Шайтанская волость. Часть вторая.

Dec 29, 2020 11:36


Предисловие.



Четыре Шайтанских завода

В первой части я напомнил читателям о других заводах с шайтанским названием: Висимо-Шайтанский, построенный в Акинфием Демидрвым в 1732 году под Нижнем Тагилом (Шайтанка 2) - сегодня называется Висим, Нейво-Шайтанский завод, построенный в 1800 году наследниками Саввы Яковлева и, собственно (Шайтанка 4), Васильево-Шайтанский (построен Никитой Никитовичем в 1732 году - Шайтанка 3), о котором ведем речь и который ныне превратился в город Первоуральск.

Но еще на территории Свердловской области еще один Шайтанский завод - отец и дедушка всех Шайтанских заводов на Урале (Шайтанка 1). И построил его в 1732 году тоже старший сын Никиты - Акинфий в 1727 году. Этот завод начал ковку железа из верхнетагильского чугуна. Первоначальное название поселения было Старо-Шайтанский Завод. Сейчас это село Чусовое, в котором каждую первую субботу июля проходит фестиваль «Чусовая России».

«Фестиваль «Чусовая России» - мероприятие, цель которого - превращение реки Чусовой в единый туристический кластер. Проект вырос из ежегодного фестиваля «Чусовая - река родная», который проходит в селе с 2001 года. В 2010 году фестиваль приобрел статус межрегионального. Второй фестивальной площадкой стало село Кын Лысьвенского муниципального района Пермского края.

С 2015 года в рамках фестиваля «Чусовая России» проводится ярмарка «КРуЧа» - (круг русского чая), на которую приезжают мастера и умельцы, а также проходит праздник Иван-чая нового урожая.» (Википедия).

Церкви волости

Васильево-Шайтанский завод



Васильево-Шайтанский завод (2 благочиние) Екатеринбургский уезд . Селение этого завода лежит в местности гористой, по западную сторону Урала, на Красноуфимском тракте (бывшем Московско-Сибирском) в 44 в. от г. Екатеринбурга и в 25 в. от ст. «Тарасково» Пермь-Тюменской железной дороги.

В 8 верстах от завода, по направлению к Екатеринбургу, между деревней Талицей и селом Ново-Алексеевским, на самом высшем пункте Красноуфимского тракта, саженях в 5-ти от него, в воспоминание проезда здесь в 1837 г. Императора Александра II-го, а тогда Наследника Престола, поставлен мраморный памятник, на западной стороне которого вырезана надпись: «Европа», а на восточной: «Азия».

Шайтанский завод раскинут по обоим берегам р. Шайтанки, впадающей ниже селения в р. Чусовую. Речка Шайтанка почти среди селения перехвачена заводской плотиной, от чего образовался пруд, длиною до 3 верст, шириною от 200 до 375 сажен. С юго-западной стороны завод окружен р. Чусвой, а со всех остальных - сосновым лесом. Климат местности, по его суровости, резким колебаниям температуры и вследствие частых туманов, бывающих здесь даже летом, неблагоприятен для здоровья жителей. Почва в селениях прихода каменистая и частью болотистая.

Предание гласит, что до основания Шайтанского завода, около того места, где теперь находятся фабрики, жили в двух-трех юртах башкиры и в непроходимых лесах, окружавших их поселок, занимались звероловством, а на реке Чусовой и ее притоках - рыбной ловлей. Местность та вообще была пустынная, страшная и башкиры прозвали ее «Шайтан» - лог, что в переводе на русский язык значит - чертов лог. Отсюда произошло название речки Шайтанка, а потом и самого завода.

