Шибеник

Jul 13, 2010 13:16

Крупный по здешним меркам (37 тыс.) город Шибеник, хоть и расположен в самой середине адриатического побережья, курортом не является. Надо же жителям Далмации заниматься хоть чем-то иным, кроме обслуживания туристов! В городе есть промышленность, порт, учебные заведения. А вот пляжа нет, несмотря на чрезвычайно удачное местоположение на берегу закрытой от всех ветров (в т.ч. от печально известной Боры) живописной лагуны.

Город вполне оправдывает своё название: его застройка беспорядочная (никакой городской планировки нет вообще, а в самом центре можно найти заброшенные пустыри), здания местами обшарпанные донельзя (особенно автовокзал), местность сильно пересечённая, а заблудиться можно в два счёта. Даже исторический центр не в центре, а прилепился где-то сбоку на склоне горы - я его даже далеко не сразу нашёл. Вместе с тем, унылым город не назовёшь, и прогулкой я остался доволен.



На осмотр Шибеника я отвёл полный день пятницы 28 мая; планировалось погулять по городу и, по возможности, сплавать на катере на близлежащие острова. Въехав в город ранним утром, пришлось решать сразу две насущные проблемы. Первая - с парковкой: нигде я так долго не кружил, пытаясь найти хоть щёлочку для машины. В итоге, намотав километров 20, припарковался у чёрта на рогах, аж на Босанской улице, прямо посреди гопнического вида хрущоб и брежневок:



Название улицы и вид домов склоняли к выводу, что там живут боснийские беженцы. Позже выяснилось, что бесплатно парковаться в Шибенике надо не где-нибудь, а прямо в порту: там, где набережная на западе упирается в скалистый мыс, есть небольшой пятачок, уже не входящий в платные зоны. Я даже там побывал, но почему-то побоялся оставлять машину в таком стрёмном на вид месте. А было бы очень кстати, ибо как раз оттуда удобно заходить в старый город.

Идти в более приличные места было далеко, а ещё надо было решать вторую проблему - голода. Намучившись в первое утро моего злосчастного пребывания на Примоштенской базе, я решил во что бы то ни стало начать второе утро с горячего завтрака. Пройдя добрый километр по главной сквозной улице города, Степана Радича, от госпиталя завернул к набережной, и через торговый центр Сити Лайф вышел к шумному перекрёстку. Там нашлось сразу несколько дешёвых и сердитых заведений, нечто среднее между рюмочной и пиццерией. В одном из них я получил вожделенный омлет (вместе с кофе - 29 кун или 155 руб.), а пожилой усатый полицейский дерябнул портвешку перед дежурством по городу. Ну думаю, бля, сейчас он наведёт порядок на улицах (позже я его встретил в другом месте, но пьян он был в меру - стволом не размахивал и людей не гонял).

Теперь можно было начинать работу прогулку. На набережную пришлось спускаться через беспорядочный рынок, где фрукты продавались вперемешку с китайским шмотьём, а общий вид места напоминал бардак, а не центр города:



На набережной по идее надо было идти направо, но тут слева я увидел вот такое чудо, пришвартованное в пассажирском порту, и пошёл на него смотреть:



Оказалось, не зря: это не просто корабль, а только что спущенный на воду в Италии крутейший круизный лайнер, выполнявший свой первый рейс. В нём всего 132 каюты со всеми удобствами и балконом, а желающие могут на нём прокатиться в Исландию, Патагонию и даже в Антарктиду - расписание круизов на 2010 год составлено зачотное. Не реклама, а вид вблизи:



В общем, дошёл не зря. К тому же, с причала появилась возможность снять общий вид набережной:



Серое здание в центре кадра - это автовокзал, за ним возвышается каштел св.Миховила (Михаила, конечно же), рядом с автовокзалом - просто дом с билетной кассой Ядролинии и пристань для прогулочных катеров, а левее вдали виднеется гордость Шибеника - кафедральный собор св. Иакова.

Водная гладь - это вовсе не открытое море, а лагуна (то ли ещё река Крка, то ли уже морской залив), из которой можно выйти только через узкий пролив:



За проливом - те самые острова, на которые я хотел сплавать, поэтому не откладывая в долгий ящик, пошёл в офис узнавать расписание. Там тоже царил бардак, например, не нашлось карты окрестностей. А откуда мне без карты знать, где какой конечный пункт и надо ли мне туда вообще? С трудом поняв, что меня устроят только рейсы в и через Зларин, обнаружил, что расписание крайне неудобное: потеряешь целый день, и на осмотр города времени не останется. Так что от этой идеи пришлось отказаться, и правильно: назавтра меня ждала такая долгая прогулка на катере, что без этой вполне можно было обойтись.

