В декабре я получил премию «Культурной инициативы» и задумался, как лучше потратить денежную часть. Если бы я использовал рубли для обычных ежедневных трат, они бы очень быстро «растворились». Нужно превратить денежную сумму в нечто запоминающееся. И я решил реализовать давний замысел, разместить в своей комнате нечто, связанное с моим пиететом перед силлабикой и русским классицизмом. Явление принято персонифицировать, следовательно, надо было подыскать изображение кого-то из мэтров поэзии русского классицизма или же более ранней русской силлабики.
Надо сказать, что русская литературная среда второй половины XVIII века, и даже начала XIX века благоговела перед М.В. Ломоносовым как первым поэтом. Имел место своего рода культ Ломоносова; особенно преуспел в этом М.М. Херасков, относившийся к большому портрету Ломоносова, висевшему в его кабинете, почти что как к иконе. Сказанное в той или иной мере относится и к прочим сумароковцам, друзьям Хераскова. И позднее, когда можно было бы ожидать полного забвения русского классицизма, мы находим, тем не менее, нечто очень похожее у Ходасевича. «Из памяти изгрызли годы, // За что и кто в Хотине пал, // Но первый звук Хотинской оды // Нам первым криком жизни стал».
Мне-то, с моей ориентацией на силлабику, оды Ломоносова совсем не кажутся «первыми», чем-то первоначальным, так что, следуя Хераскову, я должен был бы разместить у себя портреты не одного, но двух любимых поэтов - прежде всего, князя Кантемира, затем Ломоносова. Увы, вскоре выяснилось, что трёхмерных кабинетных портретов Антиоха Кантемира не существует, их просто нет в природе, значит, нет и на рынке. Вообще русский XVIII в. представлен бедно, то ли дело век XX - бюстов Есенина с Горьким и Маяковским не меньше, чем Пушкина и Ленина… Кстати, трёхмерных изображений Хераскова вы тоже нигде не найдёте. Итак, остаётся Ломоносов.
Изо всех имеющихся бюстов автора Хотинской оды мне нравится только один, производства ЛФЗ послевоенных времён. И вновь проблема, цены на разные экземпляры сильно различаются, не все экземпляры имеют клеймо… Помог знакомый антиквар из Ростова-на-Дону. ВотсАп творит чудеса, мы не только обменялись фотографиями и ссылками на антикварные сайты, мой корреспондент связался с «фарфоровыми» коллегами, которые и выбрали для меня наилучший вариант.
Итак, 26 декабря куплен бюст Ломоносова, глазурованный фарфор, высота 21 сантиметр, производство ЛФЗ, клеймо 1960-х годов, 1 сорт. Автор модели ленинградский скульптор Василий Гаврилович Стамов (1914-1993), ученик А.Т. Матвеева (Википедия именует Стамова «советским скульптором болгарско-еврейского происхождения»). Мне эта вещица Стамова очень нравится.
Может возникнуть вопрос: а вся ли премия израсходована? Пока ещё не вся. Дело в том, что бюст куплен под реставрацию, на одном из элементов одежды поэта есть выщерблина примерно два миллиметра. После реставрации от премии уже почти ничего не должно остаться. И это хороший литературный итог уходящего года.