Злыдень с собственным трактором.

May 15, 2021 00:06



Помню в школе нам рассказывали об академике Сахарове. Рассказывали нам о нём, естественно, в советской школе. И было это в начале восьмидесятых. Как раз в то время наши западные «тогда ещё не партнёры» сильно озаботились детьми академика Сахарова. То ли этих детей из СССР не выпускали, то ли ещё как-то ущемляли - я уж точно не помню. Кстати. Были они детьми не столько самого Сахарова, сколько его жены Елены Боннэр от первого брака, но считались полноценными детьми академика. И вражеское радио очень шумело по поводу этих детей, да и самого Сахарова тоже.

А.Д. Сахаров и Елена Боннэр.



Надо сказать, что слушание западных «голосов» во время моего детства считалось признаком ума, интеллигентности, свободомыслия, может быть, даже некоторой элитности. Даже герои Юлиана Семёнова, люди, без лести преданные делу коммунизма… Даже они слушали какой-нибудь «Голос Америки» или «Свободу». Правда, послушав, они оставались всё так же без лести преданными. А слушали просто для того, чтоб знать, а что о нас враги говорят.
На самом же деле не было в слушании вражеского радио никакого свободомыслия и никакого ума. Просто человек выбирал для себя ИХ пропаганду вместо нашей, вот и всё свободомыслие. А элитность была лишь в том, что радиоприёмники, способные ловить западные голоса, были довольно дорогими. И не каждый гражданин СССР мог себе такую штучку позволить. Мы точно не могли. Хотя однажды и я какой-то вражеский голос слушал, будучи в гостях. Помню голос диктора - сухой, бесцветный и равнодушный. Он говорил о каких-то делах, которые совершенно не касались СССР. Это и есть ваше хвалёное вражеское радио, подумал я. С этого мне быть элитным? Подумал я так, и весь интерес к голосам у меня пропал.
В моём классе училось довольно много детей, чьи родители зарабатывали хорошо. И приёмники у них были, и слушать вражеское радио они могли. Поэтому на классном часе нам решили провести политинформацию по поводу того, что говорило западное радио. В целях противодействия и воспитания в нас истинно советского духа. И вот - учительница рассказывает нам про Сахарова.
-Он живёт в Горьком, в личном большом и красивом коттедже. И огород его обрабатывает его собственный трактор.
Типа, смотрите детишки. Советская власть его, гада такого, настолько ценит, что дала ему собственный трактор. А он, неблагодарный злыдень, все эти щедрые дары Советской власти совершенно ни во что не ставит, злобные слова про Советскую Родину говорит, козни строит, критикует и с западниками снюхался.
Меня тут больше всего поразил собственный трактор. Трактор - это было запредельной щедростью государства. Ведь в то время у людей не было даже мотоблоков. А тут - целый трактор. Это ж кем надо быть, чтобы иметь свой трактор? Это ведь кто-то должен был разрешить абсолютно частному лицу владеть трактором. И каких огромных денег этот самый трактор стоит. Когда даже купить обыкновенную легковую машину было недоступной мечтой, по крайней мере, для меня и моих родителей. А трактор ведь гораздо дороже машины стоит.

Дом академика Сахарова. Трактора не видно.


Город Новоуральск(Свердловск-44) и тогда, и сейчас, несмотря на довольно ухоженный внешний вид, оставался близок к деревне. И все мы, дети, каждую весну копали грядки и каждую осень выкапывали картошку на родительских садовых участках. У нас правда не было садового участка. Зато были тринадцать соток огорода бабушки Зои. И каково мне, мученику штыковой лопаты, было слышать, что у кого-то есть собственный трактор.
-Да как он мог! - мысленно говорил я себе, и думал о вероломном Сахарове.
Да если б у меня был свой трактор, то я был бы благодарен Леониду Ильичу по гроб жизни. А он… И с тех пор мне академик Сахаров никогда не нравился. Я инстинктивно чувствовал к нему… Нет, не ненависть и не презрение. Какое-то чувство отторжения было у меня к нему до самой его смерти. И всё это из-за трактора. Вот насколько сильны детские впечатления.
Кстати. Откуда взялся этот трактор? Были ли он на самом деле или его придумала наша учительница? Ведь зачем академику трактор? Академик должен научной работой заниматься, а не копаться на огороде.

детство, Свердловск-44, история

Previous post Next post
Up