Станислав Горяинов родился и вырос в Михайловске. Сейчас он благополучный успешный человек, хозяйственный семьянин. Его работа востребована, как никогда актуальна - Станислав Викторович руководит общественной организацией «Ростов без наркотиков», помогает людям справиться со страшной привязанностью. А ведь было время, когда он сам был наркоманом и балансировал на тонкой грани между жизнью и смертью.
Семья Горяиновых в Михайловске хорошо известна. Мама Вера Михайловна, работая в администрации Шпаковского района, занималась профилактикой наркомании, была отмечена за это правительственными наградами.
Однако наркотики - враг коварный, они могут проникнуть в каждую семью, даже самую благополучную.
Сам Станислав Викторович говорит об этом так: «Наступили 90-е годы, когда то, чему нас учили, стало неактуальным. Контроль, цензура - всё исчезло. Возникла иллюзия свободы, а на деле - недопустимая вседозволенность. Если вы поедете на кладбище в Михайловске, вы сможете увидеть - 90-е годы принесли множество ранних смертей».
На этой волне в 14 лет Горяинов с товарищами начали курить травку.
«Как и многие молодые люди, считал, что ничего страшного в этом нет, - рассказывает Станислав Викторович. - Однако через некоторое время это перестало удовлетворять. Мы начали готовить производные из марихуаны, чтобы усиливать эффект. К 18 годам уже сложилась очень большая зависимость.
Наркоторговцы распускают слухи, что марихуана - это «лёгкий» наркотик. Это неправда. Не бывает наркотиков «лёгких» или «тяжёлых». Все они вызывают зависимость, депрессию и ужасные последствия. Из семерых товарищей, с которыми мы начали принимать наркотики, в живых остался только один я».
Долгое время Горяинов скрывал своё дурное пристрастие от матери. Он пробовал избавляться от зависимости самостоятельно. И снова совершил ошибку, характерную для многих людей в его положении, - сменил одну зависимость на другу, попытался выбить «клин клином», перешёл на спиртные напитки.
В это время после школы нужно было выбрать, где учиться дальше. Уже на этом этапе наш собеседник сам отмечает неадектватность тогдашнего своего поведения. Сначала собрался в юридический институт и проучился полгода на подготовительных курсах, а перед самыми экзаменами забрал документы и пошёл учиться на повара. Началась весёлая студенческая жизнь. Снова вернулись наркотики, только теперь ещё и таблетки.
Горяинову был 21 год, когда в одной криминальной компании ему намекнули, что можно не курить и выпивать, а колоться. Сначала молодой человек не придал этому значения, но однажды утром, когда с похмелья шёл за бутылкой водки, решил попробовать.
Кололся около двух лет, об этом узнала мать. Пытались лечить юношу и в разных клиниках, и в психиатрической больнице. Но большинство наркозависимых там только поправляют здоровье, а после выхода снова начинают употреблять.
Известно, что наркомания неизбежно ведёт к криминалу. Так и случилось. Горяинов угнал автомобиль. Причём, у отца своего бывшего одноклассника. В замке зажигания торчали ключи. Сел и поехал. По пути продал запасное колесо, поменял аккумулятор на старый с доплатой, на вырученные деньги купил наркотик, укололся. Уже даже нашел покупателя на автомобиль и ехал в Пелагиаду, но тут подвёл старый аккумулятор. Пришлось машину бросить. Через три дня Горяинова задержали. Последовали несколько месяцев КПЗ и следственного изолятора.
В заключении Станислав Викторович впервые начал молиться, просить Бога о помощи в избавлении и от заключения и от наркотической зависимости. Мысленно давал обещание, что не будет пить и колоться, что устроится на работу, женится.
На суде дали условный срок и тут же выпустили. И хотя в первый день на свободе вчерашний заключённый сорвался, всё же он смог взять себя в руки. Устроился на работу, перестал употреблять наркотики, пить, общаться с прежними товарищами. Стал бригадиром по контролю качества масляных фильтров на заводе «Цитрон». Новая работа, новые знакомые, повышения. Чтобы не оставалось свободного времени на соблазны, трудился в две смены - с 8 утра до часу ночи. На заводе познакомился девушкой. Мама увидела, что сын меняется, оставила ему квартиру. Так прошло три месяца. Казалось, жизнь налаживается.
