Originally published at
Новости МВД. You can comment here or
there.
Служба собственной безопасности МВД выявила 3,5 тысячи преступлений полицейских.
Главную роль в очищении полиции от взяточников, коррупционеров и предателей играет самая закрытая и загадочная структура - Главное управление собственной безопасности МВД России. Что происходит на этом "невидимом фронте", рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" начальник этой секретной службы генерал-майор полиции Александр Макаров.
Александр Иванович, самый больной вопрос: насколько велика, на ваш взгляд, коррумпированность нынешней полиции? Кого вы чаще ловите за руку - высоких начальников или простых патрульных?
Александр Макаров: Приведу несколько цифр. По представленным нами материалам за 9 месяцев возбуждено 326 уголовных дел в отношении полицейских. К дисциплинарной ответственности привлечены 247 руководителей органов внутренних дел.
И это без учета территориальных подразделений службы. Много это или мало, судите сами.
Для простого гражданина продажный полицейский порой страшнее преступника. Много таких?
Макаров: За неполный год удалось выявить в полицейской среде 2 тысячи преступлений коррупционной направленности.
А всего зафиксировано 3,5 тысячи преступлений, пресечено 165 тысяч дисциплинарных проступков, совершенных сотрудниками органов внутренних дел.
Это больше или меньше, чем год назад?
Макаров: Нельзя так ставить вопрос - больше-меньше. Тем более дисциплинарный проступок и преступление - это, как говорится, две большие разницы. В первом случае речь идет о нарушении ведомственных нормативных актов. Здесь действительно заметен существенный рост, как следствие того, что теперь руководители ОВД несут личную ответственность за проступки своих подчиненных. И соответственно сводятся к минимуму факты сокрытия нарушений законности. А во втором случае, когда мы рассматриваем уже раскрытые преступления, можно констатировать стабилизацию ситуации и даже некоторое снижение количества должностных составов. Но сразу оговорюсь: это снижение количества, а не качества нашей работы.
Получается, после очередного этапа реформы сотрудники полиции стали реже совершать преступления?
Макаров: Не стал бы "привязываться" к каким-то этапам и срокам в работе, тем более когда она действительно системная и последовательная. Просто к этим явлениям стали относиться гораздо более принципиально. Есть объективные тенденции. Судите сами: значительно возросла степень участия подразделений собственной безопасности в выявлении сотрудников, совершивших преступления. Удалось добиться и большей оперативности в реагировании на сведения об их причастности к коррупционным проявлениям. Более 80 процентов фактов взяточничества среди сотрудников органов внутренних дел пресечены именно оперативниками Службы собственной безопасности. Вдумайтесь, 8 из 10 человек, столкнувшихся с вымогательством взятки, идут к нам. А это значит - доверяют нам. Это важно, потому что речь идет о реальной помощи людям.
Так все-таки, что насчет больших полицейских начальников, пойманных на "нехорошем"?
Макаров: О чем и речь. Должностной уровень сотрудников, привлекаемых к ответственности по материалам подразделений собственной безопасности, существенно возрос. Так, более 81 процента взяточников-руководителей изобличены в ходе разработок нашей Службы. Сегодня в целом две трети правонарушений в МВД раскрывают подразделения собственной безопасности. А это - 86 процентов всех преступлений, совершаемых сотрудниками полицейского ведомства.
Наказания становятся более строгими?
Макаров: Да, причем строго наказывают не только самих нарушителей закона, но и их начальников. Это дает заметный профилактический эффект.
Так много этих, провинившихся, начальников?
Макаров: Если говорить о количестве привлеченных к дисциплинарной ответственности руководителей, то оно возросло почти вдвое.
Часто ли граждане жалуются на полицейских? Сколько таких жалоб и заявлений подтверждается?
Макаров: Показательно, что таких заявлений больше не стало - около 30 тысяч. Но и меньше - тоже. Важной задачей сегодня остается повышение качества проверок, проводимых по заявлениям граждан. По результатам рассмотрения материалов, поступающих в службу собственной безопасности, почти 15,5 тысячи сотрудников органов внутренних дел привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 591 уголовное дело. За этими цифрами кроется главное - внимание к проблемам конкретного человека. Ведь нередко, направляя обращения к нам, люди пытаются преодолеть безразличие руководителей на местах, волокиту, а порой - сознательное сокрытие "безобразий" подчиненных сотрудников. Одним словом, ищут понимания и защиты. И, что важно, находят.
