Кто и зачем развернул против молодежи СКФО «демографическую войну»
Фонд «Эльбрусоид», движение «Трезвая Россия» и Российский конгресс народов Кавказа начали большую общественную кампанию против «аптечной наркомании». Но она будет неэффективной, если не подключатся силовые органы и депутаты: сегодня даже пойманные за руку торговцы смертью, пользуясь лазейками в законах, выходят сухими из воды.
«Техасский чай» вылили в пропасть
Сегодня в масштабах России количество наркозависимых оценивается в 8,5 млн человек, из которых ежегодно умирает около 100 тысяч человек. Причем существующая система реабилитации не справляется с масштабами проблемы: на всю страну насчитывается около 17 тысяч профильных медицинских коек и порядка ста общественных организаций, которые реабилитируют наркоманов.
За последние десять лет заметно изменилась и структура потребления. Если в «нулевые» годы молодежь употребляла наркотики растительного происхождения (опиум, героин, реже кокаин), то сейчас - синтетические наркотики, которые быстрее разрушают психику. Едва ли не острее всего проблема «аптечной наркомании» проявилась именно на Северном Кавказе.
Скажем, еще лет пять назад только регионы Центральной России знали, что такое «дезоморфиновая наркомания»: в домашних условиях из лекарств на основе кодеина (прометазина) изготавливали дезоморфин («крокодил»). Однако очень быстро эта напасть пришла и в южные города.
Скажем, с января в Ставропольском крае была полностью запрещена свободная (без рецепта) продажа любых лекарств на основе кодеина. А это многие популярные болеутоляющие («Пенталгин», «Нурофен Плюс», «Седалгин нео», «Солдапедин»), успокаивающая микстура Бехтерева, но чаще всего - сиропы и таблетки от кашля. Кстати, в среде американских наркоманов такие противокашлевые сиропы получили название «техасский чай». И там они тоже к свободной продаже запрещены.
Сегодня в масштабах России количество наркозависимых оценивается в 8,5 млн человек, из которых ежегодно умирает около 100 тысяч человек.
Вслед за Ставропольем в июне 2012 года запрет на безрецептурный отпуск лекарств с кодеином ввели на уровне России. Правда, спустя полтора года от него отказались: решили, видимо, что «крокодил» побежден.
Ведь вместо него из аптек пришла новая напасть - препарат «Лирика» (прегабалин). Его используют психиатры для лечения эпилепсии, а также тревожного невроза; более того, он даже входит в список «Жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов» (ЖНВЛП). То есть он обязательно должен быть в любой аптеке. И вот молодежь на Северном Кавказе, смекнув, принялась скупать лекарство пачками, а то и сумками.
«Вита-фарм»: букет нарушений
Болезненное пристрастие к «Лирике» - это типичная наркомания. А расплата за краткий кайф - прыщи, ожирение, отеки, расплавление мышц, импотенция… В разных регионах борются с «аптечными наркоманами» разными способами.
Например, Рамзан Кадыров борьбу с «Лирикой» назвал своей личной миссией: недавно чеченские силовики провели рейды на Кавминводах, где отлавливали жителей республики, скупавших в аптеках «Лирику» (КАВПОЛИТ рассказывал об этом в статье «Ставрополье как «оттянутый» Кавказ»).
Всего за две недели было задержано около двухсот чеченцев разного возраста, но в основном молодых: это и студенты, и рабочие, и безработные… Отоваривались они в аптеке «Вита-фарм» на улице Дзержинского (она, к слову, находится недалеко от зданий горотдела полиции).
Перед аптекой уже и казаки проводили пикеты, и блогеры про нее писали. Закончилось все тем, что прошлым летом аптеку решением арбитражного суда края привлекли к административной ответственности - оштрафовали на 40 тысяч рублей.
Именно за продажу «Лирики» без рецепта: под видом покупателя сюда зашел оперативник службы Госнаркоконтроля по Кавминводам и купил две капсулы препарата. Из аптеки были изъяты лекарства, а против ее сотрудников предстояло возбудить уголовное дело по ст. 228 УК РФ («Незаконный оборот психотропных средств»).
Однако дело так и не возбудили, и владелица аптеки Валентина Морозова явилась к наркополицейскому, чтобы забрать изъятые лекарства. А заодно предложила ему 1 млн рублей за то, чтобы он ее загодя предупреждал о всех будущих проверках.
Товарищ оказался честным, и в итоге сама Морозова оказалась на скамье подсудимых: за попытку дачи взятки должностному лицу ее оштрафовали на 40 млн рублей, бизнесвумен на два ближайших года запрещено заниматься фармацевтической деятельностью. Сейчас аптека на Дзержинского закрыта, а после выплаты всех штрафов ООО «Вита-фарм» ликвидировано.
