На Ставрополье бэби-боксы пока закрывать не будут

Oct 03, 2016 20:09



Благодарю "Комсомолку" за возможность взыскать своё мнение по этому вопросу. В поддержку бэби-боксов я привёл два жутких примера, произошедших на моих глазах, когда части тел выброшенных младенцев были растерзаны бездомными собаками.

Напомню, что территории нашего региона установлены три таких устройства, благодаря которым уже спасены жизни четверых детей.

КП:

Два года назад в Ставропольском крае появились бэби-боксы - контейнеры, вмонтированные в здания больниц, где можно анонимно и безопасно оставить ребенка. Их установили в Ставрополе, Пятигорске и Буденновске за счет регионального фонда соцподдержки населения «Время Ставрополья» в надежде на то, что нежеланных детей, вместо того, чтобы отправить в мусорный контейнер или бросить на лестничной клетке, принесут сюда. За это время бэби-боксы спасли жизнь четверым малышам. Трое из них обрели любящие семьи, еще одного вернули биологическим родственникам.




Надо отметить, что Ставрополье оказалось в числе пионеров - по всей стране так называемых «окон жизни» сейчас насчитывается всего 20 в 12 субъектах. И каждый из них теперь оказался под угрозой закрытия - в июне возглавлявшая ранее комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, а ныне сенатор Елена Мизулина внесла на рассмотрение в нижнюю палату парламента законопроект о запрете в стране бэби-боксов. В том числе она предложила штрафовать тех, кто их устанавливает, на пять миллионов рублей.

- Все три бэби-бокса с установкой нам обошлись в 800 с небольшим тысяч. Если будет принят закон, мы ничего не сможем сделать, а будем их закрывать, - рассказала в эфире радио «Комсомольскя правда» член попечительского совета фонда соцподдержки населения Ставрополья Наталья Владимирова. - Но пока никакой альтернативы никто не предлагает. Даже если говорить о том, чтобы сделать кризисные центры, надо понимать какие это затраты: арендовать помещение, нанять персонал, обучить, оплачивать психологов, юристов, консультантов, транспортные расходы - это очень большие деньги. Никто не готов сейчас их вложить. А если и готов, то надо начать с того, что открыть кризисный центр, пусть он заработает, и когда он выйдет на определенную эффективность и мы увидим, что бэби-боксы станут не нужны, конечно же, мы их закроем.

Речь же пока идет только о закрытии, а не поисках путей решения проблемы. Свою позицию автор документа обосновала тем, что существование бэби-боксов нарушает сразу несколько статей Конвенции ООН о правах ребенка, а также поощряет рост отказов от детей. На прошлой неделе Мизулина на своем сайте сообщила, что правительство одобрило проект закона. Однако в кабмине поспешили отметить, что инициатива только обсуждается и никаких решений и одобрений по ней пока не было. Но волна обсуждений всколыхнула общественное мнение.

- Приведу пример того, что произошло на моих глазах. В городе Михайловскемать выбросила ребенка, его растрепали звери, и с утра лежал растерзанный младенец. Второй пример был в Донском: мать утопила малыша в туалете. После таких примеров не понимаю почему кто-то может быть против бэби-боксов, - недоумевает депутат ставропольской краевой Думы НиколайНовопашин. - Насколько я знаю, четыре жизни уже спасены. Но если даже одного ребенка спасли - это уже великое дело. Если нормальную мать утюгом пытать, она не будет отказываться от своих детей, и я представить не могу, как бэби-бокс может спровоцировать нормальную женщину оставить там ребенка.

Кстати, ранее бэби-боксы пытались узаконить (поскольку правовой основы для их установки в нашей стране нет), но в 2013 году Госдума отказалась рассматривать тот законопроект. Очередная попытка легализовать «окна жизни» и прописать правила их установки была предпринята в начале этого года группой сенаторов, но и она не увенчалась успехом - против выступили детский омбудсмен Павел Астахов и Елена Мизулина.

- Если будет принят закон о запрете, соответствующие меры будут приняты и в Ставропольском крае. Пока идет только обсуждение бэби-боксы закрываться не будут, - пояснила нынешнюю ситуацию в регионе уполномоченный по правам ребенка в регионе Светлана Адаменко. - Сегодня, когда мы встречаемся с такой безнравственной действительностью в обществе, когда имеет место убийство новорожденных детей, оставление их в опасности, мне кажется, что имеют право на существование такие проекты как бэби-боксы. В общей системе комплексных мер по поддержке материнства, семьи, детства, по поддержке женщин в трудной жизненной ситуации, семей в кризисе. Потому что бэби-бокс это не просто ящик, куда принесли ребенка. Прежде всего, это система, которая помогает женщине одуматься. За все время существования бэби-боксов в них поступило 4 ребенка. Но мы не знаем сколько женщин, возможно, одумалось, увидев телефоны, призывающие позвонить психологу в кризисный центр, обратиться в какие-то службы, если тебе трудно (такие телефоны пишут рядом с бэби-боксами, - прим.). Возможно, мы еще больше спасли людей от неверного шага отказаться от родного ребенка.



Фото: скриншот страницы vk.com/kpstav

Но далеко не все разделяют мнение о необходимости легализовать в нашей стране бэби-боксы. В недавнем опросе в группе «Комсомольской правды на Северном Кавказе» в соцсети «В контакте» перевес значительно был на стороне противников анонимного отказа от детей.

- Бэби-боксы преподносятся как альтернатива помойке, но те, кто выкидывает своего ребенка, - это однозначно не женщины, которые донесут его до бэби-бокса, - считает председатель общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» Мария Мамиконян. - Состояние женщины, готовой на убийство ребёнка, специфично. Она ненавидит свой плод или патологически безразлична к нему. Даже сама автор проекта «Окно жизни» Елена Котова признает, что их клиентура - далеко не убийцы. То есть проблему убийств новорожденных бэби-боксы не решают.

Мария Мамиконян ссылается на статистику МВД, из которой видно, что количество убийств новорожденных матерями (ст.106 УК РФ) неуклонно снижается с каждым годом, благодаря обычным методам работы с так называемыми группами риска.

- И этот процесс не зависит от наличия или отсутствия бэби-боксов, - подчеркивает руководитель «РВС». - Но все продолжают говорить именно о «спасении жизни». Просто на этот эмоциональный крючок легче всего поймать людей и переключить внимание на мать и младенца, а не на интересы организаторов затеи. Сторонники бэби-боксов уже добились, что тема спроса на детей (а он огромен), в том числе на неучтенных, не воспринимается населением как серьезная опасность. Речь и о «черном», и о «сером» рынке. Идея бесконтрольного анонимного оставления детей удобна для более свободного оперирования на рынке, где товар - это дети. В частности, заинтересованность некоторых организаций в бэби-боксах может быть связана с высоким спросом на новорожденных со стороны потенциальных усыновителей, не желающих долго ждать в соответствии с обычной схемой.

stav.kp.ru

Ставрополье, беби-боксы, КП, Николай Новопашин

Previous post Next post
Up