May 18, 2007 04:41
А было ли княжество… и почему Новленское?
Мало кто из жителей еще не знает, что история Новленского уходит своими корнями буквально в глубь веков, поскольку основано оно было еще в 14 веке!!! Как утверждают многие, село Новленское стало центром Новленского княжества и являлось светской вотчиной, а его обитателями были, в основном, крестьяне, занимавшиеся земледелием и животноводством, ремеслами и торговлей...
Существует много версий, откуда берет свое начало село Новленское, некоторые утверждают, что никакого княжества и вовсе никогда не было. Однако, в исторических справках можно прочитать следующее: «Новленское княжество образовалось в процессе дробления Руси в XIII-XIV вв., а точнее дробления Ярославского княжества, выделившегося из состава владимирских земель. Надо отметить, что Ярославское княжество было самым «тихим», так как там не было войн и жестоких междоусобиц. Так, вначале, как самое небогатое, лежавшее на пустопорожних землях, заросшее лесами и пронизанное болотами, Ярославское княжество до начала XIV в. не меняло ни своего хозяйственно-административного статуса, ни границ. Но затем в первой четверти XIV в. разделилось на княжества Моложское, Новленское, Заозерско-Кубенское, Курбское, Шехонское, Ухорское. В свою очередь, к концу XIV в. и эти мелкие княжества разделились на мельчайшие княжеские уделы (на три-четыре части)».
Некоторые же историки считают, что, скорее всего, Новленское с округой, как и другие земли Сямской волости, вначале принадлежали новгородским боярам, а затем их захватил сын Дмитрия Донского, Василий, и включил в состав Московского княжества.
А почему Новленское? Возможно, потому, что название входит в группу слов с корнем «нов» со значением «вырубленный и выжженный под посев участок леса, подсека или новое селение на подсеке».
Хотя, скорее всего, как утверждают местные жители, Новленское было названо в честь Семена Новленского - одного очень влиятельного человека в селе. Хотя, некоторые исследователи и утверждают, что потомки Семена Новленского никогда не владели землями на побережье Кубенского озера, в Сямской волости.А их вотчины долгое время сохранялись на территории современной Ярославской области, а центром владений было с. Новое.
Вот они какие, новляне XIX века… Похожи ли они на нас сегодняшних?
Традиционно в селе существует мнение, что когда-то давно «новляне жили препивеюче»… А всегда ли так было? И вообще чем жили и интересовались наши предки раньше?
Так, в 20-30 гг. XIX в. новленцы «воздвигали громадные хоромы с целыми анфиладами горниц. Горниц это убирали богатыми обоями, мягкой мебелью, зеркалами и каминами…» Заботились не только о наружном блеске, но и о здоровье своего потомства: «старики… распорядились приисканием рослых и красивых женщин, на которых поженили своих сыновей, вероятно, с целью, чтобы не измельчало их потомство».
Во второй же половине XIX в. предприимчивые пожилые новленцы отошли от дел. А молодые проживали родительские деньги, жили они экономно, но «вытеснили старое русское радушье, заменив неподобающим… сквалыжничеством. Если вам посчастливится побывать в хоромине богатого землекопа несколько часов, то с вас за это удовольствие сдерут не менее 3 рублей, в особенности, если посидите в бархатном кресле или поглядитесь в саженное трюмо… За помещение рекрутского присутствия в течение нескольких дней хозяева требовали по 25 рублей за каждую квартиру».
В то время в Новленском даже пьяниц не было, торговые люди помогали неимущим, «голая нищета приучена зажиточными: люби ближнего своего».
Новленцы по торговым дням предпочитали сидеть в трактирах за чаепитием, любили поговорить и заключали торговые сделки (в Новленском было до 6 трактиров с названиями «Москва», «Петербург», «Крым»).
Живя у озера, новленцы, тем не менее, не ловили рыбу, а покупали ее!!
Женщины почти не дружили между собой, не бывали в трактирах. Многие женщины того времени отлично владели искусством плетения кружев и каждый вечер, после завершения работ по хозяйству они до полуночи сидели за пяльцами.
