Случай из жизни атамана Ивана Сирка

Dec 01, 2011 13:45

Оригинал взят у melanhlenosв Случай из жизни атамана Ивана Сирка



Иван Дмитриевич Сирко (1610-1680) - казак-характерник, кошевой атаман Войска Запорожского.

Всего организовал свыше пятидесяти пяти победоносных походов против татар, турок и поляков, что принесло ему заслуженную славу великого казацкого полководца. Признанием его заслуг является тот факт, что турецкий султан вынужден был издать фирман, призывающий мусульман молиться в мечетях о смерти Ивана Сирка. Татары называли Сирка "урус-шайтаном", то есть "русским чертом" (задумчиво : "И почему же, всё-таки, не "украинским"?))), а татарки-матери пугали своих детей его именем.

"...После такой счастливой и блестящей победы над ханом, все козацкое войско, соединившись с Сирком и забравши свою добычу, оставленную на время в стороне, пришло к сивашской переправе как раз около полудня. Отдохнув здесь немного после военных подвигов и подкрепившись пищей, оно немедленно двинулось из Крыма чрез Сиваш на ту сторону, которая идет от Сиваша до Запорожья. Пройдя Сиваш перед заходом солнца и уже не следуя тем трактом, которым шло из Сичи в Крым, войско вдалось от переправы на Каланчак, к Черной долине и Кочкарам, оставив Перекоп в левой стороне. Струснувши около Черной долины в Кочкар все поля и крымские скотные пастбища, захвативши много рагатого скота и овечьих ватаг вместе с бывшими при них татарами, войско запорожское двинулось вверх по Днепру, до своей Сичи, имея у себя множество добычи и тринадцать тысяч ясырю - пленных татар и бывших в крымской неволе христиан. Отдалившись со всем войском и добычею на несколько миль от Крыма и остановившись в удобном для полуденного попаска месте, Сирко одним из козаков приказал побольше наварить каши, чтобы ее было достаточно как для войска, так и для ясыря, а другим велел разлучить на-двое ясырь, христиан особо, а бусурман особо. Когда это было сделано, тогда Сирко приказал всех бусурман повязать, а к христианам, которых было мужского и женского пола семь тысяч, сказал такое слово, испытывая их: "Кто хочет, идите с нами на Русь, а кто не хочет, возвращайтесь в Крым". Христиане и родившиеся от христиан в Крыму "тумы", услыша то слово Сирка, разделились на две половины: одни, числом три тысячи, нашли за лучшее вернуться в Крым, нежели идти в христианскую землю; другие, числом четыре тысячи, пожелали вернуться в свою землю на Украйну. Сирко приказал всех их накормить и потом одних оставил при себе, а других отпустил в Крым. Отпуская последних, спросил у них, зачем они стремятся в Крым; спрошенные отвечали, что в Крыму у них есть оседлости и господарства, и потому там им лучше будет жить, нежели на Руси, где они нечего не имеют. Отпуская тех людей, Сирко не вполне еще верил, чтобы они действительно пошли в Крым, но надеялся, что они вернутся на Русь и, поднявшись на бывшую там могилу, смотрел на них до тех пор, пока их не стало видно. Когда же убедился в их твердом намерении идти в Крым, тогда приказал молодым козакам сесть на коней, догнать отпущенных и всех до единого и без всякой пощады выбить и вырубить, имея намерение и сам тот же час за ними поехать и посмотреть, все ли будет исполнено по его приказу. Получив от Сирка такое приказание, козаки, догнав названных людей, поступили сообразно приказу, не оставив в живых ни одной души. Немного погодя и сам Сирко, сев на коня, поскакал туда, где исполнялось его приказание. Прибежав на место и увидев, что его воля в точности исполнена, он поблагодарил трудившихся там козаков, а к мертвым трупам сказал следующие слова: "Простите нас, братия, а сами спите тут до страшного суда Господня, вместо того, чтобы размножаться вам в Крыму между бусурманами на наши христианские молодецкие головы и на свою вечную без крещения погибель".

Д. И. Яворницкий, "История запорожских казаков". T. 2, гл. 23. 

казаки, наши корни, Русь, запорожцы

Previous post Next post
Up