ФСКН предлагает ставить на учет не только больных наркоманией, но и тех, кто был уличен в эпизодическом употреблении запрещенных веществ. Такая практика многократно увеличит число пораженных в правах граждан, не нуждающихся ни в лечении, ни в реабилитации, а крайне ограниченные возможности наркологической службы страны не позволят оказать помощь даже тем, кому она необходима, отмечают эксперты.
В новой инициативе ФСКН идет речь о тех, кто был уличен в эпизодическом употреблении «дури»: о людях, попавших под суд за совершение административных правонарушений, связанных с потреблением наркотиков или психотропных веществ. Проект постановления правительства, который подготовлен ФСКН и размещен на официальном сайте ведомства, предлагает утвердить порядок контроля за исполнением обязанности «пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача».
Как следует из документа, получив копию постановления суда, «уполномоченные органы» (сотрудник полиции) заводят на обязанного пройти «обследование и курс профилактических процедур либо лечение от наркомании» гражданина учетную карточку и направляют его в медучреждение. Само медучреждение также должно поставить его на учет и затем информировать «уполномоченные органы» об отказе пациента от лечения или случаях нарушения его порядка.
Напомним, в декабре 2011 года очередными поправками в Уголовный кодекс была введена новая статья 82.1 (отсрочка отбывания наказания больным наркоманией). Изъявившему желание лечиться больному суд может отсрочить заключение до окончания курса лечения и реабилитации. А «при наличии объективно подтвержденной ремиссии», длительность которой составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного по мелким преступлениям, связанным с наркотиками, от отбывания оставшейся части наказания.
Кроме того, примечание к статье 6.9. КоАП (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача) полностью освобождает тех, кто соглашается на лечение, от административной ответственности за связанные с потреблением наркотиков правонарушения (штрафа в размере 4-5 тыс. рублей или административный ареста на срок до 15 суток).
Как объяснил «Газете.Ru» начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ ФСКН Николай Карташов, речь идет о мелких наркокурьерах, зарабатывающих себе на дозу.
«Они сами наркоманы, но еще не потерянные для общества. И перед ними будет стоять выбор - либо пройти курс лечения, либо получить реальный срок за хранение и сбыт», - рассказал Карташов. Проект постановления, по его словам, был разработан в развитие нового закона, который не может работать без контроля за его исполнением.
«Без контроля за прохождением лечения все это бессмысленно. Человек скажет в суде, что согласен лечиться, а сам продолжит колоться и торговать. Поэтому нужен надзирающий орган, возможно, эти функции будут возложены на участковых уполномоченных. Отмечаются же в полиции люди, получившие условный срок. В Советском Союзе все эти вопросы решались в системе ЛТП. Но эта система давно разрушена, и сейчас приходится все создавать фактически на ровном месте».
Что до постановки на учет людей, не больных наркоманией, то, по словам представителя ФСКН, существует масса способов установить факт эпизодического употребления наркотиков: «тест на наличие наркотика в крови продается даже в аптеке».
Между тем воплотить в жизнь идеи ФСКН не позволят крайне ограниченные возможности наркологической службы страны, отмечают эксперты.
В настоящее время на всю страну приходится всего 207 наркологических реабилитационных подразделений. В системе Минздрава РФ функционируют 3 реабилитационных центра и 87 реабилитационных отделений для наркологических больных, на которые приходится 1730 коек. А также 109 наркологических диспансеров, оказывающих реабилитационную помощь амбулаторно.
Число негосударственных реабилитационных учреждений (коммерческих, некоммерческих, обществ само- и взаимопомощи) точно не установлено, но в общей сумме значительно превышает количество государственных. По данным заведующего отделением реабилитации Национального научного центра наркологии Минздрава академика РАЕН Тараса Дудко, их более тысячи. Причем большая часть приходится на конфессиональные учреждения. У РПЦ их 40, у католических организаций - 2, у мусульманских - 1, у объединения Союза христиан веры евангельской - 600 (из них «Исход» - 35).
Однако действующее законодательство не позволяет негосударственным учреждениям оказывать наркологическую помощь по решению суда, рассказал эксперт «Газете.Ru». «Должен быть закон, согласно которому, если человеку предлагается такая формула, он должен иметь право сам выбирать реабилитационный центр, в том числе негосударственный, например конфессиональный», - считает он.
