Мой доклад на Государственном Антинаркотическом Комитете (Москва, 20.11.2013)

Nov 21, 2013 09:40


Системный подход к формированию национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых
в Российской Федерации
Выступление депутата Думы Ставропольского края, заместителя председателя комитета по социальной политике, председателя ассоциации православных центров Юга России на совещании «Об организации деятельности муниципальных антинаркотических комиссий», г. Москва, 20.11.2013

Уважаемый Виктор Петрович!

Уважаемые участники заседания!
Разрешите поприветствовать вас на совещании, тема которого сегодня очень актуальна. Для меня, как для человека, который уже порядка 12 лет занимается вопросом реабилитации наркозависимых, очевидно, что только консолидация усилий со стороны общества и государства позволит России стать в один ряд с развитыми странами, где проблема реабилитации наркозависимых успешно решается.

Как основателю сети реабилитационных центров на Юге России мне крайне важно видеть качество той огромной системной работы, которую проводит ФСКН. Большая заслуга в этом Виктора Петровича Иванова, который лично выезжает на места, вникает в проблему, общаясь как со специалистами и учеными, так и с самими наркозависимыми, членами их семей. Такой подход позволяет добиться максимально верного представления о реальной ситуации и сделать каждое решение ГАК взвешенным и продуманным.
Решения ГАК, присылаемые из федерального центра, отличаются последовательностью и практической исполнимостью инструкций. Нужно только четко следовать им и работать. Но здесь возникает первая проблема, о которой я хотел бы сказать. Как депутат, госслужащий. я часто бываю на совещаниях разного уровня, где нередко становлюсь свидетелем формального подхода: собраться, послушать, поставить галочку. Сегодня нет ни одного субъекта федерации, где не стояла бы остро проблема наркомании. И каждый субъект РФ нуждается в эффективно работающих центрах. Но именно формальный подход муниципальных антинаркотических комиссий и тормозит создание центров. На мой взгляд, если бы каждый регион создал бы хотя бы по одному реабилитационному центру, то у нас уже была бы создана всероссийская система реабилитации. В результате мы топчемся на месте. Следует четко уяснить: мы все выполняем поручение Президента РФ о создании в стране национальной системы реабилитации. И над решениями ГАК уже поработали высококлассные специалисты, которые создавали их не в четырех стенах московского кабинета, а непосредственно выезжали в регионы, изучали зарубежный опыт. Создан НИЦ ФСКН, в котором собраны лучшие специалисты в области реабилитации наркозависимых - психиатры, наркологи, силовики, ученые, общественники. Если бы каждая антинаркотическая комиссия следовала решениям выездных заседаний ГАК, в стране уже работала бы система реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Уважаемые коллеги!Медики часто говорят мне о том, что мы должны не просто реабилитировать человека - он должен уйти от нас домой и начать вести социально полезный образ жизни. Но опыт говорит, что сегодня важно не просто отпустить человека от себя. Важнее из наркопотребителя сделать наркоборца! Именно поэтому мы отправляем прошедших реабилитацию людей на работу в наиболее наркотизированные регионы страны. Сегодня остро стоит проблема нехватки специалистов по реабилитации. Вам всем известно, что на этой проблеме паразитируют сектанты и шарлатаны, цель которых не помочь вернуться в социум, а втянуть в секту, использовать человека в корыстных целях. И родители зависимых отдают квартиры, последние деньги, готовы бесплатно работать на организации. Теперь, благодаря ФСКН, разработано единое положение для работы реабилитационных центров. И те из них, которые хотят получить государственную поддержку, должны выйти из теневой работы и пройти сертификацию.

Директор ФСКН не раз отмечал в докладах эффективность православных центров, где наиболее стойкая ремиссия. Крайне важно, что федеральным центром была замечена и поддержана общественная инициатива, федеральная служба ознакомилась с работой на месте и оказала всяческое содействие. Именно поэтому наша сеть Юга России получила дальнейшее устойчивое развитие. Это пример хорошей работы по консолидации государства и общества для других министерств и ведомств.

Хотелось бы отметить проблему непонимания, которая возникает между реабилитационными центрами, государственными учреждениями и органами власти на местах. Мне часто приходится слышать от медиков вопрос: зачем нужны общественные центры реабилитации, когда есть наркологические диспансеры? В Ставропольском крае официально около 17 тысяч наркоманов. Коек, предусмотренных для оказания такой помощи по краю около 250. У нас в реабилитационных центрах находится 214 человек. А где другие 16 тысяч наркозависимых? Они либо в тюрьме, либо умерли, либо в сектантах.

Другой пример: выступаю, на разного уровня муниципальных антинаркотических комиссиях, районных, городских, региональных. И мне задают вопросы: а для чего вам офис, психологи телефон доверия, зачем у вас работает батюшка, разве этим не должен заниматься врач? Представители муниципальной власти порой далеки от проблемы.

Коротко говоря: сегодня антинаркотические комиссии по большому счету представляют собой еще одни надстройки чиновников, которые регулярно собираются и не особенно вникают в проблему. Они только зачитывают доклады, которые им сочиняют секретари и помощники, также далекие от понимания ситуации.

Городские и районные антинаркотические комиссии должны искать пути решения общей проблемы наркомании: оценивать эффективность работы общественных и государственных реабилитационных центров, заниматься профилактикой потребления ПАВ, выявлением мест скопления наркозависимых, отправкой их на реабилитацию, а также отслеживать их дальнейшую судьбу - находятся ли они в стойкой ремиссии? Каждый районный участковый знает, сколько у него числится наркоманов и квартир, где варят зелье. Почему не вызвать на заседание городской АНК участкового? Посмотреть статистику? Ведь известные наркоманы - вершина айсберга. Дальше они втягивают в употребление свое окружение, терроризируют семьи, совершают преступления.