«Новленцы никогда в понедельник не выезжают из своего дома, потому что этот день он считает тяжелым, чешется у него ухо - худая славушка, правая рука - получать деньги, левая - отдавать. Словом, на всякое дело, за которое бы не взялся новленец, у него всегда найдется какой-нибудь предрассудок, который, если не совсем, то, наверное, на половину помешает ему исполнить это дело…»
Еще в 20-е гг. XIX в. новляне широко занимались торговлей. Тогда в Новленском, помимо «коопторга», постоянно торговал купцы, а по субботам и воскресеньям, от клуба и до часовни, шумел многолюдный базар: в ларьках с возов продавали различные самодельные ткани, сапоги кустарной работы, сани, хомуты, седла, дуги, валдайские колокольчики, тульские и вяземские пряники, Белозерские снетки, кубенозерскую нельму, копченую и балык из нее. Однако, о Новленском говорили как о деревне, «в коей ежесубботно бывает торг» еще с XVIII в.
В те годы в Новленском «ходили» денежные знаки - «Керенки», находившиеся в обращении в виде больших листов, которые их владельцами разрезались на отдельные купоны.
Раньше среди северных деревень Новленское выделялось своими характерными, расположенными в два ряда, двухэтажными домами с горницами, балконами и резными мезонинами. В таких домах, на втором этаже надворной части имелись, так называемые, «задние» избы - для состарившихся родителей. Но в 30-е гг. XX в. во время войны и в послевоенные годы многие такие дома стали «бесхозными», постепенно ветшая, уносят в небытие следы зодчества.
Легендарный купец Гладин..., а может просто миф?
Старожилы села Новленское вспоминают рассказы своих дедов о неком купце по фамилии Гладин. Который был новленским уроженцем, разбогатевшим чрез подряды по земляным работам каналов, водопроводов, труб, дамб, насыпей и искусственных балок на железных дорогах. Личность Гладина, как благотворителя всего кубенского околодка, была чрезвычайно замечательной: все относились к нему с необыкновенным уважением, называя его отцом и благодетелем. В самом деле, сделавшись видным капиталистом через удачное окончание работ по Белозерскому каналу, от которого отказались все подрядчики, Гладин сумел делиться прибылью со своими земляками, назначая копалям высокую плату и предоставляя им всевозможные выгоды по земляному делу.
Поэтому, не удивительно, что о Гладине в селе уже более, чем на протяжении века слагаются легенды. Одна из них рассказывает о том, что Гладин рано осиротел и еще юношей подался на заработки в Санкт- Петербург. Здесь, в большом городе, он попал в дом богатого и знатного человека дворянского происхождения. Гладин с детства имел страсть к садоводству, что и стало решающим в его судьбе. Он на многие годы стал садовником в доме этого знатного вельможи, который водил знакомства не только с такими же, как он, высокопоставленными особами, но и с иностранцами, приезжавшими тогда в столицу и присутствовавшими на разных балах, собраниях и вечеринках. На одном таком мероприятии вышел спор между одним из иностранцев и хозяином садовника Гладина. Иностранец заявил, что русские только пьют и ничего делать толком не могут, на что получил ответ: «А кто же тогда Петербург строил?» Одним словом, поспорили они. Вызвал хозяин к себе садовника Гладина и дал поручение собрать две тысячи рабочего люда и в короткий срок построить причал. Гладин говорил, что он не строитель, но перечить хозяину не стал. Задание выполнил в срок и очень хорошо выполнил. Хозяин выиграл у иностранца спор и получил солидный куш, который и вручил Гладину для того, чтобы он сам смог теперь «строить» свою судьбу.
Так Гладин стал известным. Но настоящую славу ему принесли работы по Белозерскому каналу, когда новленский крестьянин взялся за такую работу, от которой отказались известные подрядчики. После успешного завершения строительства Гладину стали предлагать строительные подряды по всей стране. Впоследствии Гладин стал строить в Новленском красивые большие дома для земляков. Позднее он поселился в Петербурге, но связей с родным краем не терял, подарил под школу свой двухэтажный дом в Новленском, занимался благотворительностью.
