Привет, мои любимки :)
Давно порывалась написать пост про влияние книг на мою жизнь, славься
guriny , который
запустил это у нас. Но то работа, то ещё всякое разное, однако мозг хранил и перерабатывал в себе текст, который я выдам, и вот пришло время. Пам-пам-чикипам.
Сейчас я совсем не читаю книг. Это отвратительно. Мне их дарят, я их выигрываю где-то, но динамика моей сложившийся жизни в последние три года не оставляет времени на то, чтобы сесть, укутаться в пледик, как положено хозяйкам кошек, и почитать. Как только у меня случается пледик, то получается два-три абзаца, и крепкий сон. Длинный текст, даже самый интересный, работает хлеще, чем бокал шампанского. Спать! Срочно. Исключением для того, чтобы я увлеклась книгой, является только нахождение в длительной поездке (сутки-двое в поезде, к примеру) и другие подобные ситуации, когда спать уже некуда, и скука приказывает что-нибудь прочесть или отобрать сканворд у спящего дедули.
Но так было не всегда.
Мама рассказывает, что я и мой младший брат с детства любили книги. Особенно я. Мелкая Женя очень бережно относилась к книжкам с картинками и очень рано научилась читать. Помню, как меня жутко бесило в первом классе, когда все еле-еле учились читать по слогам, а я могла уже сказки народов мира декларировать. Каждый урок чтения я, нетерпеливо ёрзая на стуле за партой, слушала, как мои одноклассники, отнимая время у урока, соединяют буквы в слова, спотыкаясь и ошибаясь. Владеть терпением в детском возрасте у меня с трудом получалось, и иногда некоторым самым глупым личностям, в основном мальчишкам, приходилось высказывать то, что «лучше бы читать научился, а машинку я у тебя заберу». Недолго длилось это счастье, пацаны росли быстро, сильнели и смелели тоже... Пришлось понять, что умение читать - это не главное.
В начальных классах были иногда интересные уроки, когда ученики презентовали книги, которые они читают. Мне очень нравилась эта тема, и всегда я готовила доклады о прочитанном материале и первая тянула руку, чтобы меня вызывали к доске. Но везло нечасто, и вызвали меня к доске однажды, когда я совсем не была готова.
Сосед по парте, двоечник Женька взял с собой рассказы тогда моего любимого писателя Евгения Чарушина. Евгений Чарушин писал о животных для детей, и читать его короткие повествования в картинках (он, кстати, сам иллюстрировал свои творения), доставляло мне большое удовольствие. Книжка моего соседа по парте называлась «Кот Епифан», и к моей досаде, я не читала этого рассказа. Я попросила Женю, если его не вызовут к доске, а вызовут меня, выступить с этой книгой, будто она моя, но времени на изучение нового рассказа было катастрофически мало. И вызвали меня.
С улыбкой на лице я хвасталась новой книгой, но рассказать о ней ничего не могла.
- Вот! Кот Е... пфифан!
- Так про что эта книга? - спросила меня Надежда Ивановна, моя первая учительница.
- Про кота. Про кота Епифана!
- И? - ждала продолжения Надежда Ивановна.
- Жил был кот, - начала сочинять я. - Он был пушистый и красивый.
- Женя, ты читала эту книгу?
- Нет, - честно сказала я.
- А зачем ты тогда с ней вышла?
- Это мой любимый писатель, и я подумала, что...
- Садись, Женя, очень ты меня сегодня расстроила.
В тот день я вся в печали пришла домой и нажаловалась маме на то, что не прочитала «Кота Епифана». Через несколько дней мама купила мне большую книгу Евгения Чарушина с его картинками. «Кот Епифан» в этой книге тоже был. Счастье беспределило - я прочитала буквально за два дня всю толстенную книгу!
Когда я заканчивала первый класс, мама подарила мне книгу «Невероятные и удивительные приключения Тома и Джека».
Скажу одно - эта книга стала для меня судьбоносной, потому что после знакомства с Томом и Джеком я начала рисовать смешные рисунки и писать стишата. Мой первый стих был про меня и про брата Пашку. Говорилось в нём о том, что я очень загружена, а Пашке всё ни по чём, и вот я сижу в комнате и делаю уроки, а он катается с горки во дворе. Мама где-то хранит этот стишок. Помню, кто-то показал мой первый стих Надежде Ивановне, она меня похвалила, и потом я стала заваливать её своими стихами и картинками. Учительница посоветовала маме отдать меня в художку, но почему-то в художке я не училась.
