под куполом -это бассейн. Нас туда тоже водили.
А море шумит и шумит. И пляж всё тянется и тянется.
Вдруг видим - к нам кто-то бежит. Это женщина средних лет, очень легко одетая. Шорты, футболка. Женщина жилистая и загорелая - спортсменка. За ней бегут псы, а над ней кружатся чайки. Она непринуждённо пробегает мимо нас, а мы смотрим и не можем понять. Оказывается. она подбрасывает на лету кусочки хлеба, и чайки их ловят.
Женщина бегает тут каждое утро. На следующий день мы тоже её видели.
От нас остаются на песке следы. Человеческие, собачьи. Остаются до первой большой волны.
А море пенится, шуршит и бьётся о берег. Мы идём под аккомпанемент его ритмичных ударов. Может быть, нам удастся пройти всю территорию по берегу моря, и мы выйдем уже в городе. Наверное, и с другой стороны есть какая-нибудь калитка или лазейка. Если женщина "с чайками" пробежала здесь и не вернулась, значит она занет выход.
Во время моего детства тут было четыре корпуса. Тот, где мы жили, назывался "Звёздный". Сейчас корпусов больше. Те, что ближе к центру - уже перестроены, а те, что подальше, сохранились в том же виде, в каком были при СССР.
В каком-то таком корпусе жил и я. Просыпался под звуки горна и шёл на ненавистную утреннюю зарядку, а потом на диетический завтрак с несладким компотом.
Зимой море разбрасывает дощатые щиты, по которым летом ходят дети, чтоб не марать ноги в песке.
Мы останавливаемся, чтоб погладить псов. Они отстали от женщины с чайками и бегут обратно. А мужчина с велосипедом - это охранник.
Он подошёл к нам и поздоровался. Мы рассказали ему жалобную историю про то, что мы с Урала. И что где-то здесь...
-А какой из корпусов "ЗвёздныЙ"?
-Вот этот.
-И что, во всех корпусах живут дети?
-Летом во всех, зимой примерно в половине.
Рассказал нам охранник, что сам он из Луганска, служил в авиации. И в Саках служил, и в Восточной Сибири. А после службы решил переехать к морю.
-Только вы глубже на территорию не заходите, там у нас дети.
-Да, мы по берегу и вернёмся.
Мы пообещали и пошли по берегу назад. В обход. Не стали искать лазейку с противоположной стороны. Хотя до города отсюда не так и далеко. Вон та грандиозная заброшка уже в городе. Остановка, на которую мы приехали где-то там же.
А потом шли по песчаной дамбе через озеро Мойнаки.
Вот и всё наше путешествие в "Эволюцию".
Иногда, даже сегодня, когда выходишь из дома вдруг почудится запах моря.