«“Аптечная наркомания” - настоящая демографическая война против Кавказа», - Алий Тоторкулов
Врага - в дверь, а он - в окно
Отчитывая перед телекамерой пойманных в Пятигорске аптечных наркоманов, Рамзан Кадыров говорил, что среди них едва ли не каждый второй - потенциальный уголовник. И это не фигура речи. Скажем, в июле прошлого года городской суд Кизляра приговорил к четырем годам колонии общего режима двух молодых людей Абдул-Бека и Алихана Межидовых и Казбека Зангаева (все трое - уроженцы Чечни, у каждого на иждивении по двое маленьких детей).
Желая поживиться «Лирикой», они в сентябре 2013 года ночью напали на аптеку: у одного из них был пневматический пистолет, которым он угрожал продавцу-кассиру, а затем оглушили женщину, ударив рукояткой по затылку. Все трое, естественно, пошли по статье «Разбой».
Подобных приговоров, листая материалы судов Северного Кавказа, можно найти множество. А вот пример другого рода - в сентябре прошлого года Кировский районный суд Махачкалы рассмотрел дело Магомета Испагиева, который торговал «Лирикой» в помещении магазина «Клубничка». У него в ходе контрольной закупки изъяли 17 таблеток (каждая стоит примерно от полутора сотен до двухсот рублей). А поплатился наркоторговец всего лишь административным штрафом в размере полутора тысяч рублей по ст. 14.2 КоАП («Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена»).
А вот пример уже из Карачаево-Черкесии, где в незаконной торговле «Лирикой» и «Тропикамидом» уличили предпринимателя Марзият Магулаеву. С 2005 года она владела аптекой на улице Парковой Черкесска, но после неоднократных административных взысканий ей грозила потеря лицензии.
Магулаева исхитрилась и зарегистрировала новое ООО, арендовав помещение на улице Космонавтов под новую аптеку. Минздрав республики отказал ей в выдаче лицензии на фармацевтическую деятельность. Но этот отказ Магулаева легко отменила через арбитражный суд, и Минздрав в сентябре прошлого года был вынужден ей выдать лицензию бессрочно.
Демографическая война
В Дагестане борьбу с «Лирикой» осуществляет общественное движение «Я - помощник президента»: его активисты вместе с полицейскими проводят облавы на аптеки и подвальные точки, где сбывают препарат.
Два года назад много шума наделало видео очередной такой спецоперации: в складском помещении на улице Амет-хана Султана в Махачкале обнаружили целый магазин, где торговали «Лирикой», «Трамалом» и наркотическими курительными смесями - спайсом. Работали здесь три девушки, лица которых попали в кадр.
Пожалуй, это самый действенный способ борьбы с наркобизнесом - публичность. Особенно в северокавказских республиках, где даже упоминание имени наркоторговца поставит крест на всей его судьбе: его не возьмут на работу, отвернутся родственники… Тем более, учитывая, что часто этот бизнес «крышуют» полицейские, прокуроры, чиновники.
Click to view
Самый действенный способ борьбы с наркобизнесом - публичность
В Карачаево-Черкесии общественную кампанию по борьбе с торговлей «Лирикой» начал фонд «Эльбрусоид» и Российский конгресс народов Кавказа, который возглавляет Алий Тоторкулов. Через социальные сети он обратился ко всем неравнодушным жителям региона, назвав «аптечную наркоманию» настоящей «демографической войной против Кавказа»
Сейчас активисты движения - блогеры - проводят встречи со студентами вузов, рассказывают о пагубном влиянии «Лирики» и других синтетических наркотиков. В интернете запустили социальную акцию: любой желающий может сделать репост записи о вреде наркотика или фотографию с хэштегами #противлирики или #StopЛирикаКЧР.
Присоединились к интернет-флешмобу уже многие известные на Северном Кавказе люди: министр внутренних дел Карачаево-Черкесии Казимир Боташев, мэр Черкесска Руслан Тамбиев, певец, заслуженный артист Республики Адыгея Астемир Апанасов, член Общественной палаты России Султан Тогонидзе и многие другие. Поддержали акцию и целые учреждения, скажем, медресе Черкесска и медиахолдинг «КЧР медиа».
На одном из круглых столов, посвященных борьбе с «аптечной наркоманией», руководитель Северо-Кавказского экспертно-аналитического центра Руслан Камбиев предложил меры, которые позволили бы сделать ее более эффективной.
1. Ужесточить ответственность (административную и гражданскую) за безрецептурную продажу психотропных препаратов.
2. Включить «Лирику» и другие подобные препараты в список наркотических (это даст возможность Госнаркоконтролю надзирать за его оборотом).
3. Принять федеральный закон о запрете продажи курительных наркотических смесей (спайсов).
4. Создать сеть реабилитационных центров для наркозависимых лиц.
5. Проводить работу по информированию школьников и студентов о вреде наркотиков и психотропных средств.
6. Предавать широкой огласке все факты торговли и употребления психотропными средствами.
russianpulse.ru