То ли Елтыш, то ли нет.

May 19, 2019 01:58

    Вчера мы ходили в поход. Небольшим таким коллективом в пять человек. Сверхзадача у нас была такова - найти камень, вернее скалу, которая называется Елтыш. Судя по карте этот самый Елтыш должен стоять на берегу реки Нейвы. На Нейве тоже есть камни, конечно не такие огромные и красивые, как на Чусовой, но всё же есть. И первый от истока камень, который стоял на берегах нашей реки называется Крутяк. После того, как речку Нейву запрудили, этот самый камень Крутяк стоит на берегу Верх-Нейвинского пруда. А Елтыш должен быть по счёту четвёртым. А вот какие камни между ними - это я забыл. Бывает.
    Про камни нам рассказал П.А. Исаков. И естественно, весь поход к Елтышу был его идеей. Нужно было разведать - стоит ли этот Елтыш того, чтобы водить туда туристов. Собираемся на вокзале. Дождь. Прежде чем поехать, я долго думал на тему "а ну его нафиг". Мокнуть мне не хотелось. Потом всё ж решился. Если люди поехали, то и я... И вот мы в Невьянске. Оттуда надо ехать в Нижние Таволги, а потом пешком вдоль Нейвы в сторону  Сербишино.

Участники похода. Алексей Ращупкин, В.В. Семёнов, Н.Ф. Рябова и П.А. Исаков.





Стоим как раз напротив магазина "Кедр".




Первый сюрприз настиг нас ещё в Невьянске. Автобус на Таволги и Сербишино в расписании указан был, но вовремя не приехал. Автобусы в Быньги ходят часто, чуть ли не каждые десять минут, а вот дальше в лес - это уже четыре раза в день. Зачем в эту глушь часто ездить? И недавно сербишинский автобус перешёл на новое расписание, которого пока нет ни в Интернете, ни на остановках.
-А ладно. Поехали в Быньги, подождём там.




В Быньгах стоим на остановке. Остановка вся покрыта письменами. Из которых цензурная только одна надпись. Вот эта:"Я добьюсь, я обещаю". Всё остальное осталось за кадром из соображений гуманности. Интересно, кто это и чего обещает, чего добьётся?




Быньговский волк нам товарищ. Сидит, смотрит.




А мы пошли к памятнику Победы. Неужели закрыто?




Оказалось, что закрыто всего лишь на задвижку. Чтоб козы по памятнику не ходили.




А дождь всё идёт. И радости нам это не прибавляет. Может хоть к одиннадцати часам стихнет?




Павел Анатольевич конечно стал расспрашивать местных жителей. 
-А где у вас тут Бунарка?
Кто-то знает, где Бунарка, и машет рукой в том направлении, кто-то говорит, что Бунарка - это в Новоуральске. Расспросы о Бунарке имеют всё ту же цель, которой я однажды писал. А именно - доказать, что название нашей речки произошло от немецкого слова "Буна". Это слово - гидротехнический термин. Павел Анатольевич ищет подтверждение своей гипотезе. И вроде бы она подтверждается. Ведь быньговская Бунарка - это небольшой канал, искусственное русло, прорытое золотоискателями.
    А быньговские "волки" - это всего лишь невероятно грязные псы.




-А где тут у вас камень Елтыш? - продолжает спрашивать неугомонный краевед.
-Ну, мы этим не интересуемся.
Наконец подходит наш автобус, и мы едем в гончарные Таволги.




Карта, компас и джипиэс велят нам идти вон туда. Елтыш должен быть именно там.







Мимо гнома.




Мимо пушки.




Мимо монументальной деревянной лавочки.




Верной дорогой идёте, товарищи! Ещё на полградуса к северу и там он и будет.




А вокруг нас дожди и туманы.







Лес, ручеёк, глубоко промятый в грязи тракторный след. И сырость.




Когда дождь немного прекращаетися, на нас начинают лениво слетаться необыкновенно крупные комары. Но нас сегодня так просто не укусишь. У нас куртки, шапки, перчатки.