Но не тут-то было. Начали приходить гости. Стоило однажды с ними выпить - и все прежние дурные привычки вернулись, да ещё и в усиленном виде. Горяинов стал, как говорят медики, полинаркоманом: и пил, и кололся, и ел таблетки, и курил травку. Естественно, с девушкой разошлись, квартиру отобрали.
И этот кошмар продолжался более трёх лет.
Стремление избавиться от зависимости оставалось, не хватало только правильного способа и необходимой поддержки.
В то время планировал открывать первый реабилитационный центр в станице Темнолесской Николай Олегович Новопашин, нынешний депутат Думы Ставропольского края. Он встретился с Верой Михайловой Горяиновой, потому что она была одним из ведущих в крае специалистов по профилактике наркомании. Она рассказала о главной проблеме сына. Примерно полгода Новопашин пытался с ним встретиться, а тот избегал. Но всё-таки увиделись и пообщались.
«С первой встречи я поверил ему, что можно жить без наркотиков, без алкоголя, если пройти реабилитацию, - рассказывает Станислав Горяинов. - И я зацепился за этого человека, как за спасательный круг. Конечно, получилось не сразу. Были и срывы. Но через год прохождения реабилитации я стал другим человеком. Решил остаться в центре и помогать другим, хотя у меня и были вопросы: а за что же я буду жить, как содержать семью, если она появится. Но я полностью положился на волю Божию».
Станислав Викторович стал одним из ближайших помощников Новопашина. Сначала руководил реабилитационным центром в станице Темнолесской, потом его перевели руководителем нового филиала в Невинномысске. Следующий этап - Ставрополь. И наконец Ростов-на-Дону. На данный момент там три мужских реабилитационных центра и один женский. Кроме того, в области энтузиасты пытаются построить такой же Спасо-Преображенский центр, как в нашей станице Темнолесской.
«Первое время я считал дни, недели, месяцы, годы, проведённые без наркотиков - признаётся Горяинов. - А сейчас уже всё равно. Воспоминания о выпивке или уколах уже не приносят ни тревоги, не желания вернуться к той страшной жизни. Вот уже 14 лет я живу в трезвости. У меня есть всё для счастливой жизни. Я трезвый, здоровый. У меня жена, семья, дочке 9 лет. У меня много друзей и уважение окружающих. Получил высшее образование по специальности «преподаватель психологии». Очень люблю свою работу, потому что получаю моральное удовлетворение от своего дела».
* * *
- Станислав Викторович, сегодня Спасо-Преображенский реабилитационный центр известен во всей России. А ведь это уникальный опыт. Расскажите, как всё начиналось.
- Центр был создан по благословению Владыки Феофана, который на тот момент был епископом Ставропольским и Владикавказским. С Николаем Новопашиным и отцом Игорем Подоситниковым мы объехали в поисках места Шпаковский район. Остановили выбор на Темнолесской. В советское время здесь был так называемый кульстан, студенты всей страны проходили производственную практику, помогая собирать урожай. От тех времён остались летние в основном постройки, всё было разграблено во время «перестройки».
Сначала сюда въехали пять человек. Я, пройдя реабилитацию, стал руководителем, а Николай Олегович отвечал за внешнее взаимодействие.
Не было ни света, ни газа, вода привозная. В летние постройки мы заехали уже осенью. Многомиллионный долг за электроэнергию висел на бывшем колхозе, и нам не подключали свет без оплаты этой задолженности. Спасибо отцу Игорю, он решил проблему. Вкопали заново столбы, провели провода и дали электричество. Но первые пару месяцев мы прожили на керосинках и на печном отоплении.
Промысел Божий сопровождал нас с первых же дней. Например, такая ситуация. Злоумышленники срезали провода. Мы обратились к участковому, а сами молились, чтобы проблема благополучно разрешилась. И уже на следующий день провода нашли, их даже ещё не успели порезать на части.
