и не выполнял возвращение депортированных, выделением "целых народов" забыв о русских
1955.12.13
Источник: Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том 1. Стр. 289
Архив: ГА РФ. Ф. 7523. Оп. 72. Д. 576. Л. 79. Подлинник. Машинопись.
№ 58
Указ Президиума Верховного Совета СССР «о снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении»*
Москва, Кремль, № 129/23
Учитывая, что существующие ограничения в правовом положении спецпоселенцев-немцев и членов их семей, выселенных в разные районы страны, в дальнейшем не вызываются необходимостью, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов МВД немцев и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны, а также немцев-граждан СССР, которые после репатриации из Германии были направлены на спецпоселение.
2. Установить, что снятие с немцев ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены[86].
Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилов
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Н. Пегов
* На подлинном экземпляре Указа имеется гриф «Без опубликования в печати». - Сост.
86 В отличие от обычной практики приложения к подлиннику Указа его проекта с результатами голосования членов Президиума Верховного Совета СССР, в данном случае это не сделано. В архивном деле имеется только подлинный экземпляр с подписями К. Е. Ворошилова и Н. М. Пегова. Голосование не состоялось, вероятно, потому, что еще 8 декабря 1955 г. Президиум ЦК КПСС (прот. № 72, п. ХХIII) одобрил записку по данному вопросу и проект Указа (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 8. Д. 342. Л. 141-142). См. также документ № 54 раздела IV.
По национальному признаку стали делить именно интернационал-социалисты на Руси, а мешавших им рвать страну на части по так называемому национальному признаку, раскатывая русские общины под колхозы, отправляли в спецпоселения, где спецпоселение находились под комендатурой-военным режимом в мирное время.
Высылка, спецпоселение. Вводится военное положение приказом ОГПУ давая разъяснения об организации концлагерей.
1930.02.02
Источник: Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930-1940 гг. Книга II. Москва. РОССПЭН 2006 стр. 451
Архив: ЦА ФСБ РФ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 1. Л. 63. Заверенная машинописная копия того времени.
П-205
«Работа сборных пунктов выселяемых кулаков и их семейств». Приложение к приказу ОГПУ № 44/21108
1. Сборные пункты, расположенные соответственно на желдороге, являются местами концентрации кулаков и их семейств, подлежащих высел[е]нию, учету и отправке в эшелонах по месту высылки. Концпункты создаются опергруппами при Окротделах; в тех случаях[,] когда один концпункт обслуживает два или несколько округов[,] - Опертройкой ПП ОГПУ.
2. Для организации этих пунктов использовать сборные пункты военкоматов, лагеря воинских частей, соответствующие помещения и т. п.
3. Комендант сборного пункта назначается из числа сотрудников ОГПУ, ему придаются два помощника. Комендант подчиняется Окропергруппе и отчитывается перед ней о состоянии концпунктов. В тех случаях, когда сборный пункт обслуживает два или несколько округов, - линия подчинения устанавливается Тройкой ПП ОГПУ.
4. Комендант отвечает за содержание на пункте выселяемых кулаков и их семейств. В его обязанности входят:
а) Организация охраны;
б) Организация питания, медицинского и санитарного обслуживания и т. д.;
в) Прием выселяемых и их учет; учет арестованных;
г) Обеспечение концентр, пункта от эксцессов, волнений и т. д.;
д) Бесперебойная связь с соответствующей Опергруппой.
5. В распоряжении коменданта концпункта находится вооруженная сила, которая несет охрану пункта.
6. В случае возникновения волнений, эксцессов и проч. среди арестованных, комендант пункта принимает все необходимые меры.
7. Комендант пункта подготавливает партию выселяемых для отправки на пункты погрузки в эшелоны, где сдает их коменданту ТО ОГПУ и комендантам эшелонов. Передает коменданту эшелона имеющуюся среди выселяемых информационную сеть.
8. Комендант пункта ежедневно доносит в опергруппу округа о количестве принятых и отправленных в эшелонах кулаков и их семейств, о выявленных к-р лицах (которые отправляются в соответствующие Окропергруппы), о положении на пункте, настроении среди выселяемых и т. д. Если пункт обслуживает ряд округов, - донесения комендантом пункта посылаются в Тройку ПП.
Порядок и характер донесений устанавливается Тройкой ПП.
9. Комендант поддерживает непрерывную связь на месте с работниками ТО ОГПУ (ж. д. станция) и с командованием воинских частей (если таковые находятся в районе пункта).
НАЧ. СОУ ОГПУ ЕВДОКИМОВ
Вверху слева машинописная помета об утверждении инструкции Г.Г. Ягодой с датой «2-го февраля 1930 г.». Ниже по центру название документа: «РАБОТА [...] ИХ СЕМЕЙСТВ».
108 Приказ ОГПУ № 44/21 от 2 февраля 1930 г. опубликован по экз. ГА РФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 1944. Л. 17-25: Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С. 107-110 (в извлечениях); Трагедия советской деревни...Т. 2. С. 163-167; История сталинского ГУЛАГа. Т. 5: Спецпереселенцы в СССР. М., 2004. С. 97-100 (в сокращении). В данном сборнике публикуется одна (о работе сборных пунктов) из нескольких инструкций, прилагавшихся к упомянутому приказу.