Итак, про книгу. «Невероятные и удивительные приключения Тома и Джека», 1993 года выпуска, состоят из двух частей. Первая - это проза, детские рассказы про кота и щенка.
Вторая - картинки в стихах.
Вот так я полураскрылась творчески. Друзья ценили меня за это, и в награду получали какую-нибудь тетрадочку с комиксами про «Приключения Жени, Лены, Люды и Лопаты». Комиксы я рисую до сих пор, да. Стихи... И это тоже бывает. Теперь вы знаете, откуда.
Потом, когда я подросла, книжки в подарок от мамы начал получать Паша, и мне приходилось перечитывать за ним. Однажды это сыграло со мной не очень приятную шутку.
В пятом или шестом классе у нас редко, но были мои любимые уроки-презентации книг, я пришла с «Баранкин, будь человеком» и неожиданно для себя получила критику от учительницы литературы.
- Женя, ты не считаешь, что эта книга тебе не по возрасту? - сказала она.
- Нет, - сказала я.
Потом было долгое объяснение, что «Баранкин» - для детей, а я уже почти подросток, и надо читать более взрослые книги.
Меня это возмутило тогда, я сердилась на свою учительницу, но в итоге записалась в библиотеку и подсела на детективы для подростков. Детективы для подростков - это выгодные книжки для презентаций, и лет до 14 я могла смело с ними ходить и рассказывать про поиски призраков и прочей фигне. Но это было совсем не то, это не вдохновляло, потому что для галочки. Я читала, чтобы быть в теме. А когда началось это выполнение школьной программы, где тебе навязывали книги, которые надо прочесть, этот Толстой, непонятный совершенно для 15-летнего ребёнка родом из девяностых, книги начали вызывать отторжение. «Я не хочу это читать, почему меня заставляют? Почему я должна читать то, что мне не нравится? Это не интересно!». Всё во мне бунтовало, поэтому я и не читала этих громоздких и непонятных для моего подросткового мозга томов. А написать сочинение о любви мне и так хватало умишка, просто вписывала имена героев и приплетала мишуры. Иногда схватывала тройки, конечно (видимо, где-то имена перепутала), но потом их исправляла.
Что я читала в старшем школьном возрасте? Да только то, что поможет мне выучиться на четвёрки и пятёрки, сдать экзамены и поступить в институт. Биологию, обществознание, историю... Лишнее в моей голове мешало и отвлекало.
Потом я стала студенткой, Пашка тоже закончил школу (на отлично, кстати) и увлёкся рок-музыкой. Он играл в группе, а они там все немного туту, и, в общем, начал братишка покупать странные книги. Альтернативную прозу. Ну там, знаете, «Бойцовский клуб» Чака Паланика и всё остальное Чака Паланика. Эти книги потом перечитывала и я, и мне до безумия нравилось то, что я читаю: чернуха, кровь, секс, письки в пылесосах, отрубленные пальцы, сумасшедшие люди. Неужели так можно писать? Паланик и его подобные раздували человеческие пороки до необъятных размеров, а своих героев демонизировали до запредельности, и тогда в моей голове начала складываться картинка о неидеальном человечестве сегодняшнего дня. Я читала про наркоманов, алкоголиков и проституток, о том, что в их голове творится, и хотела так же гениально писать. Примерно в то время я прочитала и книгу
gensek_brezhnev , да, он хороший писатель, по той самой жести, только немного мягче.
И как же это странно, что меня миновали модные тогда Бегбедеры и Коэльо. Ну, как миновали. Частично. То есть я как бы с ними знакома, но на уровне одной-двух книг.
В 2012 году я выиграла в КВНе электронную читалку, в которую можно закачать много-много всяких книг, и туда в первую очередь я накидала альтернативной прозы. Чуть позже туда попал Довлатов. И это, пожалуй, лучшее, что было из мною прочитанного в более зрелом возрасте.
Я считаю, что книги должны быть не просто книгами. Они должны вдохновлять. Не просто «заинтересовать», «встряхнуть», «заставить переосмыслить», а помочь начать что-то делать. Как меня в первом классе - насмотревшись на Тома и Джека, я начала рисовать комиксы и писать стихи. Да, это баловство, но это творчество, к которому подвела книга. Любая книга может развлечь и отвлечь, а стать твоим вдохновителем - нет. И я до сих пор ищу эту новую, взрослую уже книгу, которая вдохновит на что-то новое.