Сворачиваем с грязного следа. Выхолдим к Нейве.




Нейва здесь широкая и полноводная. Она ничем не напоминает привычную нам речку Канализацию.







А эта содранная кора на деревьях, как говорят, последствия ледохода. Неужели льдины доходили досюда? Это ведь довольно далеко от воды.
-А если это бобры?
Но признаков бобров здесь нет никаких. Ни завлов, ни плотин, ни множества погрызенных деревьев.




Это расширение реки, как сказал Павел Анатольевич, дело рук человека. Здесь раньше была плотина. Для чего её построили - это осталось неизвестным. Но скорее всего и эту плотину тоже построили золотоискатели. После расширения река сужается, и в этом месте шумит перекат.




А место справа от переката - это и есть Елтыш. Так обозначено на карте. Елтыш обозначен на карте точно таким же значком, каким обозначают скалы.
-А что значит само это слово?
-Елтыш значит чурка, чурбан, обрубок.
Вероятно, имелся в виду какой-то одинко стоящий объект. Стоит как пенёк-чурбан посреди леса.
    Если на карте он здесь, то надо ж его найти. Вдруг это красивая скала, прекрасный вид и всё такое?




Лезем вверх. Но увы... Никакой красивой скалы тут нет. Камни есть, но камней на Урале больше, чем людей. Назвать эти камни красивыми скалами язык не поворачивается. Значит врут карты. Что ж. Отрицательный результат - тоже результат. Значит водить туристов сюда не за чем.




Мы сидим на этом Елтыше, жжём костёр и разговариваем про то и про это. Дождь прекратился, но иногда с деревьев падают тяжёлые капли.




Именно тут я и услышал историю про Люду Дебильную и прокурора. А потом мы пошли дальше. А вот дальше у нас будет место, где стоял староверческий скит, который называется Богодан. И вдруг мы видим мраморный памятник. Прямо в глухом лесу.




Вот он поближе.




Про скиты староверов знают все. Знают, что уходили они в глухие леса, чтобы скрыться от властей и молиться в уединении. Вот и тут стоял такой скит. Две-три избушки и огород. Жили тут иноки и молились. Точно также, как и в Таватуе, как и во многих других местах Урала. А люди приходили к инокам за советом и приносили сухарей. А когда иноки отходили ко Господу, их и хоронили здесь же. Тут три могилы, памятник поставлен только на одной. Кто здесь похоронен? А похоронен тут инок Варлаам.
Написано: "На сем месте погребено тело раба Божия инока схимника Варлаама. Вечная ему память".




На дереве висит "савкинская" икона, напечатанная на бересте. Такие иконы делает в Невьянске предприятие, которым руководит Пётр Савкин..




А на других гранях памятника написаны довольно интересные вещи. "Отъ Н-Тавалотскаго общества христiятъ". Так и написано "христият". Наверное, хотели написать "християн", да ошиблись. А переделывать столь дорогой памятник не стали. Это вот слово "християн" и говорит нам, что памятник поставили староверы. "Официальные" православные христиане написали бы по-другому. Только староверы подчёркивали, что именно они есть истинно православные христиане, а всех других христиан они считали "ложными" или даже "еретиками".




Ещё одна грань памятника. "Сей памятник воздвигнутъ отъ Адама 7424 года июня 5 дня". Чтоб перевести на современное летоисчисление отнимаем 5508. Получается 1916-й год. И скорее всего, инок Варлаам жил на уральской земле раньше этой даты. Может быть, сильно раньше, лет за сто или даже двести. А память о нём сохранялась, и рассказы о нём передавались из уст в уста. Здесь же стоял простой деревянный крестик.
    А потом, когда старообрядцы вышли из тени, они и решили поставить этот памятник. Гонения на старообрядцев тянулись столетиями. Им многое было запрещено. Например, запрещено было строить свои храмы. И даже хоронили своих иноков они часто тайно. И вдруг царское правительство начало относиться к ним более благосклонно. Тогда и появился памятник. А поставили его скорее всего на "золотые" деньги. На деньги , заработанные золотоискателями.




