Ранее я уже успел побывать во всех крупных городах Литвы, поэтому проложил маршрут данного путешествия иначе: с северо-востока на юго-запад, в основном, по сельским районам. Обилие и качество впечатлений, впрочем, от этого ничуть не пострадали - природа в республике живописная, с погодой в Литве мне всегда везло, а в малых городах тоже нашлось, что посмотреть.
На северо-востоке Литвы, где сходятся границы трёх республик, располагается настоящий озёрный край. Здесь сотни больших и малых озёр, и кажется, что на дороге нет ни одного места, с которого бы не открывался вид на какую-нибудь водную гладь.
Первое озеро (Лаукеса) появляется уже на латвийской границе, при въезде по шоссе Даугавпилс - Каунас:
А вот и первый литовский город - Зарасай (8 тыс.жит.), стоящий на берегу одноимённого озера:
Город не относится к числу древних - своим развитием он полностью обязан статусу уездного центра, который он получил в 19 веке уже в составе Российской империи. На снимке хорошо видна его главная доминанта - костёл Вознесения девы Марии (1862, необарокко). Ещё город известен тем, что тут родился генерал Пётр Врангель.
От Зарасая сначала поедем вдоль восточной границы, по направлению на Вильнюс. Вскоре начинается Литовский (сейчас Аукштайтский) национальный парк, где к озёрам добавляются сосновые леса. Здесь я полплёнки истратил на видовые слайды; приведу лишь часть, чтобы не утомлять:
Дороги в Прибалтике оказались далеко не везде асфальтированными, и за красивые виды порой приходилось глотать пыль:
Силуэт за озером Луодис принадлежит костёлу девы Марии (1911, неороманский стиль) в посёлке Салакас. Его колокольня высотой 72 м внушает:
Где-то в этих краях размещалась Игналинская АЭС. В те времена её местоположение не афишировалось, и я очень удивился, увидев указатель на станцию недоезжая километров 30 до самой Игналины. А Игналина оказалась неприметным райцентром - кроме оригинального здания автовокзала, больше ничего интересного я там не обнаружил:
От Игналины уже недалеко до Вильнюса, поэтому резко сворачиваем на запад, в самый сельский район Литвы - Молетский. Здесь вовсю идёт уборка сена, причём самым традиционным способом:
Сельская идиллия, с аистами и колосьями, продолжается и в соседнем Укмергском районе:
Но по мере приближения к Укмерге - первому крупному городу на нашем пути (27 тыс.жит.) - пейзаж на время становится урбанистическим. Пересекаем одну из главных литовских магистралей Вильнюс - Паневежис, которая тут служит кольцевой:
Отлично видно, что в 80-е годы трассы ещё не были загруженными, и передвигаться по шоссе на велосипеде было приятно и безопасно (сейчас бы я уже не рискнул). Делая по 150-200 км в день, я к вечеру благополучно добирался до очередного города или райцентра, и за рупь-полтора устраивался на ночлег в гостинице (пусть и не в номере-люкс). Однажды в каком-то посёлке гостиницы не оказалось, но я не растерялся и пошёл по дворам не как бомж-проситель, а как равноправный участник торговой сделки. С достоинством выпив литр парного молока прямо на крыльце хозяев коровы, вошёл к ним в доверие и в итоге получил уютное место на сеновале.
В любом случае, времени и сил на подробные осмотры городов с фотоаппаратом не оставалось. Вот и Укмерге я проехал насквозь, сделав всего лишь три кадра, хотя конечно город заслуживал большего. Известный с 14 века, Укмерге никогда не принадлежал ливонским рыцарям, но регулярно подвергался осадам и разрушениям с их стороны. Город смог спокойно развиваться лишь с возвышением Речи Посполитой, хотя и в дальнейшем случались несчастья в виде войн или эпидемий. С 1795 года, в результате третьего раздела Польши, город отошёл Российской империи и стал уездным центром. Как и многие другие малые города в черте оседлости, в 19 веке Укмерге, по сути, являлось еврейским местечком, и евреи составляли в его населении большинство вплоть до второй мировой.
