Остановиться на краю

Oct 16, 2012 23:44


Солнечное октябрьское утро. Старый  красный «Опель» аккуратно выписывает повороты в частном секторе города, известном ставропольчанам как Ташла. Через пару километров подъезжаем к нужному дому. Расплачиваюсь с водителем, и у ворот меня встречает Михаил. Провожает на кухню. В небогатом доме блестят вымытые полы - так уж заведено у ребят, - в любом из филиалов Спасо - Преображенского реабилитационного центра безупречный порядок.
Заходим на кухню. Михаил сильно загрипповал, но все же не отложил намеченную встречу. Невольно слышу из соседней комнаты разговор только прибывшего в центр совсем еще молодого паренька. Он разговаривает с матерью по телефону: «Мама, ты только не плачь, слышишь? Я стану человеком, я тебе обещаю…»



Да, изоляция - но не карантин
В центре, помимо нас, еще один реабилитант, который заботливо убирается в доме. Слышу разговор: Михаил мягко переговаривается с Владимиром и с  новеньким: «… решил тут побаловаться. Сигаретки с собой привез…»
Это, думаю, не   «зона карантина»… Главный принцип отношения к человеку, только поступившему на реабилитацию - забота. Чтобы он ощущал такое отношение к себе, которого так не хватало ему в тех местах, в которых он безуспешно пытался  побороться со своими страстями. Люди, которые сами прошли через наркотики, алкоголизм, на своем опыте знают, что нужно человеку в определенный момент сказать и как поступить в той или иной ситуации. Когда нужно, ребята проявляют к новичкам и строгость. В центрах,   расположенных в городе, запрещено выходить на улицу. Для блага самого же прибывшего на восстановление: вдруг, к примеру, курящего прохожего увидит.
Приехавший еще не переоделся: белая рубашка, строгие черные брюки.
«Что нужно человеку, приехавшему в центр, - отвечает Михаил на мой вопрос - это подарить ему частичку любви к самому себе; заботу и опеку. Так только прибывший на реабилитацию начинает постепенно входить  в распорядок дня».
Новенький начинает понимать, что все, находящиеся рядом с ним люди - с такими же страстями, но смогли себя с Божией помощью пересилить и выйти на совершенно другой уровень восстановления. Что живущие с ним под одной крышей люди смотрят на мир более трезвыми глазами. Рассудком, с борением освобождающимся от влияния душевных страстей, они начинают постигать самого себя.
Первые шаги

«Продолжительность первого этапа реабилитации, - рассказывает Михаил, -  зависит от состояния приехавшего в центр человека; а также от того, какому роду зависимости он подвержен. Для   алкоголиков, токсикоманов, наркозависимых (тех, кто нюхал наркотики, или кололся) - свои способы выхода из этой ситуации. Ко всем индивидуальный подход.  Главное, чтобы человек, который поступает на реабилитацию, был откровенен с теми; кто находится в центре. Так легче определить суть его проблемы, помочь выбраться из тупика зависимости».
Помимо бесед с  поступившим, за него молятся. Человеку, организм которого отвыкает от никотина, клея, наркотиков, других химических препаратов, дают и время, и возможность придти в себя. И в этом, как показывает практика православного реабилитационного центра, и помогает молитва за «кумарящего». Многие реабилитанты свидетельствуют, что молитва помогает снять ломку. Да, она довольно эффективно снимается лекарственными препаратами; но нельзя не признать, что слишком часто человек, выписанный из наркологического диспансера, или дорогостоящей клиники, очень быстро возвращается к своей зависимости. Но это уже другая тема.
Человеку дают время придти в себя после многих лет рабской зависимости. А затем, как рассказал Михаил, ему планомерно и доходчиво объясняют, в чем суть его проблемы и как из нее выйти. И если новый реабилитант увидит, услышит, поймет, что те, кто находится рядом, тоже через это прошли и есть результат - ему будет легче справиться со своими страстями и пристрастиями. Если человек поймет, что он не один, что за него беспокоятся.
Да, бывает, что происходят несерьезные конфликтные ситуации. Но часто они решаются через вновь обретенное чувство доброго юмора, или мужскую выдержанность и спокойствие более зрелого человека. Ведь вечером все вместе собираются в освященной молитвенной комнате, или домовом храме, и молятся вечерним правилом. Этим и интересна жизнь, что все разные, и часто между ребятами рождается крепкая мужская дружба. Притом, все объединены одной бедой: будь то алкоголь, или наркотики. А если человек после доброго, в общем, к себе отношения и покидает центр - это уже его решение и поступок. Каждый из остающихся молится за уехавших из центра - все прекрасно себе представляют, что ждет его там, за пределами обители. А начинать реабилитацию заново - намного труднее…
Человек, оказавшийся у самого края, который всем сердцем прочувствует, что для него единственным выходом будет остановиться - не залог исцеления; но первый уверенный шаг назад - к здоровой полноценной жизни.

Александр Гранин
Previous post Next post
Up