В Новленском до сих пор сохранился один из домов, построенный Гладиным. Этот дом - дом с мезонином, самый старый из всех существующих в селе Новленское. Дом был построен в 50-е годы 19 века, а возможно, и в начале 19 века. В конце З0-х годов 20 века школа в селе Новленское сгорела, и было решено перевести два класса в это здание. Классы размещались на втором этаже, внизу была столовая. В более позднее время в доме размещался детский сад. Потом здесь сделали несколько квартир. При попытке перестроить дом плотники отметили высокое качество леса и строительных материалов, которые использованы при его строительстве.
Образ Гладина в XX веке.
Присмотритесь повнимательнее к своим соседям…, вспомните знакомых… - разве среди них нет людей, которыми можно просто восхищаться и гордиться?
А вот, например, в 30-ые гг. XX в. таким человеком в Новленском был Александр Васильевич Колпаков. «Раскулаченный» в 30-е гг., он, помимо занятий крестьянством и мелкой торговлей (в годы НЭПа), умел шить и шил, для своей семьи, сапоги, умел и сам делал облегченной формы кирпичи из песка, смешанного с цементом и, он сам из таких кирпичей построил баню, которая, как памятник ему, до сих пор стоит на том месте за его б/домом, где раньше был фруктовый сад. Прошел уже почти век, а баня стоит как новенькая, и секрет «кирпичной смеси» так до сих пор никому не известен…
К сожалению, судьба Колпакова не была столь благосклонной как у Гладина. В 30-ые гг. А.В. Колпаков, будучи репрессированным, работал плотником и был руководителем при строительстве новой, в то время, Новленской школы.
После завершения строительства школы, Колпаков, оторванный от своей семьи (жены и четырех своих дочерей), был сослан в, так называемые, «места отдаленные», и там он, крестьянский сын, способнейший человек, труженик, пропал в неизвестности, а дочкам его была закрыта «дорога» к поступлению в учебные заведения.
Насколько актуален образ Гладина для местных ребят сегодня?
Гладин, действительно, является легендарной фигурой в истории Новленского. На вопрос ребятам 6 класса о том, как они представляют себе Гладина, благодаря каким качествам ему удалось добиться успеха и, какова вообще его роль в истории села, ребята ответили однозначно: что таким новляином надо гордиться!
Так, по мнению, Аносовой Ани «Гладин - человек целеустремленный, честный, добрый, в общем, купец был очень хорошим человеком. Гладин - очень великий человек. Он очень много сделал для Новленского. Благодаря ему Новленское стало развиваться».
Бранниковой Жене кажется, «что Гладин сделал правильно», она считает, «что надо начинать с маленького, а потом перейти к большой работе», а также, «что он молодец, потому что сделал свою мечту!»
Балахонцева Аня основными качествами, которые помогли Гладину разбогатеть, называет самостоятельность, ответственность, внимательность к работе и настойчивость, кроме того, она считает, что «в нем было что-то такое особенное».
Елегонский Саша же отметил, что «у нас такие люди в селе есть и их много, например, Болдина».
Однако наиболее целостный образ представила Шарова Света: «Я думаю, что сначала Гладин был бедным. Одежда была плохая, но он был молодой, в лице была дерзость. Он хотел добиться успеха. Он был умный и добивался своей цели. Может быть, он специально хотел разбогатеть и помочь своему селу, людям, живущим в Новленском. Я считаю, что Гладин был добрым, хорошим, умным и доброжелательным человеком. В наше время не каждый мог бы поступить как Гладин. Он был мастером, хоть и не умел строить причал. Мне очень хочется, чтобы были такие хорошие люди, как Гладин. Ведь он много сделал для своего родного села, построил много домов, благодаря ему весь народ стал богатым, никто не остался в стороне. В общем, Гладин мне понравился!»
Подгорнова Настя, ученица 5-го класса считает, что «этим человеком может гордиться все Новленское», потому, что «Гладин был помнящим Родину», так как «деньги он не потратил на город Санкт-Петербург, а истратил на свое родное село».
