О жанре Add and Pass. С самого начала мэйл-арт-художники позволяли адресатам дополнить их работу и отправить дальше; коллективная художественная практика должна была дать некий завершённый коллаж, который возвращался по почте к инициатору. Add and Pass прижился в мэйл-арт и даже стал одним из основных жанров: кто-то увлечённо рассылает по всем континентам планеты (кроме Антарктиды) листы А4 с надписанием Add and Pass, честно участвует, а кто-то, наоборот, размещает на личной странице (на общем сайте мэйл-арт-художников) грозное предостережение - мол, Add and Pass не принимаю, всё, отвалите от меня.
Я участвую. И вот, пришёл очередной лист от американца Jon Foster (город Winston-Salem в Северной Каролине); на обороте - печати и автографы уважаемых людей: De Villo Sloan, Massimo Medola и других. Отметились на обороте, но ровным счётом ничего не добавили на лицевую часть. А лицевая часть выполнена Джоном полиграфическим способом, она очень пёстрая, заполнена образами поп-культуры, прихотливо копошащимися от края до края. И что же мне с этим делать? Необходим какой-то крупный элемент, который не потеряется на пёстром фоне. Почтовые марки не годятся.
Надо сказать, что у меня есть несколько кардинальных идей, восходящих не только к книжным урокам дадаистов, но и к живым наставлениям художников, с которыми я общался в юности. И одна из этих идей (трансформированный «ежедневный рисунок» по Вадиму Луговскому, Царствие ему Небесное): использование того ежедневного рекламного мусора, который нам назойливо предлагают на улицах, а также рекламы из почтового ящика.
И вот, от пёстрого фона осталось совсем немного, то, что захотелось сохранить; очередная партия рекламного мусора нашла себе применение. Я использовал только оранжевые объявления, размещая их в полном НЕсоответствии с логикой дизайна. Лист Add and Pass завершён.