Царские дни в Алапаевске.

Jul 21, 2021 14:48



Раньше мы каждый год крестным ходом из Екатеринбурга на Ганину Яму. А тут у меня нога заболела. Да и вирус свирепствует. Поэтому решили поехать в Алапаевск. Тем более, что в Алапаевске мы были три года назад, посмотрели там очень многое. Два монастыря, храмы, музеи, спектакль. Но весь длинный, насыщенный день в интересном городе вылился всего лишь в один короткий пост https://guriny.livejournal.com/778615.html
В этот раз нужно исправиться и выложить про Алапаевск побольше. Попробуем.





Много писать не буду, фотки выложу.



Монастырь Новомучеников российских в Алапаевске не производит впечатления единого ансамбля. В нём всё как-то разбросано. Один храм здесь, другой там, братские корпуса вообще в стороне. Плюс гигантская территория, которую проблематично даже огородить стеной. Зачем монастырю столько места? Или там у них поля и огороды, где что-то растёт?



Праздничная служба в монастырском соборе проходит на следующий день после Крестного хода в Екатеринбурге. Многие паломники из Екатеринбурга едут сюда. А потом идут Крестным ходом из Алапаевска в монастырь. Это километров десять или чуть больше. Есть среди паломников и те, кто идёт своими ногами из Екатеринбурга в Алапаевск. Поэтому и здесь мы можем наблюдать привычную картину - паломников, отдыхающих под деревьями. Их конечно не столько, как На Ганиной яме, но они есть.



Главное место монастыря - это яма. Она на месте той шахты, куда сбросили мучеников. А было их восемь человек. Великая княгиня Елизавета, инокиня Варвара, пять великих князей и секретарь одного из них, Фёдор Ремез.



Шахта давно обвалилась, и от неё осталась вот такая яма, в которой растут деревья.



Я пригляделся и вдруг заметил в яме несколько грибов. Красноголовики? Вряд ли. Скорее всего маслята. Их ведь тут не собирает никто, в святом месте.





Ждут митрополита Викентия. Он каждый год приезжает из Узбекистана на Царские дни. Приезжает в ту епархию, которой раньше руководил, для которой так много сделал.



Вот он.



Мы все подходим под благословение владыки, а он обходит вокруг ямы по дорожке.



Потом идёт прикладываться к кресту.



Вслед за владыкой идут и склоняются перед поклонным крестом люди. И у каждого в сердце, наверное, только одно.
-Господи, сделай так, чтоб не было никогда больше в России смуты.
Чтобы никогда больше и ни у кого не возникло мысли, что для счастья одних необходима смерть других. А в Гражданскую так думали и красные, и белые. Что нужно для счастья? Труд, талант, призванье, любовь. Может быть, просто кусочек неба над головой. Но никогда, никому и ни за что не построить счастья на ненависти.



Люди входят в собор, начинается служба. Служат три или четыре митрополита и несколько епископов. Конечно же, называют, кто из архиереев откуда. Но я запоминаю только "...и Русскополянский". Сейчас вот посмотрел, Русская Поляна - это в Омской области.



На Царских днях постоянно читаю то, что написано у людей на спинах футболок. Или на сумках. Например, вот:
"Быть добрым, значит быть счастливым". Из дневников Александры Фёдоровны Романовой".



Тут задумаешься - права ли была Александра Фёдоровна? И все ли добрые счастливы? Кстати. Сегодня каких-то скандальных, курьёзных "проявлений" не заметно. Не видно, например, ни одной иконы Григория Новых-Распутина. Только вот у одной женщины на футболке написано что-то вроде:  "Дай Бог, чтоб не было у нас во власти масонов, еретиков, безбожников...." А заканчивается фраза протестом против "бесоэлектроники".



Медики сегодня тоже подготовились.



Здесь же, возле Елизаветинской часовни, прямо в лесу, кладбище.



Читаем надписи на крестах "Матушка Надежда", "Монахиня Фекла". Здесь хоронят и сестёр из женского монастыря, что находится в самом Алапаевске.



Вдруг - старинная, дореволюционная надгробная плита. Откуда? Ведь монастырь был основан в девяностые. До того тут был просто лес.



"Под сею доскою лежит тело супруги священника Григория Афанасьевича Анастасии Васильевны, скончавшейся 1-го сентября тысяча восемьсот(дальше неразборчиво) года на 66-м году своей жизни." Чугунная доска несомненно была отлита на каком-нибудь из местных металлургических заводов.



После службы был молебен у поклонного креста.



А мы лезем на колокольню. На ней ещё нет купола, но колокола уже звонят.



Всегда интересно взглянуть на какое-нибудь место сверху. Особенно на монастырь.



Каждый год жду, когда на Пасху всех будут пускать на колокольню. Вроде ведь должны пускать всю пасхальную неделю. Но никогда не попадаю. Так хоть тут посмотреть.



Лес, часовня, паломники.



Сверху они ещё живописнее.





А на самой колокольне, на каждом её этаже будут какие-то помещения. Вон строят кирпичные стенки. Что в этих помещения будет? Что можно разместить на колокольне кроме колоколов?



