Через наркотики к… Богу?

Jan 06, 2014 11:02


Момент, когда колешься не для того, чтобы тебе стало хорошо, а чтобы не было плохо, наступает очень быстро.
Эдит Пиаф

В конце прошлого лета корреспонденту «ЭВ» удалось побывать в Спасо-Преображенском центре помощи наркозависимым Ставропольской и Невинномысской епархии в станице Темнолесской Кочубеевского района Ставрополья.

Мы отправились туда с основателем центра - Николаем Новопашиным.

Пока ехали, успели «пофилософствовать» на тему природы наркомании.

«То, что происходит, можно назвать добровольным отказом от жизни нашей молодежи, самоубийством, - признался он. - Настолько молодое поколение опустошено, не видит цели и смысла жизни».

Совместно пришли даже к такому выводу: вряд ли запрет продажи в аптеках кодеинсодержащих препаратов, из которых готовится популярный именно в молодежной среде крокодил[1], как-то изменит ситуацию.
Реабилитационный центр в ст.Темнолесской сегодня


Возникли классические вопросы: «Кто виноват, что делать?»

Но, конечно же, четкого ответа на них и плана со стопроцентной вероятностью его исполнения нет.

Постепенно наш разговор плавно перетек в другое русло. А именно: как практически помочь тем, кто попался на крючок наркотиков, но желает изменить свою жизнь. Точнее сказать, выжить. Тут равных Новопашину нет. Вот уже много лет Николай Олегович помогает людям, попавшим в страшную зависимость, избавляться от нее. И, по его мнению, наркомания - это даже не «социальная болезнь общества», как принято ее называть повсеместно. Наркомания - «заболевание» души. Вылечиться от этой заразы можно. Но только, изменив коренным образом мировоззрение человека. А для этого нужно убедить его обратиться к генетически заложенным в нас ценностям: Богу, вере, патриотизму, семье.

Так просто не справиться. Чтобы излечиться от болезни души, нужно иметь огромное и искреннее к тому желание.

По данным ООН, самое большое число наркозависимых в Иране и Афганистане, третьей в этом списке значится Россия. По данным Минздрава, в России около 550 тысяч наркозависимых лиц, но, по экспертным оценкам, их около 2 - 2,5 млн человек.

Едем дальше…


- Что тяжелее всего в реабилитации наркомана? - спросила я.

- Главное, чтоб родственники, мамочки не мешали! - удивил Новопашин. - Некоторые из них становятся первыми «врагами» на пути выздоровления реабилитанта. Кто-то денег ему необдуманно даст. Кто-то решит: ага, раз месяц прожил в центре, не употребляет наркотики, значит, пора домой да по докторам. Зубы, печень лечить. А ее сынульке (дочке) рано возвращаться! В любой момент он (она) может встретить друга-подругу, и всё завертится с новой силой. Бывают и такие претензии: мы вам, дескать, «нормального человека» на реабилитацию отдали, а вы нам кого вернули, «сектанта»?!? Утром и вечером поклоны бьёт перед образами, в церковь ходит, постится, не пьет, не курит…

- Но это же, во всяком случае, лучше, чем гнить заживо от наркотиков!

Ближе к центру поинтересовалась у собеседника. Вот если какое-то официальное мероприятие по борьбе с наркоманией или «высокие» гости на Ставрополье пожаловали, то Темнолесский центр сразу оказывается на слуху. Городские и краевые чиновники дружно вспоминают, какой в крае есть замечательный и супер­успешный опыт реабилитации (причем бесплатной!) наркозависимых. А помогают ли сами?

Ответил Новопашин как-то вскользь, из чего у меня сложилось впечатление, что бюджетные деньги благое дело обходят сторонкой. Между тем мой оппонент заметил:

- Отношение «сильных мира сего» к проблеме наркомании - более чем странное. Я знаю многих людей у власти, кто приезжал ко мне и со слезами на глазах просил за своих детей-наркоманов, алкоголиков: «Помоги!» Помогал

Идиллический пейзаж


Минут через сорок езды от Ставрополя - и мы на месте. Уединенный живописный уголок с аккуратными небольшими строениями, спортплощадкой; забавными, точно живыми, фигурками животных. Слух радуют птички. По центру периметра - большая стройка. Жители приюта и приглашенные им в помощь профессиональные рабочие возводят храм. Если не знать, куда приехал, больше напоминает базу отдыха. Ну уж никак не то место, где лечатся наркоманы. Выйдя из машины, поняла: экскурсия будет увлекательной. Чего здесь только нет! В целом: отдельно взятое государство со своеобычным укладом жизни, больше напоминающим дореволюционный быт казачьей общины.