В местах концентрации репрессированных крестьян для последующей их отправки гужевым транспортом в спецпоселки при внутрикраевом переселении (Сибирь, Урал, Северный край) органами ОГПУ создавались участковые контрольно-пропускные пункты (КПП). Их функция состояла также в приеме, проверке («фильтрации») и дальнейшего направления крестьянских семей, поступавших из различных районов края (области) в определенные для их размещения местности. О работе нескольких КПП на территории Новосибирского окр. в феврале - марте 1930 г. см.: Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1930 - весна 1931 г. С. 151-158.
Инструкции по депортации, ограблению крестьян и разрушению русской общины оккупационными властями комиссаров интернационал-социалистов пришедших к власти военным переворотом в октябре 1917 года.
Выжившие должны знать, чтобы сохранить память о предках и то как их грабили.
1930.02.03
Источник: Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930-1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 55-57
Архив: АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 193. Л. 47-49. Машинописная копия, заверенная работником СНК СССР З. Че[паловой]. Имеется круглая печать СНК СССР.
193-28
Совершенно Секретно.
Постановление
«Об организации расселения высылаемых в отдаленные местности РСФСР кулаков и кулацких семей и об использовании их как рабочей силы»
Совета Народных Комиссаров Союза ССР (протокольное)
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Поручить Совету Народных Комиссаров РСФСР совместно с ОГПУ в двухдневный срок разработать и представить на утверждение СТО проект постановления об организации расселения высылаемых в отдаленные местности РСФСР кулаков и кулацких семей и об использовании их, как рабочей силы14.
2. Поручить НКЗему СССР в трехдневный срок разработать директивы по линии колхозной системы и подведомственных ему учреждений, вытекающие и связанные с постановлением ЦИКа и СНК СССР о мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации (опубл[иковано] в «Изв[естиях] ЦИК» от 2 февраля 1930 г.) и с секретной инструкцией ЦИКа и СНК[,] рассылаемой в дополнение к этому постановлению, с тем, чтобы по одобрении этих директив Председателем СНК СССР, они срочно были бы разосланы на места по телеграфу15.
3. Обязать НКФин СССР немедленно дать директиву по всей линии государственных сберегательных касс и кредитных учреждений о том, чтобы немедленно и безусловно была прекращена в районах сплошной коллективизации всякая выдача кулацким хозяйствам их вкладов в сберегательные кассы и других вкладов, а также выдача ссуд под залог облигаций.
4. Поручить НКФину совместно с СНКомома РСФСР и ОГПУ в двухдневный срок рассмотреть и представить на утверждение СНК СССР смету необходимых расходов, связанных с проведением мероприятий по ликвидации кулачества16.
5. На текущий бюджетный год (1929/30) увеличить штаты ОГПУ на 800 человек уполномоченных для обслуживания тех административных районов, где таких уполномоченных нет, с отпуском для этого соответствующих средств.
Кроме того, увеличить состав войск ОГПУ на 1.000 штыков и сабель (на текущий бюджетный год).
Наркомвоенмору передать ОГПУ соответствующее количество личного состава.
6. Поручить НКПС и ОГПУ в пятидневный срок разработать план необходимых ж. д. перевозок, связанных с проведением мероприятий по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации.
7. Поручить Наркомторгу Союза ССР установить и преподать на места порядок минимально необходимого снабжения исключаемых из кооперативов кулаков и их семей, как оставляемых в пределах областей (промпродукцией), так и выселяемых в отдаленные местности Союза ССР (промпродукцией и продовольствием). Это снабжение должно быть связано с выполнением кулаками возлагаемых на них производственных заданий17.
8. Поручить Комиссии под председательством т. Угланова, в составе т.т. Догадова, Рухимовича и Благонравова разработать срочные мероприятия по очистке промышленных учреждений и транспорта от отдельных кулацких элементов (не допуская какой-либо общей кампании чистки на предприятиях и транспорте), а также жесткие меры к дальнейшему недопущению таких элементов на производство.
Проект представить в СНК СССР к 7 февраля, чтобы рассмотреть и утвердить его на совещании Замовб 8 февраля.
9. Поручить Управлению Делами СНК СССР и СТО в трехдневный срок представить в Совет Народных Комиссаров проект законодательных изменений, вытекающих из системы мероприятий по ликвидации кулачества с тем, чтобы эти изменения были введены в действие в районах сплошной коллективизации немедленно, а в остальных - в зависимости от темпа развития сплошной коллективизации в этих районах.
Председатель Совета
Народных Комиссаров Союза ССР А.И. Рыков
Управделами Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Совета
Труда и Обороны Н. Горбунов
Секретарь Совета Народных
Комиссаров Союза ССР Мирошников
-На л. 47 вверху напечатан в две колонки адрес рассылки: «Пр[авительство] РСФСР - т. Квирингу, ОГПУ - т. Менжинскому, НКЗем - т. Яковлеву, НКФин - т. Брюханову, РВС - т. Ворошилову, НКПС - т. Рудзутаку, НКТорг - т. Микояну, ЦИК СССР, НКТруд - т. Угланову, ВЦСПС - т. Догадову, ВСНХ - т. Рухимовичу, НКПС - т. Благонравову». Вверху справа рукописная помета: «Пр. СНК № 6/332 п. 1 пр.в».
- ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 457. Л. 33-35. Машинописный подлинник, подписи-автографы А. И. Рыкова, Н. Горбунова, И. Мирошникова. Названия должностей отсутствуют. На л. 33 вверху рукописная помета: «Пр. СНК № 6/332 п. 1 пр.г [от?]». В формуле «Совершенно секретно» первое слово вписано от руки. На л. 34 вписанный от руки текст (окончание пункта 7): «Это снабжение должно быть связано с выполнением кулаками возложенных на них производственных заданий». На л. 35. внизу слева после текста написанная от руки дата: «3-го февраля 1930 г.».
- Опубликовано по экземпляру ГАРФ: Трагедия советской деревни. Т. 2. С. 170-171.
а;б,в;г Так в документе.
14 Подготовка Совнаркомом РСФСР решения, регламентировавшего высылку и размещение «кулаков и кулацких семей», на которую отводилось всего два дня, растянулась на гораздо более длительный срок.
1 апреля 1930 г. было принято постановление Коллегии Наркомзема РСФСР «О местах поселения кулацких хозяйств, выселяемых из районов сплошной коллективизации», в котором определялся порядок расселения и хозяйственного устройства «кулаков 3-й категории» (Документы свидетельствуют. 1927-1929. 1929-1932. М., 1989. С. 382-383). 10 апреля 1930 г. появилось постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по упорядочению временного и постоянного расселения высланных кулацких семей», действие которого распространялось на обе категории («высылаемые» и «расселяемые») (Из истории раскулачивания в Карелии. 1930-1931 гг. Петрозаводск, 1991. С. 84-86).
Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по проведению спецколонизации в Северном и Сибирском краях и Уральской области», возлагавшее на Наркомзем РСФСР ответственность за земельное и хозяйственное устройство спецпереселенцев, занимавшихся сельским хозяйством в указанных регионах, было принято только 18 августа 1930 г (Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1930 - весна 1931 г. Новосибирск, 1992. С. 33-34). Порядок управления спецпоселками вообще не получил законодательного утверждения и регламентировался нормативными актами сначала местных (краевых и областных) органов управления, а с осени 1931 г. - разработанным ОГПУ временным положением, просуществовавшим все десятилетие.
15 Секретная инструкция ЦИК и СНК СССР от 4 февраля 1930 г., определявшая порядок выселения и расселения «кулаков» и конфискации их имущества - док. № 193-32.
16 4 февраля 1930 г. СНК СССР принял дополнение к своему постановлению от 3 февраля 1930 г., в котором оговаривались размеры и формы финансирования расходов ОГПУ на проведение массовой карательной операции в деревне. Например, на содержание дополнительного штата сотрудников и войск ОГПУ расходная смета управления увеличивалась на 6150 тыс. руб. Фонд на совершенно секретные расходы ОГПУ был определен ориентировочно в 37 тыс. руб. Наркомат путей сообщения обязывался осуществлять спецперевозки ОГПУ в кредитовом порядке, НКТорг СССР должен был обеспечить отпуск продовольствия выселяемым семьям, перевозимым эшелонами. ОГПУ предлагалось по истечении месячного срока представить доклад о расходовании данного секретного фонда (ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 457. Л. 40-41).
1 апреля 1930 г. СНК СССР принял постановление, п. 1 которого гласил: «Ввиду того, что перевозка кулацких хозяйств заканчивается, затребовать от ОГПУ отчетность в израсходованных средствах и оставшиеся средства перевести в резервный фонд Совета Народных Комиссаров Союза, забронировав их для этой же цели. Средства эти расходуются по личному распоряжению тов. Шмидта без обсуждения в каких-либо подготовительных органах» (Там же. Л. 86).
17 Во исполнение п. 7 постановления СНК СССР от 3 февраля 1930 г. Коллегия Наркомата торговли СССР 18 февраля 1930 г. приняла постановление «О порядке снабжения продовольствием и промтоварами кулацких хозяйств в связи с выполнением ими твердых правительственных заданий». В нем устанавливался следующий порядок «снабжения промтоварами кулацких хозяйств, как направляемых на вольное поселение в отдаленные окраины Союза СССР, так и оставляемых в районах их прежнего местожительства...: 1) Промтовары личного потребления, являющиеся по состоянию снабжения данного района достаточными (напр.[,] соль, спички, сортовая стеклянная посуда и т.п.) реализуются всему населению соответствующих районов, в том числе и кулацким элементам, без каких-либо ограничений в смысле количества <...> 2) Все прочие промтовары личного потребления (ткани, одежда, кожа, обувь, сахар, чай и т.д.), а также предметы хозяйственного обихода <...> могут отпускаться кулацким элементам исключительно по полному выполнению налагаемых на них соответствующими органами твердых производственных заданий» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 2. Л. 18).