Сумбурные заметки о нормах сетевого общения,

Nov 29, 2010 05:04

законодательных санкциях против юзеров
и о том почему я "за" порнографию

После моего поста, делавшего вклад в распространение порно в интернете, очень близкие и дорогие мне люди спрашивали с недоумением и болью: почему я так поступаю? Неужели я сторонник порнографии?!.. И неужели не очевидно, что в интернете должны смоблюдаться те же законы, что и во всех остальных сферах нашей жизни?

Мои ответы друзьям по этому поводу сложились в длинное и довольно сумбурное размышленние которе я решил в таком сыром виде здесь опубликовать.

Дело в том, что интернет является одновременно и частью нашего общего повседневного существования, и принципиально иной средой коммуникации, отличной от всего прочего.

Ещё вчера второй аспект доминировал, ибо нахождение в сети представляло собой нечто совсем отличное от всей нашей прочей деятельности на протяжении дня.
Но сегодня уже не так. Мы уже имеем дело не с "сетью", а с информационной магистралью, которая интегрирована в наш повседневный быт. Расшифровывать не буду - думаю, вы понимаете о чём речь.

Поэтому встаёт вопрос из трех частей:
1) как именно должны отличаться нормы поведения в реальном и в виртуальном общении?
2) как нормы реального досетевого поведения должны повлиять на норму поведения в виртуале?
3) как уже сложившиеся (хотя и не кодифицированные) нормы поведения в виртуале должны изменить нормы поведения в сегодняшней реальной действительности?

То, что эти две нормы не могут не отличаться - достаточно очевидно. Виртуальная среда (далее ВС) обладает таким интересным свойством, как повышенная доступность для посторонних личных записей или частного общения. Да, можно общаться "в привате" и "под замком" - но и эта информация часто становится общедоступной. Кроме того, "приват" - это аналог "секретничания", а не соблюдения правил приличия.
Если я у себя дома говорю с собеседником, используя мат, или нелицеприятно отзываюсь (оскорбляю) в этом личном разговоре кого-то третьего - я ненаказуем: дело происходит у меня дома. Если же я об этом скажу в мегафон с балкона - тогда дело другое. Так вот: аналог "крика в мегафон" - это интернет-статья, видеоролик с заявлением, публичное обращение на форуме. А общение с другом в блоге (не под замком) - аналог беседы в своей квартире. НО - в эту виртуальную "квартиру" могут прийти и послушать нас очень многие, включая тех, кого мы браним...
Ситуация принципиально новая в сравнении с до-сетевыми временами.

...Вопрос о том, что реальная личность Женя Новицкий и виртуальный ЖЖ-юзер novitsky - это не одно и тоже, а, скорее, пара "автор - персонаж" (подобно реальному Венедикту Ерофееву, написавшему "Москва-Петушки", и Вене Ерофееву, действующему в этом романе), - этот вопрос я вообще сейчас оставляю в стороне, лишь обозначив его данной фразой...

То, что нормы общения в виртуале меняют реал - тоже очевидно. Лучшие (не беру в кавычки это слово) образцы "олбанского (падонкаффского) языка перешли в разговорную речь и в письменное употребление. На наших глазах формируется в качестве общеязыкового новый знак препинания - смайл (классический, т.е. закрывающая скобочка). Предполагаю, что узаконен он будет лет через 15 - сначала в академических компендиумах и учебниках для высшей школы, а затем и в школьной программе... Примеров можно приводить массу.

В том числе, сюда относится и расширение употребления матерной лексики в повседневной речи и художественном творчестве. Пока речь идёт именно о расширении сферы и уменьшении табуирования обсценной лексики - но в недалёком будущем ситуация может стать такой, что обсценные ныне слова начнут переставать восприниматься как таковые - т.е. начнётся процесс обретения ими гражданства в РЛЯЗе в качестве разговорных, грубых, сниженных слов.