Не случайно ГАК информирует об итогах поездок директора ФСКН в реабилитационные центры страны: в Сочи, Ставрополь, Ростов-на-Дону, об изучении зарубежного опыта Израиля, Испании, США, Польши и других стран, где действуют целые национальные системы реабилитации.

Если бы присылаемые решения выездных заседаний ГАК воспринимались как непреложные инструкции к действию муниципальными АНК, то я уверен, все сдвинулось бы с мертвой точки.

В каждой антинаркотической комиссии состоят православные священники. Я на 200 % уверен, что к ним в храмы постоянно обращаются родственники наркоманов. Любой батюшка может прийти в антинаркотическую комиссию города, и сказать, что каждый день к нему идут люди с этой проблемой. А уже АНК должна найти реабилитационный центр и отправить человека туда. Священник же вполне может посмотреть в интернете адреса наших реабилитационных центров. Более того, я убежден, что в маленьких городах и священники, и участковые прекрасно знают, где находятся точки. Остается только объединить усилия и поставить вопрос, что с ними делать дальше.

Хочу привести в пример Ставропольский край. Один из первых визитов в своей должности и.о. губернатора Владимир Владимирович Владимиров совершил поездку в наш Спасо-Преображенский центр, встретился с родственниками зависимых, пообщался с воспитанниками, которые находятся на реабилитации, и оказал содействие в выделении бюджетного финансирования на деятельность центра. Именно такой заинтересованный подход регионального руководителя и дает ощутимый толчок в развитии общественных реабилитационных центров!

Более того, 4 декабря состоится международная конференция, где будут собраны реабилитационные центры со всего мира, и мне отрадно, что глава нашего края будет лично представлять Ставропольский кластер социальной реабилитации. Именно поэтому я призываю другие регионы воспользоваться нашим опытом, который без преувеличения является одним из лучших в стране и, по оценке Виктора Петровича, полностью соответствует опыту реабилитации в центрах США и Италии.

Многие коллеги из регионов ссылаются на отсутствие финансирования и законодательной базы, позволяющей выделять бюджетные средства на деятельность общественных центров. Хочу отметить, что сегодня на основании постановления Правительства РФ от 23 августа 2011 года № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» можно и нужно принимать такие законы на уровне края, области. Я был инициатором принятия такого документа в Ставропольском крае, и этот опыт также следует перенимать в других регионах. Опять же хотелось бы подчеркнуть, что для преодоления всех этих трудностей и создаются решения ГАК. Там изложен весь механизм работы, остается его только реализовать.

В заключении хочу отметить важность принятия Госдумой закона о принудительном лечении, поскольку ни один наркоман не признает своей проблемы, принося в дом все новые беды. Крайне важно пойти дальше: определить статус наркозависимого. Кто он: преступник, больной? Ведь когда поднимаются вопросы демографии, мы должны понимать, что если человек употребляет нарковещества, он крайне опасен для общества и его здоровье может быть навсегда подорвано такими токсичными наркотиками как китайские спайсы. Многие из них не внесены в список запрещенных веществ, а между тем от их употребления полностью и безвозвратно разрушается психика.

Чтобы реабилитация была эффективной, важнейшее условие - отрыв человека из его среды. Мы сегодня отправляем человека из Ставрополя в Ростов и наоборот. Из-за системы, прикрепляющей больных по месту жительства, возникает проблема финансирования. Пример - новый современный реабилитационный центр в городе Шахты Ростовской области. Там прекрасное оборудование, компьютерная техника, тренажерный зал, но помощь в соответствии с положением центра оказывается только проживающим в Шахтах. И какова тогда эффективность расходования бюджетных средств на строительство? Ее, увы, нет! Получается, что наркоман Василий придет, позанимается на тренажерах, полежит в кислородной ванне, а потом вернется в свой подвал, где друзья сварили свежую дозу.

Эту проблему может решить только введение сертификата на реабилитацию. Если в Москве лечение наркозависимого в течение 20 дней составляет порядка 130 тысяч рублей, то в нашем регионе это около 20 тысяч с привлечением специалистов. В ставропольском крае средняя заработная плата составляет 10-15 тысяч рублей. Родители, которые уже продали все, могут добровольно пожертвовать на лечение не более 3-5 тысяч рублей. Для нас финансовая поддержка с помощью государственного сертификата была бы ощутимой. Кроме того, появились бы гарантии, что и наших, ставропольских наркоманов будут лечить, допустим, в московской области или на Ямале, вХанты-Мансийском автономной округе. А мы готовы принимать людей оттуда.Итак, работа по созданию национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых в России выходит сегодня на новый, системный уровень и требует от участников этого процесса осознания своих функций в едином механизме реабилитационной системы страны. Необходимо принять ряд важных мер для повышения эффективности работы общественных центров: ввести в обращение государственные сертификаты на реабилитацию, определить юридический статус наркозависимого. И самое главное - следует качественно переосмыслить работу антинаркотических комиссий всех уровней. Очевидно, что проводить анализ, вырабатывать положения, механизмы поддержки, а также создавать мотивацию для лечения самим наркоманам и отслеживать результативность реабилитации должны региональные антинаркотические комиссии. Именно они должны стать главным связующим инструментом в нашей общей работе.

Спасибо за внимание!

Москва, Иванов, наркомания, Крупнов, ГАК, новости, ФСКН, зависимость

Previous post Next post
Up