А Квасникова Аня и вовсе предположила, что именно благодаря Гладину, благодаря его строительным работам в селе «теперь появилось Новленское»!
Во что верили…
Старожилы села рассказывают, что одним из распространенных религиозных обычаев в Новленском в начале XX в. являлся «крестный ход», когда жарким летом верующие крестьяне и служители церкви ходили по полям, с иконами и молили Бога, чтобы он окропил поля дождем.
Однако, еще задолго до появления обычая «крестного хода», славяне и финские племена (кои и являются прародителями новлян) почитали духа воды - водяного, которого представляли в облике рыбы щуки. Челюсть первой пойманной весной щуки являлась оберегом дома и вывешивалась над входом, отгоняя злых духов.
Согласно поверью после зимней спячки просыпается водяной, голодный и сердитый, крестьяне покупают миром лошадь, не торгуясь в цене; в течение трех дней ее откармливают хлебом и конопляными жмыхами; вечером накануне обряда мажут ее голову медом с солью, в гриву вплетают красные ленты, спутывают ей ноги веревкой, к шее привязывают два жернова; в полночь опускают лошадь в прорубь (если лед еще стоит) или топят посреди озера (реки), если она очистилась ото льда. После того, как водяной получит приношение, старший из рыбаков чествует его жертвенным возлиянием (льет в реку масло), приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби и жалуй нашу семью».
Почему «в Кубенском не ешь, в Новленском не ночуй»??
Среди новленцев распространена такая иронизирующая поговорка, адресованная к «заезжим гостям»: «в Кубенском не ешь, в Новленском не ночуй». В народе существует две версии возникновения этой поговорки. Первая заключается в том, что местные жители совершенно не гостеприимны, а, если и разрешат остаться на ночь, то непременно найдут, как с Вас взыскать «свое вознаграждение за ночлег». Однако многих жителей такая версия просто возмущает, так как новляне всегда отличались радушием и гостеприимством, считают они.
Большинство же населения села считает, что такую характеристику село получило, вследствие, не совсем спокойной обстановки в селе, связанной с периодическими драками и хулиганством.
Загадки Новленского и его окрестностей
Многие из Вас, прочитав эту статью, наверняка, откроют много нового и неизведанного в своем родном селе…Возможно, у кого-то возникнет больше вопросов, чем ответов, а у кого-то, скорее найдутся ответы, на оставленные здесь вопросы…Кто знает, сколько еще загадок таит в себе и своих окрестностях Новленское… А, возможно, именно Вы являетесь носителем завораживающих мифов, которые перешли к Вам еще от прадедов…
Вот, например, как утверждают прадеды некоторых местных ребят, в 20-30-х гг. в Новленском перед школой стоял бюст Александру III. И он действительно там стоял! Однако сразу же возникает как минимум два вопроса: куда он бесследно мог исчезнуть и почему, и вообще, почему в Новленском был установлен бюст именно Александру III?
На берегу озера недалеко от Новленского лежит огромный гранитный камень-валун, выше человеческого роста, внешне напоминающий по своим габаритам тушу слона. Сегодня в народе его называют Марииным камнем. Марьин камень, судя по тому, что на вершине его находится вместительная ложбина и идущий от нее на южную сторону стесанный спуск, был когда-то не простым, а священным камнем.
Предполагается, что предки новленцев (ильменские словяне и кривичи) собирались у этого камня, лежавшего у самого уреза воды, и вместе с волхвом молили богов о даровании им здоровья и удачи, приносли им жертвы, зажигали ритуальные костры. В те далекие века этот камень был отражением почитания культа Волоса или Велеса, самого значимого божества из языческого пантеона на Севере, а также поклонения богине плодородия Макоши. Рукотворная или естественная выемка на гигантском валуне считалась «следом» ноги или руки языческого бога (кто-то считает, что это след одного очень известного святого).
