Чем известен город Каменск-Уральский? Что с ходу мы можем вспомнить об этом городе? Что там плавят алюминий. Что там ликвидировали все троллейбусные маршруты, а потом посадили какого-то чиновника, который этим занимался. Посадили не за вредительство, а за то, что лишку украл на попиле этих самых троллейбусов.
Всё это так. Но самое удивительное в городе Каменске-Уральском - это колокола. Именно там льют колокола для церквей, монастырей. И даже для Святого Пантелеимона на Афоне. Льёт колокола завод, который называется "Пятков и сыновья". И один завод Пяткова в Каменске-Уральском в год производит колоколов больше, чем вся Европа. Раньше, когда отливали колокол, нужно было сочинять всякие небылицы и распространять их среди своих знакомых. Примета была такая. Без этого колокол плохо звучать будет. Сейчас этот старинный обычай сочинять небылицы уже забылся, и "насчёт Европы" - это истинная правда.
Производство колоколов - захватывающее зрелище. Как кто-то сказал - жидкий огонь течёт и застывает и получается музыка.
И я, увидев эти фото, был просто заворожен. Начинается колокол с гипсовой модели.
Потом эту модель обтачивают, придавая ей вид идеального тела вращения.И прикрепляют накладные узоры, надписи или изображения святых, отформованные из пластика.Здесь новые технологии пришли на помощь мастерам в их древнем труде, имеющем многовековую историю.
А потом на основе гипсовой модели отливают форму, в которую и будут заливать бронзу. Получается двойной процесс отливки. Практически каждая форма - уникальна. Не бывает двух одинаковых колоколов. И вот самый ответственный момент - заливка. Расплавленный металл заливают в тигель с формой. Иногда он бывает вполне скромных размеров, иногда - огромный, трёх-четырёх метров высотой. Самый крупный колокол завода Пяткова был около пятнадцати тонн весом и предназначался он для екатеринбургского храма Большой Златоуст.
Дальше колокол долго остывает. Чем больше колокол, тем дольше. И всё это время мастера переживают. Хорошо ли он вышел, всё ли так, как нужно. Если же что-то пошло не так, и в какие-то уголки формы металл не залит, то там могут быть пустоты, которые потом обязательно скажутся на "голосе". Колокол - это ведь не просто литое металлическое изделие. Это музыкальный инструмент.
А когда колокол полностью остыл его полируют, придавая бронзе золотистый блеск.
И завершающая часть работы - проверка голоса. После этой операции становится окончательно ясно, займёт ли новый колокол своё достойное место на высокой колокольне храма, или его придётся разломать и отправить в переплавку. И пока фирма Пяткова не набрала большого опыта в производстве колоколов, разбивать и переплавлять неудачные колокола приходилось часто.
Посмотрел я эти фотки. И вдруг подумал. А не попроситься ли нам туда в блог-тур. Хотя Каменск - это всё же далеко. Но может выйти очень интересно. Я конечно никого пока не призываю. Но вдруг когда-нибудь...