Я не даю оценок тому, хорошо это или плохо, нравится мне это или не нравится. "Моё кофе" и "психиатОр" мне тоже активно не нравятся! И если относительно первого я надеюсь, что оно сохранится хотя бы как вариант в "высоком штиле", то второе в российском русском уже практически вытеснило прежнюю норму (диаспора пока держится, включая Украину)... Так что речь - об объективных процессах. И не только в языке - но и во всех коммуникативных сферах. Нынешняя молодёжь искренне не понимает песню "Мы оба были, я у аптеки, а я в кино искала Вас..."

Поэтому, рассмотрев части 1 и 3, обратимся ко второй, по поводу которой у нас всё и завязалось. А именно: как нормы общения и поведения, существующие в реальности (как общественные, так и юридические), изменяют и должны изменять общение в виртуале.

А вот это - вопрос очень, очень сложный.

С одной стороны, речь идёт именно о формировании новой нормы - и формирование это идёт а) в постмодернистской среде, и б) в условиях информационной гиперпрозрачности, о чём я уже писал. Для тебе неприемлем мат и картинки физиологии половых отношений; для Руфи - нацистские, коммунистические и оккультные символы (свастика - нацистский, оккультный или культурный символ?..) ; для других пользователей - украинская гос.символика и употребление украинского языка... Что из этого списка запрещать будем? И кто?.. И, главное, - за использование всего этого В КАКИХ СИТУАЦИЯХ?.. Если я в ЖЖ приятеля, такого же матерщинника и порнографа, как я сам, написал весёлую, но совершенно непечатную историю, персонажами в которой являются наши нынешние политики А и Б, а блог моего приятеля читает много людей (я могу этого и не знать, кстати), и они разнесли эту рассказку по всей сети... И теперь масса народа меня хулит и осуждает как похабника, требует привлечь меня к ответственности за оскорбившие их слух выражения, да и политики А и Б недовольны как-то... За граты меня? Не могу с этим согласиться. Неприменимы к данной ситуации досетевые нормы о публичном оскорблении.

И, одновременно с тем - реальность таки РЕАЛЬНО вторгается и требует к ответу за нарушение тех или иных норм в виртуале. И речь не о силовиках и не о законах. Вспомнить хотя бы, как страшно окончил жизнь директор фирмы по обучению американскому английскому языку, ставшей в свое время лидером рассылки спама: забит битами в подъезде...

Иожно предложить принцип невмешательства: есои человек не лезет к тебе в сферу виртуального обитания, а ты сам на него наткнулся - то он в своем праве, и надо просто к нему не ходить. Если сидят "лапочка" и, как его, "фарнабаз"?.. в своих блогах и форумах, поливают там гразью всех нас - и нехай, надо просто внимания не обращать.

И, сделав такой вывод, мы ОШИБЁМСЯ. Потому что - вспомнить хотя бы жуткий пример порнокартинки с сыном известного ЖЖ-юзера, который состраяпали и выложили в интернет её недоброжелатели... Мне доводилось сталкиваться и с другими, сопоставимыми мерзостями.

Да и, разумеется, существуют несомненные общественно опасные деяния: торговля через сеть оружием (вплоть до ядерного), людьми, детская порнография - которая зло несомненное... если только ретивые цензоры к ней "Лолиту" Набокова не причислят. С артефактами культуры и в реале-то ховайся в жито, а уж в виртуале... Картинка, которую я выставил в той своей прошлой теме - это порно?.. А "120 дней Содома" Пазолини?.. ;) Я считаю, что - да, порно и мерзость (последнее). Но сколько же людей со мной не согласятся - а, гдавное, докажут свою правоту. В довиртуальном мире можно было не идти в кино или выключить ТВ. А в виртуале - вполне реально наткнуться где угодно на ютубовскую нарезку Пазолини... Как быть?..

Какой же вывод сделаю из этого я?