Аля на колокольне.



Кстати. Аля заметила, что люди на Царских днях стали одеваться красивее и ярче.
-Раньше все были исключительно в чёрных юбках. А сегодня на многих женщинах красивые платья.



На самый верхний, колокольный ярус мы уж не полезли. Там звонари положили поперёк лестницы досочку. Это как бы такая просьба - сюда не лазьте.



Внизу вот такая деревянная бочка на колёсах. Неужели настоящая? Сделать деревянную бочку, чтоб воду не пропускала - целое искусство, в наши дни почти полностью утраченное.



Нет. Не настоящая бочка. Бутафория. С торца видно.



Зато кованые элементы самые подлинные.





Монастырский трактор и Аля.



Стараюсь поймать в объектив бабочек. Получается не сказать, чтоб хорошо.





А мы едем в Алапаевск, в собор.



Собор алапаевский был построен в стиле барокко, точно также, как и знаменитый храм в Нижней Синячихе. И восстанавливал его тоже Иван Данилович Самойлов.



Колокольня отличается по стилю от всего собора. Её построили позже



Перед собором стоит памятник Великой княгине Елизавете.





Входим в храм.



И тут уставшие паломники, лежащие прямо на полу.



Нам проводят небольшую экскурсию по храму. История Алапаевского Троицкого собора довольно типична. Шестьдесят лет он был хлебозаводом. А потом, когда здание собора возвратили церкви. за его возрождение взялся Самойлов. Практически не имея денег. Потом ему стали помогать металлургический завод и воинская часть. И лишь потом стали поступать деньги от епархии.
-А когда тут был хлебозавод, местный хлеб был самым вкусным.



А эта стена за долгие годы хлебопечения намокла настолько, что никакая краска на неё не ложится.



Росписи в храме начали восстанавливать, но художник умер, и дело застопорилось.



И остались громадные пространства под куполом, которые ещё ждут своего часа.



В соборе есть икона, которая была написана во время Первой Мировой войны и очень почиталась. Поводом к её написанию стало вот такое событие. Однажды отряд казаков попал в ловушку. Случилось это где-то между Польшей и Белоруссией. Куда казаки не пойдут - везде враги. Тут бы и погибнуть всем казакам. Но случилось чудо. Явилась казакам Божия Матерь и указала путь к спасению. Просто показала рукой безопасное направление. И устремились туда казаки. И сами спаслись, и немцев изрядно потрепали. Потом эту икону долго спасали от Советской власти. И потомки тех, кто спас святой образ, вернули его в храм. К сожалению стекло сильно бликует, плохо видно.



Этот крест тоже был спрятан в тайном месте.



А мы переходим в склеп, где лежали тела Алапаевских мучеников.



Нам не сказали, когда и для кого был построен этот склеп. Но мне кажется, что это какое-то приспособленное помещение. Может быть, бывший склад. Раньше собору принадлежало немало торговых помещений. А может быть, тут было что-то производственное, от завода.



Когда колчаковцы захватили Алапаевск, они создали следственную комиссию. Комиссия извлекла из шахты восемь тел мучеников, убитых красными. Великую княгиню Елизавету, монахиню Варвару, пятерых великих князей - Сергея, Иоанна, Константина, Игоря, Владимира и Фёдора Ремеза. Было установлено, что мученики были сброшены в шахту заживо и погибли от ран и голода. Их поместили в этот самый склеп.





Но власть белых на Урале продолжалась недолго. И скоро гробы с телами мучеников нужно было эвакуировать дальше. Как нам сказала женщина-экскурсовод, стена склепа примыкала к железнодорожному пути. Стену разобрали и тела повезли на восток. Сибирь, Забайкалье, потом Китай. В эвакуации принимал участие атаман Семёнов. Тот самый, что в советское время считался жутким злодеем. В Китае тела опять чуть не попали в руки коммунистов.



А потом их поместили в подземный склеп где-то возле русской церкви в Пекине. Церковь снесли, и место упокоения Алапаевских мучеников затерялось. Только тела мучениц Елизаветы и Варвары увезли дальше. В Иерусалим, в храм Святой Марии Магдалины, где они и покоятся по сей день.
А когда мы уже выходили из склепа, нас конечно же спросили, а кто разрешил нам тут фотографировать. Нам никто не разрешал, но и не запрещал нам тоже никто, и даже объявления запрещающего на двери не было. И мы, не вступая в разговоры, потихонечку вышли.





В Алапаевске даже чугунные ограды построены "музыкально". В память о Чайковском, который жил тут в детстве.



А это памятник Петру Ильичу перед его музеем. где-то у меня лежат фотки экспонатов из этого музея, сделанные три года назад. Выложил бы, да уже не помню, что именно было сфотографировано.



Музейная беседка-ротонда.



Вот так и закончилось наше небольшое путешествие в Алапаевск. Этот город стоит того, чтобы приезжать сюда почаще.



путешествия, православное, родина

Previous post Next post
Up