Никита Демидович Демидов, тот самый, которому в 1702 г. Петр Великий подарил Невьянский завод и дал право «в угожих местах» строить заводы, нашел это «страшное» место весьма удобным для железоделательного завода и, с помощью денег, постарался удалить башкир от р. Шайтанки. Башкиры, заполучив с Демидова «гостинцы», ушли с своих родных мест к озеру Иткуль, приблизительно верст за сто. Собственно же самый завод (принадлежащий в настоящее время г.г. Берг) построен уже при сыне Никиты Демидова - Никите Никитиче, в 1731 году. За постройкой завода, по поручению названного Никиты Никитича, наблюдал сын его Василий. Вот почему Шайтанский завод в простом народе до сих пор известен под именем Васильевского. Для работы на новом заводе Демидов переселил крестьян из Московской, Нижегородской и Калужской губерний: принимал и беглых, и каторжных, и раскольников; все они, под именем «пришлых», причислены к заводу и оставлены наравне с крепостными. Образование Шайтанского прихода можно отнести к 1748 году. В настоящее время приход состоит из заводского селения и трех деревень - Ельничной (в 7 в. от церкви), Талицы (в 5 в.) и Подволошной (в 2 в.). Православных жителей в приходе за 1900 г. считалось 6508 д. об. п., из них 6252 д. в самом заводе. Есть в приходе и раскольники. Они принадлежали и принадлежат к беглопоповцам или, по теперешнему, к стариковщине. Особенную силу раскол здесь имел в последней половине XVIII ст. и в первой XIX-го. Расколом за это время заражались иногда даже семейства церковного причта. Но с 1836 г., когда приверженцы беспоповщины, начали присоединяться к церкви на правилах единоверия, раскол пол. В настоящее время в Шайтанском заводе насчитывается старообрядцев только 14 душ обоего пола.

Главное занятие жителей составляют заводские работы; здесь обращается более тысячи человек. Много народа находится в подрядах при рубке дров, углежжении и при вывозке угля из «куреней» в завод. В зимнее время немало жителей занято перевозкой различных тяжестей: руды, чугуна и железа. Занимаются также старательскими работами на местных золотых приисках, а некоторые весной отправляются на прииски в Верхотурский уезд. Есть и кустари; занимаются изготовлением разных вещей, необходимых в домашнем хозяйстве. Хлебопашество ведут немногие: позднее тепло весною и ранние инеи не благоприятствуют его развитию.

Первая церковь в Шайтанском заводе, деревянная, во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла, заложена была в 1748 г., по благословенной грамоте Тобольского и Сибирского митрополита Антония, и освящена в 1750 г., по благословению Тобольского митрополита Сильвестра. Храм был построен владельцем Демидовым и снабжен всем необходимым и в достаточном количестве. Пугачевскими шайками, свирепствовавшими в Шайтанском заводе с 19 января до 15 февраля 1774 г., церковь была ограблена и все ценное было унесено. От этого времени и до 1820 г. Шайтанская церковь отличалась крайней бедностью во всем. Если храм и не разрушился в конец, то исключительно благодаря церковному старосте Алексею Панову, который в течении 25 лет, «в том время, когда в Шайтанке священники были слабого поведения и церковь состояла почти в руках старообрядцев - управителей, поддерживал оную во всех требованиях настоятельным образом в настоящем по возможности порядке» (рапорт благочинного Попова Пермскому Преосвященному Иустину в окт. 1816 г.).



Собор Петра и Павла в Первоуральске

22 апреля 1820 г. церковь сгорела. Удалось вынести все, кроме колоколов, которые и расплавились. Место, где был этот первый храм, обнесли каменной оградой, а на месте под св. Престолом воздвигнули из кирпича памятник, увенчанный крестом. Все это сделано на заводской счет в 1847 году.

Вместо сгоревшей церкви, в 1821 г., по благословению Преосвященного Иустина, иждивением владельцев завода Ярцевых, построена каменная одноэтажная церковь. Сооружена она в 124 саж. к северу от места прежней церкви, на противоположном - правом берегу р. Шайтанки. Все здание церкви заложено на фундаменте из дикого камня, облицованного снаружи чугунными плитами. В постройке церкви принимал очень деятельное участие управитель завода Григорий Абрамович Уренцов. Старожилы рассказывают, что он с женою своею, в виде благочестивого подвига, тайным образом, в ночное время, сам подтаскивал к церкви кирпич и другие строительные материалы. Этот, до сих пор существующий храм, имеет три престола: главный, во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, второй, в правом приделе, - во имя св. Апостола и Евангелиста Матфея и третий, в левом приделе, - в честь преподобного Иоанна, Спасателя Лествицы.