Не хватало продуктов. Один местный старожил научил нас ставить силки на зайцев, свежевать животных - и благодаря этому мы тоже выжили.
Речь шла об элементарном выживании - и нам это удалось.
До сих поражает уверенность Новопашина в том, что у нас всё получится. В первые же дни он ходил по пустому ещё участку и показывал: здесь будет храм, здесь спортивная площадка, здесь теплица, здесь столовая. Один из наших товарищей даже спросил меня тихо: «А он не сумасшедший?»
В итоге на сегодняшний момент всё это сбылось. Мы своими руками построили жилой корпус на 30 человек, социальный приют на 12 человек, спортзал, столовую. Возвели очень красивый храм Преображения Господня. Там уже ведутся службы, не хватает пока только внутренней росписи. Поставили теплицу, выращиваем всякую живность - лошадей, свиней, коров, птицу.
Помогали нам в становлении самые разные люди - предприниматели, руководители и коллективы предприятий, обычные люди, причем, разного достатка и убеждений, не только православные, но и мусульмане.
Сейчас по Ставропольскому краю и Ростовской области уже 14 реабилитационных центров. Более того - мы сумели добраться и до Санкт-Петербурга, открыли и там представительство!
- Молодёжь легкомысленно недооценивает опасность употребления наркотиков. Как объяснить ребенку, что та же «травка» - это не игра, это смертельная опасность?
- Жизни наркомана никому нельзя пожелать. Не существует «лёгких» наркотиков - все они вызывают привыкание и стремление к более сильнодействующим препаратам. А дальше - депрессия, ломка, отчуждение от знакомых, друзей, родителей. Бывает даже, что и отец, попробовав бороться за ребёнка, разочаровывается и уходит из семьи. Ведь отец мечтает, что будет гордиться своим сыном или дочерью, а ему приходится жить в позоре. Единственная, кто не бросает - это мать.
Меняются сами наркотики. Раньше они были преимущественно растительного происхождения, а сейчас синтетические. Под действием солей и спайсов людям кажется, что за ними кто-то следит, что их сейчас поймают. Наркоманы сами себя убивают, выпрыгивают из окна, считая, что выходят в дверь.
- В чём заключается сам процесс «перевоспитания»?
- Самое главное - это воцерковление. Преступники, уголовники, наркоманы - это в большинстве неверующие люди, негативно настроенные. И нам удаётся переубедить их через приобщение к православной вере. В наших центрах читают молитвы, изучают священное писание.
Распорядок дня в наших реабилитационный центрах приближен к монастырскому уставу. Люди здесь живут всё время, без выходных и перерывов. В 7 подъём, гигиенические процедуры, в 8 молитва, в 9 завтрак. С 10 до 12 Евангельское чтение. Потом до 14 дежурные готовят обед, остальные занимаются устройством быта, уборкой дома, уходом за хозяйством. До 15 приём пищи. С 15 до 17 продолжаются работы или общение с психологами, социальными работниками, священниками. У каждого человека расписан свой собственный график. С 17 до 19 подготовка к ужину и личное время. Но в это время человек тоже занят делами - стирает свои вещи, пишет письма. В 19 ужин. Потом фильмотерапия. Это просмотр православных лент, документальных фильмов о вреде наркомании и алкоголизма, патриотическое кино, познавательные фильмы об истории России. В 22 молитва. В 23 отбой. Воскресенье более свободный день. После службы в храме проходят встречи с родителями или какие-то общие мероприятия.
Важнейший элемент реабилитации - это личный пример тех, кто освободился от зависимости.
- Давайте составим своего рода алгоритм действий для родных и близких наркомана. Как определить, что у вашего близкого человека пристрастие к наркотикам? Как его спасать? Что делать, чтобы человек попал в реабилитационный центр?