Распорядок дня такой. Встал спозаранку, умылся, помолился. Затем кто-то идет на индивидуальные беседы со старшими центра, священником, приглашенными специалистами. Большая часть окунается в работу: ухаживает за скотинкой, готовит обед, строит, ремонтирует, столярничает, мастерит. Трудотерапия длится до вечера. Потом опять - молитвы, беседы. А еще: вечером кино, но исключительно патриотического характера. (Забегая вперед, по признанию многих реабилитантов, им проще было пережить наркотическую абстиненцию - ломку, нежели привыкнуть к регламентированному распорядку дня).

Описанию скотного, птичьего двора, столярной мастерской, трапезной, келейной, баньке - хоть отдельную статью посвящай. Хрюшки, козлики, кони, нутрии, гигантские кролики в половину человеческого роста, гуси, индюки… Главный по хозяйству - реабилитант Геннадий Ларцев. Интересно, что мужчина, преподаватель, всю сознательную жизнь провел в городе.

Короче, слов для восторгов не хватит. Практически все, что построено, создано, выращено, сделано - руками пациентов центра. Однако не без помощи добрых людей: частных спонсоров и благотворителей.

Старшие знают, о чем говорят

Трудно поверить, но в 2004 году здесь был раскуроченный культстан[2] для ученических бригад с несколькими полусгнившими хибарами. Поэтому, на мой взгляд, уместнее всего рассказывать о тех, кто превратил кусочек темнолесской земли в уютный дом для заблудившихся душ. А в первую очередь, о лидерах и, в частности, лидерстве
.

Глава ФКСН России Виктор Иванов:

«ФСКН зафиксировала резкий рост количества дезоморфиновых наркоманов практически во всех регионах страны, использующих в качестве исходного сырья безрецептурно продающиеся повсеместно в аптечной сети кодеинсодержащие препараты…»

Общее количество изъятого дезоморфина только за минувший год возросло в 7 раз. Это 112 миллионов разовых доз.

Евгений Брюн, главный нарколог Министерства здравоохранения и социального развития РФ: 10 - 15% старшеклассников уже пробовали наркотики.

Первый Спасо-Преображенский центр помощи наркозависимым в Ставропольском крае появился именно в станице Темнолесской. Благословил создание обители бывший архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Ну а организовали процесс Николай Новопашин и благочинный Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников. Сейчас такие центры появляются по всей стране. Эти организации - «филиалы», если, конечно, можно так выразиться, «головной компании», расположенной в Ростове-на-Дону. На Ставрополье обители, наподобие темнолесской, уже есть в Изобильном, Кисловодске, Железноводске, Буденновске, Ставрополе. У каждого из отделений - свое направление. В Буденновске, к примеру, проходят реабилитацию ветераны МВД, бывшие участники военных действий в «горячих точках». В Кисловодске действует женское отделение. В одних центрах упор делается на трудотерапию, в других - на воцерквление реабилитанта, духовное воспитание, его внутреннее самосовершенствование
.

А в начале февраля этого года в Ставрополе появилось новое детище православного реабилитационного учреждения - региональный центр по профилактике наркомании, основная цель которого - консультативная помощь населению.

Как бы то ни было, неизменным остается одно правило. Старшим по очередному открытому отделению непременно назначается человек из числа бывших реабилитантов. Тех, кто сам прошел реабилитацию в Спасо-Преображенском центре и перестал употреблять наркотики. Такой обычай имеет двустороннюю пользу. Для решившего завязать наркомана индивид, сумевший отказаться от наркотиков, авторитетен как никто другой. Получается, у него перед глазами постоянно живой пример: с болезнью можно справиться. Стоит только захотеть. Хорошо это и для назначенного руководителя. Он остается «в системе», при деле, чувствует себя нужным. При этом его шансы вернуться к наркотикам уменьшаются пропорционально тому, насколько долго он остается в среде, которая его излечила.

Николай Новопашин в системе реабилитации 10 лет. За эти годы его личность перестала «умещаться» в тесные рамки создателя и руководителя первого Спасо-Преображенского центра на Ставрополье для наркозависимых. Его деятельность давно приобрела общественный, местами - даже политический характер. Ныне - Новопашин депутат Думы Ставропольского края. Ко многим серьезным вещам он относится с нескрываемым юмором (у казака разве может быть иначе?). А в своем исцелении, равно как и многих других пациентов центра, видит настоящее чудо. Божье.

Наркоситуация Ставропольского края отличается преобладанием на всей его территории каннабисной наркомании.

Однако об увеличении объёмов распространения дезоморфина свидетельствует повышенный спрос на кодеинсодержащие лекарственные средства, используемые при изготовлении этого наркотика. В период времени с 2007 по 2010 год объёмы реализации кодеинсодержащих лекарственных средств через аптечные сети возросли с 600 тыс. упаковок до 1 млн 700 тыс. упаковок.

