Сложные и скрытые процессы внутри сталинского Политбюро вкруг первого послевоенного съезда партии косвенно отражены в мемуарах сына Жданова, Юрия. Отражены со слов его матери, Зинаиды, с которой Андрей Жданов, в семье человек мягкий и зависимый от жены, несомненно делился некоторыми (но, будем справедливы, лишь некоторыми) рабочими переживаниями.
«Анализируя итоги прошедшей войны, - пишет Юрий Жданов, - в узком кругу членов Политбюро Сталин неожиданно сказал: “Война показала, что в стране не было столько внутренних врагов, как нам докладывали и как мы считали. Многие пострадали напрасно. Народ должен был бы нас за это прогнать. Коленом под зад. Надо покаяться”. Наступившую тишину нарушил отец:
- Мы, вопреки уставу, давно не собирали съезда партии. Надо это сделать и обсудить проблемы нашего развития, нашей истории.
Отца поддержал Н.А. Вознесенский. Остальные промолчали, Сталин махнул рукой:
- Партия… Что партия… Она превратилась в хор псаломщиков, отряд аллилуйшиков… Необходим предварительный глубокий анализ…
Вернувшись домой и рассказав о случившемся матери, отец вздохнул: “Не дадут”…»
Далее Юрий Жданов анализирует некоторые последствия этих намерений высших лидеров СССР: «Фактически настроение Сталина («надо покаяться») и инициатива отца были подхвачены Хрущевым и реализованы в уродливой форме, что принесло лишь вред коммунистическому движению»
http://alter-vij.livejournal.com/192177.html