Вы руководите Службой уже второй год. Пришлось ли что-то менять в работе? Будет ли дальше развиваться структура службы: появятся ли новые оперативные подразделения с более высокими полномочиями и самостоятельностью?
Макаров: Задачи в целом остаются прежними: очищение от недобросовестных сотрудников и помощь гражданам, которые пострадали от их неправомерных действий. Что касается структурных изменений, то мы заметно укрепили подразделения, которые отвечают за проверку обращений граждан
В каждом из федеральных округов созданы специализированные отделы Службы, которые обладают более широкими возможностями и действуют в рамках единого оперативного замысла. Их приоритет - выявление возможного противоправного поведения руководителей полиции на местах. Важно не допустить их сращивание с криминалитетом и нечистоплотными финансово-промышленными группами. Иными словами предотвратить появление новых "кущёвок". Ужесточен внутри нашей службы контроль за качеством и соблюдением сроков проверки информации. Все это делается для того, чтобы принимаемые по нашим рекомендациям кадровые и управленческие решения были обоснованными и взвешенными.
Какие "услуги" полицейских интересуют криминал? Например, на слуху - так называемые банды "черных риелторов", "полицейское такси", другие истории?
Макаров: Да, такси, риелторство, продажа водительских прав, "отжим" бизнеса у коммерсантов - это звенья одной цепи - легкие деньги, а от этого соблазна не всякий может удержаться. Например, поймана организованная преступная группа, так называемых черных риелторов, в состав которой входили сотрудники столичной полиции. Пресечена деятельность группировки, которая продавала водительские удостоверения. Раскрыта организованная группа, которая занималась поборами с коммерсантов. Вскрыты и факты оказания услуг "полицейского такси" незаконного эскорта коммерсантов и даже бандитов на служебных автомобилях.
На черном рынке можно купить все, в том числе полицейскую форму и удостоверение как прикрытие для преступников.
Макаров: Да, за последнее время нам все чаще приходится иметь дело с мошенниками, представляющимися полицейскими.
Так, в апреле 2013 года нами задержан находящийся в федеральном розыске мужчина, который, представляясь сотрудником различных правоохранительных органов, предлагал свои услуги в решении проблем, связанных с деятельностью полиции.
В Тюменской области с поличным взяли двух молодых людей, которые под видом сотрудников полиции избили гражданина и вымогали у него деньги.
Совместно с коллегами из Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России сотрудники нашей Службы задержали группу аферистов, которые предлагали на продажу крупные чиновничьи должности. Мошенники представлялись "поверенными" высокопоставленных должностных лиц высших органов власти, а также силовых ведомств. В октябре они предложили своему знакомому за крупную сумму оказать протекцию при назначении на одну из руководящих должностей в МВД. По словам аферистов, часть денег предназначалась высоким покровителям в госструктурах. Полицейские провели "оперативный эксперимент" и задержали одного из подозреваемых в момент получения им 3,3 миллиона рублей задатка. Позже были задержаны и двое его сообщников. Информация о наличии у них широких связей во властных институтах не подтвердилась.
Совсем недавно наши сотрудники во взаимодействии с Федеральной службой охраны задержали группу лиц, подозреваемых в организации криминальной схемы по изготовлению и сбыту служебных удостоверений органов государственной власти. Оперативники установили, что для этого они организовали клуб деловых знакомств, где и предлагали приобрести "статусные" документы. Под контролем сотрудников нашей Службы у подозреваемых было "приобретено" удостоверение служащего транспортной компании "Россия", а также заказаны документы для оформления удостоверения помощника депутата Госдумы. 9 декабря на Страстном бульваре Москвы при передаче поддельного удостоверения и получении почти 600 тысяч рублей были задержаны с поличным двое граждан. Возбуждено уголовное дело. При обысках по месту жительства одного из задержанных обнаружены поддельные бланки удостоверений и печати, голограммы, а также техника для изготовления "липовых" документов.
Почему, на Ваш взгляд, стала возможной история с избиением полицейского на Матвеевском рынке? Причина невмешательства его коллег - в необученности, трусости, или все-таки они "крышевали" торговцев?
Макаров: Скажу предельно откровенно: поступок полицейских, которые не пришли на помощь своему избиваемому товарищу, не достоин никаких оправданий. Это бездействие. Они были в стороне, за что уже наказаны и осуждены. Проведена проверка. Коррупционного интереса с их стороны не было.
