Поселок Постоянный на карте будущего Новоуральска появился одним из первых. Напомню, что в годы войны вместе со строящимся заводом № 484, а затем № 261 появились пять небольших поселков: Фанерный (Зеленый), Первомайский, Временный (Строителей), Постоянный, ГУЛаг общей площадью 12 тыс. кв. м. Поселки располагались не далее одного-двух километров от объектов строительства. К 1944 году в поселках было уже 62 дома и барака.
Красным цветом выделен поселок Постоянный. В 1944 году в нем было восемь бревенчатых домов и два коттеджа
В Фанерном, Первомайском и Временном поселках все дома были барачного типа - деревянные или даже фанерные. Постоянному поселку повезло больше, потому что здесь были выстроены двухэтажные двенадцатиквартирные добротные дома. Да, тоже деревянные, бревенчатые, но люди понимали, что уж эти-то строения простоят не один десяток лет. Так и вышло.
Поселок Постоянный был построен в короткий срок - в 1942-43 гг. Брус для домов везли из Соликамского деревообрабатывающего завода. В одном из документов поселок называется "Постоянный поселок "Рубленый".
Первыми были построены дома на нечетной стороне: №№ 1, 3, 5, 7, 9 (потом они стали нумероваться как 29, 31, 33, 35, 37). Чуть позднее построили на четной стороне. Был в поселке еще и одноэтажный щитовой дом № 4 и два двухквартирных коттеджа, которые находились где-то в районе нынешней гимназии № 41.
Из надворных построек "Рубленого" поселка было: 5 деревянных сараев по 12 отделений каждый, наружные уборные (две шт., одна с пятью очками, другая с четырьмя). То есть у каждого дома был свой сарай, где хранили, в основном, дрова. Квартиры были с печным отоплением, которое убрали только в начале 60-х годов, когда дома капитально ремонтировали.
Меня, честно говоря, заинтересовали наружные уборные. По рассказам моей бабушки, которая жила в доме № 31 с конца 50-х годов, туалеты в квартирах были. Зачем же тогда еще и на улице? Могу предположить, что изначально, в 40-х годах, удобства были только уличными.
А вот ванной комнаты изначально точно не было. Позднее жители стали на кухне ставить ванные и огораживать их занавеской.
Зато была кухня! И это сильно отличало дома от остальных бараков, где не было кухонь вообще, и жителям приходилось втихушку готовить еду на электроплитках.
Это моя бабушка около дома № 31. В левом верхнем углу на фото видны сарайки
Конечно, даже без ванной и с печным отоплением эти двухэтажные дома в Постоянном поселке считались самыми комфортными для проживания. Даже если получали не квартиру целиком, а только комнату, все равно считалось, что это намного лучше, чем комната в бараке. Хотя, Семкина Е. А. (первостроитель города, инженер на заводе № 261) вспоминала: "В январе 1945 года получила в рубленом доме комнату, где даже не было освещения, а печь так обогревала, что к утру замерзала вода. Долго не могли провести электрический свет и поставить дополнительную железную печку. А у меня маленький сын и больная мать". То есть поначалу и здесь не все было ладно.
Вход в подъезд
Моя бабушка, получив комнату в рубленом доме, была безмерно счастлива. А позднее и вся двухкомнатная квартира досталась им. Она рассказывала, что во всех квартирах, которые находились на первых этажах, был подпол. Хранили там овощи с огорода. А еще она прятала от мужа в подпол самогонку, которую дед все равно находил. Да и сам иногда прятался там от гнева жены, когда возвращался с работы подшофе.
Худющие пацаны 60-х
Особенностью рубленых домов были небольшие балкончики. Причем, балконы на первом этаже находились практически на уровне земли. Такой балкончик был и в квартире моих бабушки и деда. И бабушка часто со смехом вспоминала, как периодически утром обнаруживала чужого спящего мужика у себя на балконе. Дело в том, что в те времена нельзя было шастать по городу в ночное время пьяным. Если милиция увидит - загребет в вытрезвитель. А это означало, что на работу отправят бумагу, после которой могли и уволить. Вот пьянчужки и отсыпались на балконах первых этажей. Утром хозяйка выйдет и разбудит бедолагу.
