Для подросткового возраста характерно сравнивание себя со взрослыми. При этом ребенок приходит к заключению об отсутствии различий между им и взрослым. Он начинает говорить о своих правах, обижаться при назывании его маленьким. Большое желание признания его как взрослого затмевает отсутствие ощущения ребенком своей истинной взрослости.
В данном возрасте подросток находит в себе все больше недостатков, ясно осознает свою уникальность. Часто у детей появляется недовольство собой, развиваются комплексы неполноценности. Иногда самооценка завышена, но намного хуже, если ребенок переживает, ощущая себя неполноценным, не таким как все. Подростки ждут уважения и одобрения от сверстников. И часто именно сверстники становятся примером для равнения. Хорошо, еслиэтот пример достоин подражания и не несет пагубного влияния на молодого человека.
Об этом и многом другом, мы поговорим с Владимиром (16 лет), находящимся на реабилитации в мужском Спасо-Преображенском реабилитационном центре.
Володя, скажи, как получилось так, что ты начал употреблять наркотики?
-Получилось так, что мой друг, он старше меня на год, долгое время предлагал мне покурить, я отказывался. А потом, месяца через три, я согласился. Все из-за интереса и от нечего делать. У меня хорошая семья, порядочные родители, но это не уберегло меня от наркотической зависимости!
А ты не задумывался о том, что за друг такой, который сам курит и тебя втягивает в это занятие?
-Но я не думал, что травка такой уж прямо наркотик. Тем более я сначала редко употреблял, раз в месяц, а потом чаще и чаще. Знаете, сначала кажется, что это все не всерьез, но проходит время и ты сам того не понимая, становишься зависимым человеком. Я не понял даже, где грань эта была между баловством и наркоманией.
Где деньги брали на наркотики?
- Нигде не брали. Мы сами ездили и искали, где растет трава. Сами готовили, к тому времени я уже знал, как это делается. Пока тепло было, можно много травы растущей найти. Потом, с приходом зимы, так просто не сорвешь траву и в один день нас угостили спайсом, его стали курить. В основном заказывали спайс по интернету, в течении 10 минут мы могли уже его забирать. Все очень просто. Тут уже понадобились деньги, особо много их не было и поэтому мы стали распространять наркотики, а за это нам давали их бесплатно.
Как родители узнали о том, что ты стал употреблять?
-Во-первых, мы жили там, где все друг друга знают, все знакомые. Мы с другом ходили все время в одно и то же место за дозой. И соседи родителям сказали, что часто меня стали видеть там, где собираются наркоманы. И потом, домой приходишь, видно же по твоему состоянию, что что-то не то, глаза стеклянные, утомляешься или, наоборот, активен не по режиму.
Как долго ты употреблял наркотики?
-В общей сложности два года, с 14 лет. Хотя я мог делать перерывы и жить без наркотиков. Месяц, два спокойно выдерживал. Все зависело от того, чем я занимался. В этот период я мог заниматься спортом рыбачить и т.д. Когда у меня не было свободного времени, я обходился без курения наркотиков. На полгода я уезжал жить к сестре в другой район города, там у меня не было знакомых наркоманов, у нас было много интересов с зятем, мы шутили, общались и я не вспоминал о наркотиках вообще. Мне нравилось, что у них молодежные движения, они меня больше понимали, чем родители. Но вечно у них жить я не мог же. И, когда возвращался домой, все начиналось по новой. Все пацаны нашего района употребляли. Вот идешь ты по улице, один предложил, второй, третий, с четвертым и отказаться уже трудно. Родители пытались меня оградить от наркотиков, но это не очень-то получалось.
Володя, у тебя все друзья наркоманили?