Нужно вырабатывать новые нормы. Как это ни печально звучит для консервативного сознания.
Как ни печально это звучит для христианина.
Либерализация общественных нравов неизбежна, как во времена Ренессанса, хотя это ещё печальнее.

Противостоять этому можно лишь позитивной проповедью (не "Долой гей-парады", а "Завтра организуем шествие и праздник, посвящённые натуральной семейной жизни") и воспитанием. Бесполезно ограждать детей, чтоб как можно дольше голую парочку в сети не увидели. Увидят всё равно, и эффект сладости того, что запрещалось или умалчивалось, сыграет. Вместо этого - готовить детей к жизни во времоральной и даже аморальной среде, и давать им навыки того, как этой среде противостоять.

Я не хочу новой полиции нравов. Потому что завтра они будут запрещать уже и то, что приемлемо для меня, а кому-то очень хочется это изжить. В СССР существовала гениальная формулировка для запрещаемых книг - Солженицына и др.: "порнография духа". Вдумайтесь, как это было красиво придумано!..

Я за то, чтобы в виртуальной среде, в силу ее специфики, действовали несколько иные, более либеральные правила, и более либерально применялись законы. Чтобы любые высказывания о полит.деятелях, общественно значимых людях - включая обидные и даже оскорбительные (типа: "Зека - геть!") - признавались нормальными. Да чтобы и в виртуальное лицо можно было на форуме или в чате объяснить любому Алкснису Виктору, что он - ... ну, это самое... ;) Чтобы выложенное фото своего обнажённого тела (своего, а не сына своего недруга) не могла повлечь "меру пресечения". Чтобы если запрещать порнографию - то дать этому термину совершенно отчётливое определение, причём достаточно узкое. Хотя не дело это - законодательно вводить то, что должно регулироваться исключительно нравственными нормами.

В сети - каждый сам хозяин своего участка виртуального пространства. И вводит там те правила, которые считает нужным. Это, кстати, тоже имманентное свойство сети: она неполиткорректна по определению. И это правильно. Если я кого-то баню в своем ЖЖ, я не обязан объяснять, за что: это МОЙ журнал.

Эти меры позволяют бороться с неприемлемым для меня контентом. Почему на сайте Ассоциации помощи онкоболным детям нет спама, порнографии и прочемх неприемлемых для нас вещей? Потому что фильтры соят и модераторы работают. А на тех, кто поливает нас помоями в других местах сети, заявляя прямым текстом, что мы, мол, шахиваемся на дестких смертях - на них мы просто не обращаем внимание. Доврие к нам зиждется не на том, чтоббы такие наветы не звучали, а на том, чтобы наша реальная деятельность была на виду у всех. и тогда нам плоевать, где, кто и как нас оскорбляет. На своих куусочках виртуального пространства - имеют право резвиться.

Таким образом, ч утверждаю: контент, не вторгающийся ко мне, но меня затрагивающий, в большинстве случаев имеет право на существование, как бы мне ни было от этого горько и обидно. И лишь при пересечении некоей грани, в вопиющих случаях (торговля людьми или фотожаба с изнасилованием моего ребёнка) должен ставиться вопрос о карательных мерах. Внесетевых (т.е. не о бане и не о расфренде речь).

Сейчас же закон о порнографии - это карательный инструмент. Не далее как в прошлом месяце Винницкая правозащитная группа это на себе испытала. И юзер, которому грозит полгода тюрьмы, тоже - как попавший под раздачу в качестве крайнего.

В заключение скажу, что обязуюсь, дабы не шокировать своих друзей, которых я люблю, и не создавать ситуации, при которых мою обсценную лексику и/или мои иллюстрации "на грани непристойности" могут увидеть дети, я буду всякий раз всё это "добро" прятать под кат, сопровождая текст ката соответствующими предупреждениями. Что я и раньше почти всегда делал. Буду теперь делать всегда, без исключений.
 

филологизмы, portfolio

Previous post Next post
Up