Главный Петро-Павловский храм освящен 22 окт. 1822 г., по благословению преосвященного Иустина, придельные - 25 и 26 июля 1828 г., по благословению преосвященного Пермского и Екатеринбургского Дионисия. Атласный небесного цвета антиминс в пределе Иоанна Спасателя Лествицы, освященный преосвященным Дионисием, существует и доныне, как новый. Иконостас в главном храме трехъярусный, весь вызолочен; в приделах же иконостасы двухъярусные, также вызолочены. Длина храма 19 ½ саж., ширина 8 ½ саж., высота 23 саж. Колокольня построена на одном основании с церковью. Главы на церкви и колокольне и восьмиконечные кресты на главах сделаны из меди и вызолочены червонным золотом.

В 1846 г.-1847 г.г. церковь обнесена каменной оградой.



В настоящее время (1902 год) Шайтанский храм богат как утварью, так и священно-служительскими облачениями. В храме наиболее замечательны по древности: а) крест напрестольный, серебряный, чеканный, четырехконечный, с надписью на обороте «1742 г.»; б) две парчевые ризы золотой ткани, пожертвованные в 1760 и 1770 г.г.; употребляются иногда при богослужениях и поныне; в) на колокольне два колокола (по величине 4-й и 7-й из девяти), с одинаковою почти надписью на них - такою: «приложен сей колокол к церкви святой великомученицы Ирины боярыней Анной Леонтьевой, с детьми своими бояры - со Львом Кирилловичем, с Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиными в том же дворе 180 году» (т.е. в 7180 г. от сотворения мира, - в 1672 - 1673 г. по Р. Хр.). Когда и кем эти колокола пожертвованы в Шайтанскую церковь, неизвестно.

Близ завода, на горах, есть две деревянные часовни: одна во имя Вознесения Господня, существует с незапамятных времен, а другая - в честь свв. Кирика и Иулиты, построена в 1877 г., в память избавления завода от чумной эпизоотии. К часовне этой ежегодно 15 июля совершается крестный ход. Есть часовня и в д. Талице; часовня большая, с колокольней, обнесена оградой.

Священники Шайтанской церкви живут в квартирах, предоставленных заводоуправлением, а псаломщики получают из церковных сумм квартирные пособия по 24 руб. в год. В заводе существует с 1893 г. смешанная церковно-приходская школа, помещающаяся безплатно в здании, принадлежащем частному лицу.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Васильево-Шайтанский завод единоверческая церковь



Васильево-Шайтанский завод единоверческая церковь. Петро-Павловская церковь. Единоверие появилось в селении в 30-х годах 19 столетия, и единоверцы принадлежали сначала к Ревдинскому приходу, для моления же собирались в бывшую старообрядческую часовню. В октябре месяце 1853 года часовня эта сгорела, и в 1858 году прихожане, несмотря на противодействие управителя завода Машарова, который отвел место для новой часовни вне селения и не давал рабочих и материалу на постройку, выстроили новую обширную часовню, которая в 1861 году 1 октября была обращена в церковь, во имя святых апостолов Петра и Павла. Со времени постройки, эта деревянная церковь, остается без перемены. В 1877 году, по случаю падежа скота, в селении установлен крестный ход 15 июля, с молебнами на площадях и в домах прихожан. Прихожан числится 371 мужского пола и 362 женского пола. Для причта имеется дом. К приходу принадлежат деревни Коновалова и Починок.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

краеведение, История, Урал, Первоуральск

Previous post Next post
Up