Куда я направился от причала, уже не помню: мой маршрут был почище броуновского движения. Я даже умудрился обойти по касательной исторический центр, не попав в него с первого раза, хотя он располагался прямо над головой, и даже табличка имелась, как идти к "Миховилу":



Уже встали в боевую стойку организованные туристы. Кстати, только здесь я встретил несколько французских групп - в остальных местах сильно преобладали немцы, но были также итальянцы и австрийцы.

Поднявшись по какой-то лестнице, буквально наткнулся на церковь св.Варвары, в которой сейчас "церковный музей". Какого она года постройки, искать поленился, но кирпичики-то новые:



Хотя асимметричные часы и звонница довольно оригинальные:



И вообще сам старый город интересен: в нём нет никакой прилизанности или глянцевости, а всё как есть, но именно этим он и замечателен:



Удивительно, но эти домишки наверху меня привлекли больше, чем городская ратуша ("вечница"), прямо над которой они и прилепились. Саму ратушу я принял за кафешку и фоткать не стал. Кто не верит, найдите фотку ратуши на инете и убедитесь сами :)

А вот стоящий на той же площади главный шедевр, кафедральный собор св.Иакова, я позорно проигнорировал, запечатлев только его макушку:



Этот средневековый долгострой (1431-1536) пережил двух своих архитекторов, Юрая Далматинца и Николу Флорентинца, оба умерли, не достроив главное дело своей жизни. К их чести, не достроили они вовсе не из-за своей лени и медлительности (в промежутках они много чего хорошего успели воздвигнуть), а из-за вечной нехватки средств у местной епархии. Обязательно почитайте про собор хотя бы в википедии.

Здесь же рядом есть городской музей, у стен которого приютился скромный памятник Юраю Далматинацу: всё-таки над собором он поработал как следует:



Дальше я зачем-то стал обходить крепостные стены вдоль берега, а оттуда вернуться в старый город уже не получилось - на то они и крепостные стены:



Зато выглядят они ну очень брутально:



Пришлось обходить весь центр за много километров, по горам и жаркому солнцу, и входить в него вновь через главный, восточный вход. Выбившись из сил, стал искать интернет-кафе, чтоб совместить полезное с приятным. Но по закону подлости, когда чего-то надо, его не видно, а когда не надо - попадается на глаза каждую минуту. Пришлось обращаться за справкой в турбюро, где меня опять пустили по кругу, хотя кафешка была ближе раза в 4, если идти напрямую. Вообще-то интернет в Европе дорог: везде 4 евро за час, но тут гостям (т.е. если закажешь хотя бы чашку кофе) давали пол бесплатных часа. Восстановив силы и почитав новости (а как хорошо было неделями обходиться без компа, мобильника и зомбоящика!), продолжил прогулку.

Здесь уже было не так брутально, и даже появился глянец для туристов в виде бутиков и прочего (ул. Краля Томислава):



но шаг в сторону на соседнюю улицу, и средневековый шарм возвращается:



В этой части старого города церквушки стоят через каждый квартал. Вот церковь Святого Духа (17 века):



А чуть севернее - церковь св.Ивана (15 века). На колокольне почему-то гордо реет хорватский флаг:



Часы с одной стрелкой - самые старые (1648 г.) механические часы в городе. Следующую церковь некоего Хризогонуса я уже снимать не стал, а наконец поднялся к крепости св.Михаила. В саму крепость пускали только за деньги (хотя там внутри ничего не сохранилось), а вот на гроблье - бесплатно, куда я и зашёл:



Проникнуть в крепость отсюда никак нельзя, хотя кладбище и часовня являются её непосредственной частью. Отсюда открывается вид на ещё один, более высокий каштел св.Иоанна, с телевышкой:



А с другой стороны - глубокая панорама всей лагуны и островов за ней:



От крепости также прекрасно видно широкое устье реки Крка и мост через него; эту фотку я уже неоднократно приводил в других отчётах, настолько она впечатляет:



Вот таков Шибеник, расхлябанный, но чарующий. Надо было лучше организовать экскурсию по нему, ибо без предварительного изучения матчасти получилось очень уж спонтанно и затратно, и на выходе мало фоток. Тем не менее, всячески рекомендую его посетить и не просто на часок, а на целый день.

крепости, кафедральные соборы, яхты, исторические центры, кладбища, Хорватия, крепостные стены, памятники, церкви католические, базары, набережные

Previous post Next post
Up