Поистине! Два случая, за которые можно только благодарить цензуру

Oct 15, 2009 21:53

 
        ...У меня сильнейшие сомнения в последствиях влияния цензуры на художественное творчество породило знакомство с первоначальным, авторским вариантом любимого мною «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Авторы предполагали закончить его банальным хэппи-эндом - женитьбой Остапа на Зосе Синицыной - и тем самым превратить свою потрясающую драму советского «лишнего человека» в вульгарный плутовской роман (да еще и завершающийся перевоспитанием плута и его интеграцией в строящее светлое будущее общество в худших традициях соцреализма!). Конечно, цензура, вымаравшая этот конец и заставившая гениальных авторов наказать «товарища Бендера», стремилась, скорее всего, не к художественной правде и выразительности, а к примитивной мести классово чуждому персонажу, но судить-то надо по результату, а результат оказался великолепен.

Второй пример - пользующийся бешеной популярностью фильм «День выборов». Это архетипическое по своей сути произведение: его герои путешествуют по России, поневоле знакомясь с ее образом жизни и социальными типами, как задолго до них делали Радищев и Чичиков... ...Но на пике смеха... жанр фильма резко ломается: камера взмывает вверх, покидает надышавшийся конопляным дымом зал и совершенно неожиданно дает эпическую панораму России - от Кремля «до самых до окраин». Панорамные съемки стилизованы под советские времена - сделанные, в отличие от всего фильма, на «пленке шосткинского объединения «Свема»» с незабвенным коричневатым оттенком, а утренние съемки полупустых центральных улиц просто производят впечатление архивных. В художественных кругах говорят, что первоначально эта панорама должна была сопровождаться песней «С нами Путин и Христос», но авторы испугались вполне понятных неприятностей и под давлением внутренней цензуры заменили ее на песню «А еще просил казак правды для народа». Эффект оказался потрясающим: фильм обрел сквозную музыкальную тему, поднимающуюся от угрожающего (при появлении моторизованных казаков) и разгульного (на пьянке с ними) к эпическому звучанию.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН
        2 АПРЕЛЯ 2008 г.
 

задуматься..., библиотека, кино

Previous post Next post
Up