В то же время дезоморфин в настоящее время менее распространен в молодежной среде и в целом в крае, нежели уже утвердившийся на наркорынке ацетилированный опий, кустарно изготавливаемый из кондитерского мака с примесями маковой соломки. Это связано с тем, что кодеинсодержащие препараты приобрести значительно труднее, чем семена кондитерского мака, равно как и способ приготовления дезоморфина сложнее способа приготовления ацетилированного опия.

УФКСН России по СК

Господи, если ты есть, помоги!

- В конце девяностых я и представить не мог, что вообще доживу до сегодняшнего дня, что стану с женщинами культурно разговаривать и говорить им «Вы», - рассказывает он. - В 99-м «доупотреблялся» до такой степени, что начался сепсис крови, и я был готов умереть. Однажды принял решение и намеренно ввел себе смертельную дозу наркотика. Отходя в мир иной, успел, что называется, испугаться. Взмолился: «Господи, если ты есть, помоги!». Не только выжил, как видите… Интересно, что после той инъекции не было никаких последствий для организма, а потом - ломки. Тогда я четко почувствовал «прикосновение» Бога. Поселился в церкви, в Михайловске, где служил батюшка Игорь Подоситников, который стал моим наставником. Читал молитвы, пономарил (пономарь - причётник, низший служитель при христианской церкви). И так хорошо, так спокойно жилось! Между тем, посмотреть на меня, точно диковинную обезьянку, собиралась вся округа. По району слух пошел: «В церкви наркоман завелся, который не колется». В храм потянулись наркозависимые: кто-то пообщаться со мной, кто-то, воодушевляясь примером, даже оставался. Но долго так продолжаться не могло. Не у всех получалось держать себя в руках. Один золото с иконок украдет, продаст, чтобы уколоться, другой ещё как-нибудь набедокурит. К тому времени и было принято решение поселиться, лечиться и жить сообща на культстане в Темнолесской. Тогда нам очень сильно помог и продолжает нас поддерживать отец Игорь Подоситников.

Действительно, не поверить в чудеса, побывав в реабцентре, невозможно!

- Посмотрите на моих помощников, - продолжает Николай Новопашин. - У некоторых было по 10, 15 лет героиновой зависимости, полностью подорванное здоровье, неизлечимые хронические болезни. Они, как и я, предположить не могли, что будут жить. Но, находясь здесь, забыли про хронические болячки, женятся, их жены рожают здоровых детей! (Женился и сам Новопашин, жена - красавица и трое деток. - Авт.).


Из числа таких - Валерий Калмыков, руководитель кисловодского отделения Спасо-Преобра­женского центра помощи нарко­зависимым «Братства Святого Духа». Жена Валерия Калмыкова - его бывшая подопечная, реабилитантка кисловодской женской обители. Сам Валерий - один из первых пациентов темнолесского центра, попал сюда в 35 лет. Говорит, не думал, что доживет до сорока и уж тем более обзаведется семьей, что у него появится ребенок. В реабилитацию, признается, не верил, но желание бросить колоться было огромным. Наркотики Валера попробовал в первый раз еще в школе. Неверная дорожка, на которую вступил благодаря друзьям-товарищам, в том числе отсидевшим, и его самого привела в тюрьму. Но даже видавший всякие жизненные виды Калмыков недоумевает, что происходит в крае, в стране?!?

- Наркоманов стало намного больше, а их средний возраст значительно моложе, - говорит он. - Раньше попробуй-ка еще найди наркотик. Мы по огородам лазили, снаряжали целые «экспедиции» собирать соломку мака. Потом пошла «ханка». Чтобы купить дозу, нужно было хорошо знать барыгу (наркодилер).Что сейчас? Барыги заходят в школы и продают наркоту в открытую! Дети начинают колоться с 13 лет. До недавнего времени (пока в крае не был введен запрет на безрецептурную продажу кодеинсодежащих препаратов) можно было пойти в аптеку, купить лекарство от кашля, йод и жидкость «крот» и приготовить страшный наркотик - дезоморфин - в домашних условиях.

Медицинский эксперт профессор Даниил Голубев (в интервью радио «Свобода»):

Наиболее «популярный» наркотик в США - марихуана. Ее ежегодно употребляют более 11 миллионов американцев, кокаин - примерно полтора миллиона, галлюциногены - около миллиона, героин - 200 тысяч человек. По данным Министерства здравоохранения, по меньшей мере один раз «попробовали» марихуану в течение своей жизни около 80 миллионов жителей США. Нужно отметить, что все эти цифры приблизительны, и истинный размах потребления и торговли наркотиками, в общем, неизвестен.

Исследование, проведенное Национальным институтом исследований наркозависимости, показало, что за период с 2001 по 2004 год число школьников, которые курят или используют наркотики, снизилось примерно на 17%. Особенно заметно уменьшилось число любителей марихуаны. В то же время выросло число потребителей ингаляционных наркотиков (вдыхающих пары клея, аэрозоля и прочего).