В этой громкой истории есть еще один момент, который указывает на опасную тенденцию. В полицейской сводке часто фигурируют факты открытого противодействия правонарушителей полицейским, причем нередко, в местах массового присутствия граждан. Такая открытая агрессия приводит к трагедиям. На днях в Москве в перестрелках с бандитами были ранены и погибли наши товарищи.
Что дали полицейские операции по декриминализации рынков? Почему этим занялась именно ваша Служба? Как-то не по профилю. Вы, по идее, должны не ловить преступников на рынке, а выявлять их "крышевателей".
Макаров: По сути - да. Но то, что это поручили нам, еще раз подчеркивает остроту задачи. В целом по стране проведено около 200 тысяч полицейских рейдов. Выявлено свыше 155 тысяч правонарушений, из которых более 65 тысяч - в сфере миграционного законодательства, около 31 тысячи - в сфере предпринимательской деятельности. К административной ответственности привлечено более 128 тысяч человек, к уголовной - 1,3 тысячи. Закрыто или приостановлена деятельность около 1,5 тысячи объектов торговли.
Главное, предпринята попытка "зачистить" сферы, где организованный криминалитет ведет себя вольготно. При этом полицейскими пресечены попытки реализации через рыночную сеть некондиционных товаров, в том числе продуктов питания. Работники большинства из закрытых "цехов" и понятия не имели о санитарных нормах.
Только в ходе двух рейдов в Московском регионе нашими сотрудниками было изъято более 100 тысяч бутылок фальсифицированного алкоголя, выявлен подпольный цех по переработке просроченного мяса. В Липецкой области изъято более двух тонн фальсифицированного алкоголя, в Приморском крае - 68 тонн. Выявлено 3 подпольных цеха по производству сигарет в Курске. В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Кемеровской области, Красноярском крае из незаконного оборота изъяты целые партии контрафактных товаров, пиратских DVD-дисков. География - вся страна.
Был и более серьезный "улов" иного плана. Например, в Ростовской области выявлено кафе, совмещенное с подпольным игровым залом. Его владельцем оказался иностранный гражданин, ярый приверженец радикального религиозного течения. Установлено, что он использовал полученный доход от игорного бизнеса для финансирования экстремистской ячейки.
Что касается сотрудников ОВД, то, по результатам проверок, в сентябре - декабре к дисциплинарной ответственности привлечены 82 сотрудника органов внутренних дел за попустительство нарушениям в сферах миграционного законодательства и предпринимательской деятельности. За конкретные факты "крышевания" рынка и незаконной миграции к уголовной ответственности по материалам службы собственной безопасности привлечены 20 сотрудников органов внутренних дел.
Одна из важных функций вашей службы - защита самих полицейских. Много ли сотрудников обращаются к вам за помощью?
Макаров: Вы, безусловно, правы. Угрозы, шантаж, нападения, попытки завладеть оружием, да и просто оскорбления, к сожалению, становятся привычными. И это настораживает.
Не так давно у нас работала съемочная группа, которая готовит художественный фильм о службе собственной безопасности, его планируют показать в следующем году. Сценаристы были, мягко говоря, удивлены тем, как часто рискуют жизнью в мирное время сотрудники полиции и какие "жесткие" бывают ситуации. В итоге они пришли к выводу, что проще воссоздать те эпизоды, в которых реально обеспечивалась госзащита сотрудникам ОВД, чем что-либо придумывать. В жизни все оказалось даже опаснее, чем в остросюжетном фильме, который рекомендую посмотреть.
К слову, вот статистика: с начала года зарегистрировано около 16 тысяч преступлений, совершенных против полицейских, в том числе около 11 тысяч при исполнении служебных обязанностей. Погибли 160 наших товарищей. Зарегистрировано более 42 тысяч фактов неповиновения законным требованиям сотрудников органов внутренних дел.
В наши подразделения поступило около 3 тысяч заявлений о применении мер государственной защиты. По 9 из 10 таких обращений приняты решения о защите как самих наших коллег, так и их близких. При этом на треть возросло число выявленных преступлений, связанных с угрозами в адрес полицейских.
Эта защита надежная?
Макаров: Мы разработали специальную методику, которая позволяет оперативно и эффективно обеспечить защиту сотрудников и их близких и организовать работу по выявлению и задержанию "угрозоносителя" - есть у нас такой термин. По нашим материалам в отношении "угрозоносителей" возбуждено 281 уголовное дело. Что важно, никто из коллег, кто обратился к нам за защитой, не погиб.
