Когда "пар" уходит в "Гудок"

Sep 06, 2016 13:20

Широко известный в узких кругах писатель и философ Дмитрий Евгеньевич Галковский разродился в последнее время пятью постами о жизни и творчестве Михаила Булгакова и еще двумя о жизни и творчестве Ильфа и Петрова.
Пишет Галковский достаточно интересно и красиво - так что рекомендую почитать. В хронологическом порядке ссылки ниже:
http://galkovsky.livejournal.com/256975.html
http://galkovsky.livejournal.com/257254.html
http://galkovsky.livejournal.com/257473.html
http://galkovsky.livejournal.com/257777.html
http://galkovsky.livejournal.com/257852.html
http://galkovsky.livejournal.com/258211.html
http://galkovsky.livejournal.com/258370.html
Я не настолько красиво пишу, так что даже не возьмусь пересказывать Галковского - у него настолько все стройно и легко, что я даже не могу сократить эти тексты для составления короткого дайджеста.
Но написать я захотел этот пост не ради рекламы Дмитрия Евгеньевича, а для того, чтобы осветить лишний раз здесь феномен "Гудка".
Едва-едва завершилась гражданская война. Только-только образовался Советский Союз - государство нового типа. (Предлагаю не спорить тут о том, лучше этот тип или хуже - важно, что он новый). И это государство нового типа нуждается в своих "певцах" - в писателях, которые отразят и закрепят новый быт, создадут иррациональную (нефилософскую) основу для самоосознания граждан. Лев Толстой и Антон Чехов умерли еще до революции. Многие известные русские писатели эмигрировали и сконцентрировались на описании ужасов революции и эмиграции (чтобы хоть как-то обосновать саму необходимость эмиграции). А нужны были "певцы революции". И не просто графоманы, а именно Писатели.
Писательский труд - совсем не то же, что работа у станка. Вдохновение у писателя возникает лишь как ответ на его личный кризис. Несчастная любовь, трудности судьбы - вот что по настоящему заводит Писателя. Но для государства такая "несвоевременность" и "неуправляемость" писательского вдохновения в тех условиях - это как кость в горле. "Певцы" нужны здесь и сейчас, а не через десять лет.
И, как ответ на подобный вызов, в этих условиях возникает интереснейший феномен - "Гудок". Ведомственная многотиражка, печатный орган МПС - о чем там можно писать? И вдруг там возникает фантастическая плеяда Писателей. Валентин Катаев, Юрий Олеша, Михаил Булгаков, Илья Ильф, Евгений Петров, Константин Паустовский, Михаил Зощенко ...
Все эти писатели оказываются под крылом ведомственной газетки (с позиций сегодняшнего дня это аналог "Вестника РУСГИДРО") и варятся в этом замкнутом котле. Взрывоопасная смесь - эти люди встречаются, вместе обсуждают проблемы, обмениваются жизненным опытом... Делать им в газете особо нечего. Для них в газете есть только 4 полоса, куда они могут тиснуть один-два фельетона - халтурка, не требующая больше часа в неделю. Но сама "тусовка" дает им те самые жизненные кризисы, которые так нужны для писательского вдохновения.
Галковский начинает в своих постах копаться в том, кто конкретно что написал из этой плеяды писателей, заключая, в частности, что "12 стульев" и "Золотой теленок" на самом деле написаны Булгаковым и отредактированы Ильфом. А вот мне этот вывод, что называется, совершенно фиолетов. Эти люди не просто варились в одном котле - они и жили одной жизнью. Я почти уверен, что все подписи под произведениями этих писателей чисто номинальны. Хоть они и писались изначально кем-то одним, но они редактировались всем "Гудком" - что сделало все эти общие тексты настолько интересными и, не побоюсь этого слова - гениальными.
Советская власть через "Гудок" сделала одного коллективного писателя. И "Мастер и Маргарита" наверняка редактировалась всеми. И Ильфом, и братьями Катаевыми. И "12 стульев тоже". Я не умаляю при этом заслуг Булгакова, но надо понимать, что без "Гудка" это были бы совсем другие произведения. По сути, "Гудок" был смесью литературного кружка XIX века и Think Tank'а XXI века. Он одновременно и давал заработок "на жизнь" и, раскрывая потенциал каждого писателя в отдельности, открывал им всем возможность заработать "репутацию в вечности".
Предлагаю и вам помнить об этом и понимать, что в произведении любого из авторов "Гудка" можно встретить и остроту языка Зощенко и глубину философии Булгакова и меткость наблюдений Ильфа и основательность Валенина Катаева и наивность Евгения Петрова (Катаева).
Previous post Next post
Up