И не знали эти люди, что всего через год после установки этого красивого памятника начнутся новые гонения, которые загонят их подполье ещё на долгие годы. Памятник явно кто-то колотил кувалдой или молотком. Какие-нибудь шустрые комсомольцы так боролись с религией.




Особенно потрадала "голова" памятника. Может быть, тут был крест и его разрушили?




Перед памятником стоял навес, под которым собирались те, кто пришёл поклониться памяти инока Варлаама. Он рухнул, не выдержав непогоды, сырости и тяжести снегов.




А нам предстоит ещё последний отрезок нашего похода. Нужно взойти на Голгофу. На гору Голгофу, которую батюшка Симеон построил своими руками, натаскав тяжёлых камней снизу. Мы идём и идём по лесу, а горы всё нет. Вернее горы есть но не те. Та гора - Афонская, она должна быть крутая. А каменная Голгофа с крестом - на самой её вершине. Почему в уральских лесах появились Афон и Голгофа, вы, наверное, уже знаете.




А Надежда Фёдоровна вдруг вспомнила, как она была в Иерусалиме на настоящей Голгофе.
-И там я потерялась. Отстала от группы.
Потерялась в чужой стране, не имея ни паспорта, ни представления о том, куда нужно идти и где искать своих.
-Бегаю я, бегаю, три раза всю Голгофу обежала. Нет наших.
Конечно, там в Израиле "наш народ", но всего лишь на четверть. Тогда Надежда Фёдоровна обратилась к Богу с мольбой, а к полицейскому с вопросом. Он оказался как раз из той самой четверти. На хорошем русском языке посоветовал не волноваться и сказал, что группа сейчас выйдет. И точно.
-Смотрю, а навстречу мне наши идут.
    Голгофа и крест батюшки Симеона показались неожиданно. Оказывается, гора Афон крутая только с одной стороны. С той, что спускается к реке. А мы шли со стороны пологой. Именно поэтому я и не узнал  место, хотя был тут два раза.




А вот и яма, где была землянка батюшки.




Мы нашли потухшую свечку и зажгли её у подножья креста. Даже отсюда можно разглядеть её крошечный огонёк.




А потом  мы спускались по крутому склону вниз, к роднику, реке и подвесному мосту.







Родник.




Мост.




И наконец мы вышли к деревне. Сколько ж здесь черёмухи. Кажется, что оба берега Нейвы покрыты белыми, благоухающими цветочками.







А это то самое поле, где мы прошлым летом собирали иван-чай. Бурые, пожухлые стебли - это он и есть. Иван-чай.




Мы входим в Сербишино. И опять нас встречают псы. Куда ж без них.







Нам нужно добраться до остановки и дождаться обратного автобуса в Невьянск.




Красивая "лазерная" табличка с номером дома.




А там, вдали - наша остановка. Поход наш окончен. И хочется сказать спасибо всем нашим. Это было здорово!




А потом мы долго едем по грунтовой дороге и дремлем под завывания автобусного двигателя. Асфальтовую дорогу до этих мест и дальше пока так и не построили, хотя строительные работы идут. Поэтому автобус воет, жалуясь на грязь и камни под колёсами. Поход наш окончен. Задачу свою мы выполнили. Елтыша не нашли, зато видели красивую полноводную Нейву и прошли очень интересным маршрутом. От староверческого скита инока Варлаама к келье батюшки Симеона. А уже в Невьянске мы встретили Женю jennifer_hot Она ехала с работы  из Цементного, и села в ту же маршрутку, что и мы.
-Ты ведь напишешь постяру про поход? - спросила у меня Женя.
Вот. Написал.


памятники, Невьянск, Нейва, природа, походы

Previous post Next post
Up