Таким образом, историческое и архитектурное наследие города весьма разнообразно: сохранились городище ("замчище"), костёлы, православные и даже староверческие церкви, синагога, различные гражданские здания. В Википедии почему-то ни в одном языковом варианте не нашлось сносного описания или даже простого перечня городских достопримечательностей, поэтому тем, кто захочет ознакомиться и посмотреть их крупным планом, рекомендую белорусский сайт
radzima.org. А в наш кадр попала лишь одна из них, да и то за деревьями - изначально православный храм св.Троицы (1863), конфискованный в первый же год независимости (1919) в пользу католиков. Он стоит на главной улице Укмерге - Kauno gatvė или Каунасской:
В городе весьма обширный частный сектор, раскинувшийся по обоим берегам реки Швентойи. На её пойме даже пасутся коровы:
С другой стороны, очень удивило, что в литовских райцентрах новое жильё вводилось целыми кварталами. Обратите внимание - пешеходные дорожки сразу выкладывают не асфальтом, а плиткой:
Дальше едем в направлении Каунаса. Следующий районный центр - Йонава (35 тыс.жит.) - выглядит большим, динамичным городом. Новостроек здесь значительно больше, и они многоэтажные. Более того, на набережной реки Нерис замечаем немыслимые в советское время особняки. А безусловной доминантой является костёл св.Апостола Иакова (1793, классицизм), двойную колокольню которого один раз увидев, больше ни с чем не спутаешь:
Благополучие города было обусловлено богатым предприятием - ПО "Азот". Никто и не предполагал, что уже через 4 года здесь произойдёт страшная авария, с выбросом в атмосферу несколько тысяч тонн ядовитых газов - аммиака, хлора, закиси азота.
От Йонавы уже рукой подать до Каунаса - меньше часа неспешной езды по берегу Нериса. Несмотря на все оговорки, материала по Каунасу наскреблось на целый пост, поэтому пока пропустим этот замечательный город и поедем дальше на юг, уже вдоль главной литовской реки - Немана:
Под мостом у городка Пренай ваш покорный слуга позаимствовал моторку. Покататься на ней, конечно, не удалось, но постановочный кадр сделал - фотоаппарат Зенит имел много полезных функций:
С дороги местами открывались потрясающие виды на Неман. Например, вот такой в районе Алитуса:
Сам город Алитус (67 тыс.жит.), несмотря на солидный возраст, при беглом осмотре не показался сколь-нибудь интересным. Отсутствие исторического центра и памятников архитектуры объясняется простым фактом: вплоть до начала послевоенной индустриализации в городе проживало слишком мало людей. Кроме того, более ста лет Алитус был разделён на две части госграницей между Россией и Пруссией (по итогам раздела Польши 1795 г.) Самый центр города выглядел по-советски современно - сплошь кубические объёмы дома культуры, кинотеатра, 12-этажек:
Алитус и сейчас расположен недалеко от границы, поэтому довольно скоро приезжаем в последний литовский город на крайнем юге страны - Друскининкай. Это чисто курортная зона, для санаторного отдыха на водах и в сосновом бору, но в ней нашлось-таки интересное место - музей леса. В те времена подобные заведения были редкостью, поэтому я с удовольствием его посетил:
Говорят, эта избушка сгорела в 90-х, и восстановленная уже выглядит более традиционно, стоя не на одной ножке, а на многочисленных сваях. А вот змеюка с короной покоится на прежнем месте. Вокруг множество резных деревянных скульптур, столбов и барельефов, а также всяческих сказочных и мифических персонажей:
Вообще, в Литве таких скульптур много - легко перепутать. Вот, например, Эгле - королева ужей (в неожиданном для 1980-х стиле ню), находится в Паланге, а вполне могла бы стоять и здесь - антураж подходящий:
А вот так просто и проницаемо выглядел теперешний Шёнгенский железный занавес между Литвой и Белоруссией:
Дальше поедем по западной Белоруссии, но не забудем отдать долг рассказом о Каунасе.