В целом за последние десять лет число наркоманов в США сократилось примерно вдвое. Безусловно, сыграла роль пропаганда против наркотиков, получившая необыкновенный размах.

Дико звучит, неправда ли, тем более от недавнего наркомана с большим стажем зависимости. Куда, спрашивается, катимся, в какую пропасть?

- Нынешней молодежи навязываются исключительно материальные ценности: деньги, шмотки, машины, - рассуждает Валерий. - Идеалов нет, веру из нас «выбили». Коммунистов сейчас принято ругать на каждом углу, а они своей молодежью занимались основательно.

- Как вы будете объяснять своему сыну, что хорошо, что - плохо, и что наркотики - это зло?

- Я думаю, объяснять ничего и не надо будет, если правильно воспитать. Постараюсь, чтобы он вырос верующим человеком. Парень крохотный - всего полтора года - посещает со мной храм, смотрит на иконы, образа, молящихся людей.

Руководитель буденновского филиала Гурген Калустьянц первый раз попробовал наркотик тоже будучи школьником. В 13 вовсю курил анашу, а в 14 стал колоться. Затем был 21 год (!) наркотической зависимости, пока однажды он не понял: вряд ли переживет свою старенькую маму. А на кого же тогда ее оставлять? В истории Калустьянца также не обошлось без чуда. Божьего. Когда он всерьез задумал завязать с наркотиками, пошел в храм помолиться. Выйдя из церкви после службы, увидел объявление на доске: «реабилитация православных наркозависимых» и телефон. Естественно, воспринял это как знак свыше. Полтора месяца ходил на специальные консультации, после чего был отправлен в станицу Темнолесскую. Погрузившись в эту среду однажды, Гурген остается в ней шесть лет.

- Первые четыре месяца было очень тяжело и физиологически, и морально, - вспоминает он. - Для многих по прошествии этого этапа самое главное удержаться от соблазна вернуться обратно. Какие бы благовидные причины для этого ни имелись. Раскаяние перед родственниками, желание найти работу, расплатиться с долгами.


- Ну а сейчас какие цели?

- У нас всех одна цель - поднимать ребят (реабилитантов. - Авт.). Мы живем этим. Нужно осваивать восточные районы края - Зеленокумский, Степновский, Левокумский. Это территории, где в свободном доступе можно найти кондитерский мак и активную деятельность ведут сектанты. Работы - непочатый край. Реабилитация - дело непростое. А смысл ее в том, чтобы привить человеку другое мировоззрение, которое должно основываться на православном вероисповедании.

Для всех

Православие, Святая Русь, Братство Святого Духа… А что же делать наркозависимым иноверцам? Если практика реабилитации здесь намного успешнее, чем в долларовых московских клиниках, разве справедливо делать для людей ограничения по вере? Да и как-то не вяжется такое отношение с христианством. Оказалось, подобных ограничений здесь нет и никогда не было. К тому же, прогуливаясь по темнолесскому реабцентру, я заприметила парней явно не «православной» национальности.

Роман Ермаков, старший ребцентра в Изобильном, ставший моим экскурсоводом, рассказал:

- Реабилитацию в центре неоднократно проходили и мусульмане. Некоторые потом принимали христианство.

- Любых берем, - подтвердил немногим позже и Николай Новопашин. - Даже лучше, чтобы человек был вообще без вероисповедания. С «чистым листком» работать намного проще.

Завершая статью, не могу не рассказать последнюю историю - моего экскурсовода Романа, бывшего выпускника летного училища Ставрополя. К наркотикам он пристрастился в зрелом возрасте. Сначала, пока еще летал - нюхал героин, ну а когда не по своей вине потерял работу в конце 90-х, стал колоться. Роману очень повезло, несмотря на то, что из-за своего пристрастия он оказался на самом дне. В отношении него даже было возбуждено уголовное дело за кражу. Повезло с женой, которая в неравной схватке с наркотиками билась за своего мужа до победного конца. И выиграла! Именно она настояла на его реабилитации в Темнолесском центре. Не каждая смогла бы. Это - правда. И, на мой взгляд, именно в таком самопожертвовании есть высший смысл христианства.

От редакции

В следующих номерах мы еще обязательно вернемся к этой теме. Очень важно, чтобы и вы, наши читатели, помогли нам раскрыть ее наиболее полно. Давайте вместе попробуем разобраться в том, как в нашем регионе обстоят дела с наркотеррором. Ждем ваших писем и звонков!

православие, воцерковление, наркомания, героин, алкоголизм, Спасо-Преображенский центр, исцеление, новости, реабилитация, кокаин, РПЦ, Темнолесская, зависимость

Previous post Next post
Up