В Новленском ходят легенды, якобы от д. Коробово (что рядом с Новленским) до Каменного острова (на котором расположен Спасо-Каменный монастырь) прорыт туннель, который «спрятан» под одним из камней Коробовского побережья. Ребята уже на протяжении нескольких лет пересказывают друг другу легенду, будто местный мальчишка, направляясь на рыбалку, заметил неподалеку от берега камень. Он, не долго думая, решил приподнять его, чтобы насобирать червей для рыбалки. Но, сделав это, мальчик увидел нечто странное - темный туннель внушительных размеров. Говорят, что пораженный увиденным, ребенок побежал домой рассказывать своим друзьям, но успев изложить историю, он тут же потерял сознание… А очнувшись, вспомнить уже ничего не смог…Поэтому до сих пор остается тайной то место, где лежит этот легендарный камень, якобы защищающий вход в туннель. А раз, согласно легенде, есть вход в д. Коробово, то ведь должен быть и выход на Каменном острове!?
Наверно, нет человека в Новленском не побывавшего еще на чудотворном источнике в 20-ти км. от с. Новленское, который в каждый христианский праздник приезжает освящать всеми глубокопочитаемый священнослужитель. Не один раз случались поразительные истории, связанные с выздоровлением неизлечимо больных селян. В частности, есть легенда о мальчике, у которого стремительно ухудшалось зрение и его родители уже было отчаялись сопротивляться недугу ребенка, но вовремя соседи посоветовали закапывать чудодейственную воду источника мальчику в глаза 3 раза в неделю…Через полтора месяца зрение у мальчика практически восстановилось… А к этому источнику с течением времени стало приезжать все больше и больше людей (в том числе и иностранцев), желающих исцелиться от различной хвори.
Неподалеку от с. Новленское в лесу близ с. Телячье существует таинственное место: рядом с болотом в лесу растут три величественные сосны, ансамбль которых воздействует на людей проходящих мимо них одурманивающее - люди просто «теряются» и, пытаясь найти выход из леса, они начинают ощущать совершенно непонятное чувство страха. Местные собиратели ягод и грибов сетуют, что «хороши поляны» в том лесу, «да больно зловещ шепот ветра у болота в трех соснах». Поэтому знающие люди, хотя и знают верный путь к дороге, но посещают эти изобилующие поляны лишь в периоды, когда ягод или грибов в лесу практически нет.
Многие жители Новленского рассказывают о необычном камне у дороги, неподалеку от с. Телячье. Очевидцы говорят, что камень «водит», то есть, остановившись хотя бы на пару минут рядом с ним, люди начинают «теряться в пространстве и времени». Местные жители описывают это так: «идешь себе идешь, цель какую-то имеешь.., а тут проходишь мимо «водящего камня» и словно обо всем на свете забываешь…, тут уже и присядешь рядом…и внутри какое-то противоречивое состояние - с одной стороны испытываешь умиротворение, с другой - непонятную тревогу». Поэтому местные каждый раз, проходя мимо этого камня, просто перекрещиваются и читают про себя молитву.
Рядом с Новленским у д. Елегонка в лесу бьет чудодейственный и всем известный источник. Легенда утверждает, что однажды местные жители увидели идущую по полям одинокую женщину в черных одеждах и, люди решили, что она либо несет собой какое-то горе, либо зло, поэтому сторонились ее.
Так женщина шла по полям к лесу… А, зайдя в лес, пропала она и больше ее никто не видел… Жители Елегонки забеспокоились.., ведь в лесу могло произойти все что угодно. Они пошли по протоптанной ею тропинке и наткнулись на светящуюся икону Божьей Матери, и поняли тогда, что была это не «пришлая женщина», а сама Богородица… И подняли они икону с земли, и забился из-под земли животворящий источник. И стали люди приходить на то место все чаще и чаще, и молили они Пресвятую Богородицу об исцелении болезней, о прощении грехов, и пили они чудодейственную воду и приносили ее домой, дабы освятить свое жилище».
Все, наверно, знают, что когда-то село Новленское стояло на большом тракте из Вологды в Кириллов… Однако, не все догадываются, что идя по главной дороге Новленского Вы сквозь многослойное асфальтовое покрытие до сих пор ступаете по выложенному несколько веков назад знаменитому тракту Вологда-Кириллов! Это несколько лет назад подтвердили рабочие, «латавшие» асфальт в Новленском.
ОТЧЕТ