- Различные наркотики и действуют по-разному. Если это соли и спайсы, то у человека мания преследования, паранойя, он даже родителей начинает в чём-то подозревать и может на них накинуться. Была ситуация - с холодильником человек дрался. Другой случай - наркоман отрезал голову своему товарищу. При употреблении наркотиков растительного происхождения у человека красные белки глаз, пересохшие губы, нездоровый аппетит, он начинает много есть всё подряд. Другие наркотики вызывают сужение значка. А при применении «быстрых» препаратов зрачок, напротив, расширенный. Но самое главное - человек ведёт себя не так, как обычно, делает то, чего обычно не делает. У него внезапная повышенная активность, странный подъём чувств, а после окончания действия наркотика - раздражение. Словом, неадекватное, нехарактерное поведение. Любой внимательный родитель сразу видит, что с ребенком что-то не так.
Первым делом надо вызывать скорую помощь или же везти человека в наркодиспансер, чтобы оказать квалифицированную медицинскую помощь. Если он не в плохом состоянии, не при смерти, можете также позвонить в наш центр. К вам приедет на дом мотивационная группа, мы постараемся объяснить все опасности употребления наркотиков и при возможности заберём его на реабилитацию в центр. Можете сами привезти человека в один из наших центров. Например, в Ставрополь, на улицу Школьная, 12. Телефоны 8-928-321-11-42 и 8-928-270-82-18.
Если выбирать реабилитационный центр, желательно, чтобы он был подальше от родного города, чтобы не было соблазна вернуться, чтобы не было возможности надавить на жалость родителей. Ведь очень часто отец и мать становятся созависимыми людьми, покупая своему ребенку наркотики, чтобы он не мучился. На новом месте человеку легче начать новую жизнь, потому что там нет людей, которые знают бывшего наркомана с плохой стороны и не верят в него. Так что удалённость от привычного круга - это уже почти половина успеха.
Желательно, чтобы человек проходил реабилитацию в течение года без перерыва. Если прожить все четыре времени года в трезвости, за это время происходит полная замена жизненной модели.
Желательно уговорить человека, чтобы у него было своё собственное желание приехать в центр. Стремление и год в реабилитации - практически стопроцентная гарантия того, что он он вернётся к полноценной жизни без наркотиков.
Насильно мы не держим, поэтому есть и те, кто быстро уходит из центра. Мы, конечно, убеждаем его остаться, мотивируем. Для этого у нас и работают психологи.
У человека, который бросил наркотики, происходят своеобразные качели - то он хочет, то не хочет, постоянная борьба. И наши центры - это как оазис в пустыне для таких отчаявшихся путников. Здесь созданы все условия, чтобы человек отдохнул от прежней жизни, пришёл в себя и начал работать над собой.
- Человек прошёл реабилитацию. Дальше что?
- Конечно, есть опасность вернуться к прежней жизни. Поэтому мы предлагаем продолжить взаимодействие с нашим движением уже в качестве помощников, волонтёров.
Яркий пример - Валерий по прозвищу Пиночет. У него уголовное прошлое, был заметной фигурой в 90-е годы в Шпаковском, брат погиб в пьяной драке. Тем не менее, несмотря на груз прошлых ошибок, Валерий смог выкарабкаться, зажить нормальной жизнью. На данный момент у него семья, ребёнок, сейчас в Калининграде Валерий возглавляет один из реабилитационных центров православной епархии.
Есть возможность после прохождения реабилитации поступить в духовную семинарию по ходатайству батюшки. Уже более 40 человек получили или получают образование в духовной семинарии, на богословских курсах. Очень многим ребятам мы поспособствовали в получении высшего образования и в светских вузах.
Но, конечно же, гораздо эффективнее не лечить, а предупреждать зависимость. Для этого мы ведём большую профилактическую работу. Заключаем соглашения с вузами и вместе с федеральной антинаркотической службой, со священниками, психологами, наркологами проводим там лекции для студентов. Наши воспитанники в рамках акций рассказывают, как не попасть в зависимость. Если вас угощают папиросой или таблеткой, ни в коем случае не берите. Всячески избегайте компаний, где принимают наркотики.
И я скажу, что у нас получается. Был случай, когда после проведения такой профилактической беседы девочка-восьмиклассница отдала целую коробку «травки». А она ведь не одна курила, с друзьями. Мы до сих пор поддерживаем контакты, и у неё всё хорошо.
mihailovskievesti.ru