- Нет, был у меня один друг, он постоянно мне говорил, как это плохо, просил, чтобы я завязал, когда видел, что я накуренный. Вот когда я с ним общался, то с друзьями- наркоманами не встречался. Мы всегда могли найти себе занятие и общаться без наркотиков.А потом, когда он уже после учебы вышел на работу, то мне не с кем было дружить и я снова связался со старыми друзьями, снова стал курить наркотик. Только с тем другом я мог нормально поговорить, поделиться своим проблемами, а у друзей-наркоманов одни разговоры: где найти наркотики, как уколоться, где найти деньги и все.
Какие у тебя увлечения по жизни?
- Вообще мне очень нравится рыбалка, я люблю с отцом рыбачить, иногда любил в компьютер поиграть, мог в городе погулять с другом. Обычные увлечения.
Скажи, в твоем классе кто-нибудь пробовал наркотики?
- В классе нет, редко пацаны этим балуются. Вот у нас как-то тест проводили на наличие в организме наркотиков. Я знал, что такой тест будет проводится и очень боялся сдавать анализы. Я знал ребят из других классов, которые употребляли. Но, как не странно, тест не выявил ни одного человека с симптомами наркомании и тогда вообще успокоился. Учителя замечали, что что-то не так, но ничего не предпринимали, я все время отмазывался.
Скажи, как ты оказался в реабилитационном центре?
- Это все родители, они узнали про реабилитационный центр, созвонились и через два дня я уже был здесь. Они очень переживали за меня, мама даже предположить не могла, что я буду употреблять. Меня очень совесть мучает, что я причинил столько неприятностей родителям. Мама меня держала, когда я шел курить к ребятам, пыталась остановить, я вырывался. Через час приходил с красными глазами и падал. Мне очень за все стыдно. Находясь тут, я теперь больше понимаю, в какой ужас я попал, осмысливаешь все по-другому. Раньше говорили про наркотики, как это плохо, но до конца я не осознавал. А теперь, после бесед с ребятами, я понял, что мне ещё повезло, что я вовремя обратился в центр, все могло бы закончится более трагично. В будущей своей жизни я хочу обойтись без наркотиков, но я не уверен, что излечился и, поэтому хотел бы остаться в центре подольше.
Ты боишься возвращаться в свой город, в привычную среду к твоим знакомым?
- Да, я боюсь. Наркотик такая штука, что ты не знаешь, где и когда он тебя подстережет. Я хотел бы к сестре вернуться, там мне более комфортно и я буду подальше от друзей-наркоманов. Там у меня появились новые друзья, которые не употребляют наркотики и мне с ними интересно. Хочу вернуться в спорт. Я теперь понимаю, что с ребятами, которые употребляют, у меня нет ничего общего. Мы в общем-то только и занимались, что поиском наркоты. А это не та дружба, которая нужна человеку. Я вообще думаю, что к моему возвращению в город, половина моих бывших друзей попадет в больницу, а другая в тюрьму или, того хуже, погибнут. Поначалу еще не было большой беды, а потом наркотики начинают мешать твоей жизни.
Тебе не хватает общения с родственниками?
-Да, не хватает. Теперь понимаешь, как это важно. Я некоторое время жил у сестры, я помогал ей ухаживать за дочкой, ездил с папой на рыбалку- это все здорово и я хочу вновь вернуться к нормальной жизни. Там я был в окружении близких людей. Тут я в обществе чужих людей, хоть у нас в центре и добродушные отношения. Мне хочется знать, как там поживает племянница, родители. Вернулась потребность в семье, чего раньше не было. Наркотик её мне заменял.
Какие цели ты ставишь перед собой сегодня и что бы тебе хотелось сказать своим сверстникам?
-Я хочу закончить колледж, поступить в университет. Сверстникам хочу сказать, что не стоит употреблять наркотики. Не надо дружить с теми, кто употребляет, отметайте сразу таких знакомых, потому что рано или поздно вы тоже станете зависимыми от них и тогда ваша жизнь станет для вас же самих одной большой проблемой. Я хочу окончательно исцелится и забыть про то, что наркомания была в моей жизни.