С проблемой защиты жизни и здоровья полицейских связана не менее важная проблема: защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников. Как показывает практика, прозрачность ведомственной информационной политики имеет свою обратную сторону. Факты противоправного поведения сотрудников, которые МВД самостоятельно вскрыло и проинформировало об этом общество, в дальнейшем муссируются СМИ в прямо противоположном контексте. Судите сами: только за полгода в СМИ и Интернете выявлено порядка 60 таких обличительных публикаций. По результатам проверок факты в двух третях публикаций не подтвердились полностью. И это тоже проблема, требующая нашего пристального внимания.
Сегодня у вашей службы - совершеннолетие, ей исполняется 18 лет. Вас боятся, но вас и благодарят. За что?
Макаров: Главное - заслужить доверие граждан. Поверьте, приятно читать письма, в которых граждане благодарят оперативников Службы. Это значит, что кто-то почувствовал себя защищенным, нужным и не брошенным на произвол судьбы.
Хочу пожелать нашим сотрудникам, их семьям, ветеранам успехов, здоровья и благополучия.
Доверяют ли нам люди? Как показывают результаты Интернет-опросов посетителей сайта МВД России (а это - тысячи людей) 8 из каждых 10 человек готовы сразу обращаться в службу собственной безопасности, если у них будут вымогать взятку на дорогах.
Каждый пятый россиянин - водитель, поборы на автодорогах их волнуют их не меньше, чем нелегальные мигранты на рынках.
Макаров: Соглашусь с вами. Существование коррупции на автодорогах - это отражение всего комплекса "болезней" нашего общества. И тут уместно заметить, что проблема, как это ни банально, не только в том, что берут, но и в том, что водители сами активно предлагают взятки.
Как следствие - сюжеты о чудовищных авариях. Ведь принцип "плати деньги - езжай дальше" в конечном итоге ведет именно к вседозволенности и ДТП. Вот только об этом редко думают те, кто берёт, еще реже те, кто даёт взятки. Нашей службой выявлено и пресечено почти 300 фактов получения взяток сотрудниками Госавтоинспекции. К уголовной ответственности привлечено 215 сотрудников ГИБДД, из которых каждый десятый - руководитель.
По мнению водителей, взяточников на дорогах в разы больше. Вы с этим согласны?
Макаров: Лишь отчасти. Некоторые эксперты даже считают, что их в 10 раз больше. Однако это спорное утверждение. Узнать о них можно разве что по слухам или из Интернета, когда отреагировать уже, по сути своей, невозможно. Потому, мой совет: не пытайтесь откупиться, если вы не правы, либо заявляйте в собственную безопасность, если у вас вымогают взятку на дороге. Можно обратиться по специальному телефону "горячей линии". Ее федеральный номер: (495) 667-74-47.
Кстати, хочу заметить, что большая часть правонарушений сотрудников ГИБДД связана с ненадлежащим исполнением ведомственных приказов. Таких нарушений более 12 тысяч. И большинство выявлено силами самих органов внутренних дел. К ответственности привлечено свыше 10 тысяч сотрудников ГИБДД. Согласитесь, эти данные свидетельствуют, что ведомство последовательно реагирует на правонарушения своих сотрудников. И это касается прежде всего руководства самой Госавтоинспекции. Поэтому слова о тотальной коррупции тут неуместны. Поверьте мне, как профессионалу.
Досье
"РГ"
Александр Иванович Макаров родился в 1965 году в Рязанской области. В 1986 году поступил в Чебоксарскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР. С 1988 года служил на различных должностях в ОВД Железнодорожного райисполкома Рязани. С 1991 по 2005 год прошел путь от старшего оперуполномоченного до начальника Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Рязанской области.
В 2005 году назначен на должность заместителя начальника Криминальной милиции ГУВД Московской области - начальника Управления по борьбе с организованной преступностью. С 2008 года - заместитель начальника, начальник Оперативно-розыскного бюро N 2 МВД России. В 1995 году окончил Юридический институт МВД России по специальности "Правоведение". Награжден орденом Почета.
27 сентября 2010 года назначен на должность начальника Управления внутренних дел по Зеленоградскому административному округу Москвы. 1 июля 2011 года после прохождения переаттестации назначен на должность начальника УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД РФ по Москве с присвоением звания "полковник полиции".
12 августа 2011 года назначен начальником Управления внутренних дел по Северо-Восточному административному округу ГУ МВД России по Москве.
Указом президента РФ от 23 февраля 2012 года присвоено специальное звание "генерал-майор полиции". 30 июля 2012 года назначен начальником Главного управления собственной безопасности МВД России.