Долгое время во дворах стояли сарайки, но это уже были не дровяники, а склад ненужных вещей. Хотя многие держали в них кур и даже свиней.
Дом № 31 и балкон бабушкиной квартиры
После войны поселок Постоянный стал активно расширяться: помимо улицы Ленина, появляется улица Маяковского, Строителей со сталинскими двухэтажными домами и коттеджами (кстати, именно в них жили первые лица комбината). И хотя каждая улица уже была индивидуальной, место еще долго называли поселком Постоянным.
9 мая 1945 года в Постоянно поселке появилась первая улица - Победа. Эту историю я уже
рассказывала не один раз, а потому не буду повторяться.
В марте 1947 года в наш город приехал Виктор Семенович Кислицин. Их семью поселили в новеньком (1946 года постройки) доме № 40, где жили, в основном, в отдельных квартирах инженеры комбината с семьями. Отца Виктора пригласили из Нижнего Тагила как специалиста. Виктор в то время был еще дошкольником, но кое-что помнит. Помнит, например, как переименовали улицу Победа в Берия. Есть и такая легенда в городе. В один из своих приездов Берия прогулялся пешком по улице Победа от нижней площади до верхней (то есть от театральной до Центральной), а наутро часть улицы, где он прошел, переименовали в Берия. То есть буквально люди утром проснулись, а у них на домах все таблички с названием улицы сменили. Как долго улица носила имя руководителя НКВД, никто достоверно не знает. Но поменяла она свое название на старое так же внезапно, и вновь стала Победа.
Первое впечатление от города было не очень радостным: бараки, грязь, отсутствие фонарей, постоянная стройка и колонны заключенных. После большого Нижнего Тагила строящийся Новоуральск казался огромной дырой. Но такое удручающее впечатление он производил почти на всех, кто приезжал сюда жить и работать в конце 40-х - начале 50-х годов. Потом люди понимали, что у города большое будущее.
Была в поселке и своя котельная. Находилась она за нынешним домом № 28 по улице Ленина. Тот же самый Виктор Семенович вспоминает, как он семилетним мальчишкой вскарабкался вверх на котельную по лестнице, которая была снаружи, и уже наверху испугался того, что сделал.
Именно в Постоянном поселке появляется первый каменный магазин в городе, до этого либо строили деревянные, либо просто открывали лавку в бараке. Этот каменный магазин до сих пор существует. Кстати, поселку повезло, потому что на его территории было аж два магазина - рядом с каменным стоял деревянный. И если в каменном были продовольственные товары, то в деревянный был промтоварным.
Деревянный "Промтоварный"
Где-то в Постоянном поселке бежала речушка, возможно, та самая Акулинка, которую потом загнали в трубу. Ю. Анурьев в своей книге "Новоуральск. Годы и судьбы" писал: "Второе большое болото было на месте нынешней Театральной площади. Его образовывала речка Акулинка. Сейчас она взята в трубы, болото осушено. Еще в 50-х годах дети из близлежащих домов играли на ее берегах, пускали кораблики, малышня даже купалась".
На углу Ленина-Садовой, где сейчас находится небольшой безымянный скверик с круглой клумбой, когда-то бил родник. И жители поселка ходили к нему за водицей. Говорят, что именно поэтому на этом углу ничего и не построили - слишком болотистое место.
P.S. Совсем недавно состоялся показ спектакля-променада "Созидатели". Драматург Екатерина Пономарева, написавшая сценарий, когда приехала в город, очень расстроилась, что большую часть деревянных чешуйчатых домов снесли. И тогда в сценарии появился новый поворот - главные герои Даша и Сергей через сто лет радуются, что один дом все же оставили и сделали там музей. Конечно, это задумка автора, но кто знает...