Кроме того, по мнению Дудко, необходимо различать больных наркоманией и тех, кто замечен в эпизодическом потреблении наркотиков, при котором не требуется ни лечение, ни реабилитация: «Конечно, это тоже проблемная группа, но люди, которым не поставлен диагноз, находятся не на учете, а под наблюдением».
Существующая в России система учета наркологических больных отпугивает их от госучреждений из-за невозможности получить медпомощь без социальных санкций. А возможность ставить на учет по факту единичного употребления наркотиков многократно увеличит число пораженных в правах граждан, отмечает эксперт.
«С учетом беспредела, который позволяют себе правоохранительные органы, может быть все что угодно, - говорит он. - Сейчас прокуратура делает запросы и, заставляя диспансер нарушить врачебную тайну, выявляет списки стоящих на учете больных для лишения их водительских прав. То есть не по факту совершенных нарушений (вождения в состоянии наркотического опьянения), а лишь на основании диагноза людей, пришедших лечиться, их лишают права на профессию, возможности трудиться.
Это абсолютно дикий закон, превращающий систему учета больных в кошмар».
«Больные знают, что посещение наркодиспансера повлечет только ограничение его в правах, поэтому они не обращаются за бесплатной наркологической помощью, - добавляет член Общественной палаты РФ, президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. - Бюджетная наркология остается частью репрессивной государственной машины, какой она была в советское время. А наше общество, формально признав, что наркомания и алкоголизм - это болезнь, все равно рассматривает больных людей как преступников или моральных вырожденцев». По словам эксперта, он сам лоббировал поправку в законодательство, позволяющую суду предложить в качестве альтернативы наказанию лечение и реабилитацию.
Однако за прошедшие полтора года так и не была отработана соответствующая судебная процедура, и судьи не знают, как применять этот закон.
«На Западе существуют специализированные наркосуды, - рассказал он «Газете.Ru». - Суд должен понимать, какие реабилитационные программы предлагать подсудимому, насколько они легитимны, настолько эффективны. И эти программы должны были связаны с судебной процедурой. А пока этого нет, мы наблюдаем, как люди, изображающие из себя реабилитологов, на самом деле оказываются откровенными уголовниками. Как это было с использовавшей рабский труд маргинальных слоев населения сетью «реабилитационных» центров «Преображение России».
Что до предложения ФСКН ставить на учет всех, кто был замечен в потреблении наркотиков, то за этим Зыков видит спор между силовым ведомством и Минздравом за деньги на реабилитацию наркоманов. «ФСКН пытается отодвинуть Минздрав, создать план национальной системы реабилитации, аккредитовать свои организации, - считает он. - Но и Минздрав, приняв в 2011 году стандарт реабилитации наркоманов, не развивает реабилитационные ресурсы, поэтому этот стандарт сегодня не востребован».
Между тем ФСКН не оригинальна в своем стремлении усовершенствовать учет наркоманов: в Госдуме вообще предлагают ставить диагноз «наркомания» на глазок.
По мнению автора внесенного в апреле в парламент проекта изменений в антинаркотическое законодательство - главы думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, определить, что человек болен наркоманией, можно и в процессе медицинского осмотра.
По мнению кандидата юридических наук, полковника милиции в отставке Евгения Черноусова, передача права установления диагноза медкомиссии, не имеющей ни базы, ни специалистов, приведет к всплеску коррупции. «Если в специализированных учреждениях, где проводится освидетельствование, еще можно навести порядок, то после расширение круга лиц, имеющих право на бесконтрольную постановку диагноза, наступит бардак: вымогательство за непостановку на учет станет повсеместным», - считает эксперт.
Что до инициативы ФСКН, то, по мнению Черноусова, она не соответствует действующему закону «О наркотических средствах и психотропных веществах».
По словам эксперта, согласно этому закону, определить, нуждается ли человек в лечении, установить диагноз «наркомания» и поставить на учет может только комиссия государственного наркодиспансера. И уже после этого суд, направлявший подсудимого на медицинское освидетельствование, может предлагать ему в качестве альтернативы наказанию лечение или реабилитацию. А не в обратном порядке, как это записано в проекте постановления. «Никто, кроме этой комиссии, не имеет законных оснований решать вопрос о лечении, реабилитации и постановке на учет. Или тогда меняйте закон», - говорит эксперт.
Источник