Как не препятствовать детям

Aug 19, 2008 12:21

 
        Наверное, это чувство знакомо очень многим из нас, кому исполнилось тридцать и больше. Чувство сожаления: как же, всё-таки, обидно, что наше детство пришлось на время господствующего атеизма!.. У нас не было ни «Детской Библии», ни сказок Клайва Льюиса, ни мультиков про «Суперкнигу». Насколько проще был бы наш путь к вере, насколько меньше ошибок мы бы совершили, сколько раз не споткнулись бы, если бы с младенческих лет были воспитаны на Слове Божьем! Но зато наши дети будут в этом счастливее нас. С самого младенчества возрастая в вере, они будут тянуться к Писанию, знать и любить его, и…
        ...И вдруг в какой-то момент мы обнаруживаем: наши дети не только не разделяют наших восторгов - они (активно или пассивно, в зависимости от собственного темперамента и от отношений в семье) этим восторгам сопротивляются. На занятия в Воскресную школу если и продолжают ходить по нашему настоянию, то откровенно там скучают; во время богослужения норовят задремать или увлечься изучением собственных карманов; а услышав цитату из Писания или предложение почитать Библию, корчат такую физиономию, что нам становится ясно: что-то мы в качестве христианских воспитателей делали не так. Стараясь пустить детей ко Христу, мы почему-то воспрепятствовали им прийти к Нему…
        Основных проблемы здесь две.

        Первая - как не вызвать «перекорм», не превратить библейские занятия из радости в навязшую в зубах скуку. Многих из нас в детстве так «перекармливали» принудительными занятиями музыкой, спортом в той или иной секции, а тех, кто постарше - в школах и вузах ещё и «единственно верной марксистской идеологией». Естественным результатом этого стало (в последнем случае - и слава Богу!) стойкое отвращение ко всему этому. Но мы ведь не хотим добиться подобной реакции у своих детей на веру и Библию, правда ведь?
        Разговор о Боге, молитва, чтение Писания, - для христианина это неотделимые от него самого и от всего, что он делает, части его жизни. Нужно, чтобы они стали таким для ребёнка. Но одновременно с этим - важно и необходимо, чтобы всё, что связано с Богом, стало не дисциплинарно закреплённой привычкой, а потребностью, радостной и осознанно желанной.
        Как совместить решение этих двух задач, которые, на деле, очень часть противоречат друг другу? Ведь на каждый день у нас «подходящее настроение», чтобы горячо хотелось читать и изучать Библию. Порой приходится себя и понуждать к этому. Но одно дело - себя понуждать, а другое - кого-то ещё, к тому же ребёнка. Тут как раз очень быстро и выработаешь то самое отторжение…
        Очень часто в семьях и воскресных школах следуют такой логике: значит, нужно, чтобы каждое библейское занятие было для ребёнка неожиданным, радостным, весёлым. Внешним образом это работает. Дети, довольные, мчатся туда, где с ними будут рассматривать огромные цветные картинки, хлопать в ладоши, разучивать песенки на тему только что прочитанного, играть в слова, взятые из библейского отрывка (чтобы лучше запомнилось), лепить из пластилина фигурки персонажей - и т.д., и т.п. Однако в этом подходе таится немалая опасность: вместо Библии преподнести детям её облегчённый, «пепси-кольный» вариант, а образ Бога сделать мало чем отличимым от доброго Деда-Мороза.
        Но детская вера в сказочного новогоднего деда тем и хороша, что она закончится, оставив о себе добрые воспоминания. Деда-Мороза мы не зовём, когда попадаем в беду - и тем более, когда в неё попадают наши ближние. И пепси-кола - очень неподходящий напиток, чтобы утолять им жажду при странствии через пустыню. Нет, конечно, сойдёт, если нет ничего другого. Но безумием будет заменять ею чистую ключевую воду подлинного Слова Божия.
        Поэтому имеет смысл попробовать по-другому. Объяснить ребёнку, что чтение Библии - как и прочие стороны духовной жизни - для христианина является обязательным; но что это вовсе не значит, что он обязан читать Писание. Это как с дыханием: оно для нас обязательно, чтобы мы жили - но нас ведь никто не обязывает дышать, так ведь? Или с едой: мы не обязаны правильно и хорошо питаться - но кто ж тогда виноват в том, что мы станем худыми, бледными и слабыми? Так и со Словом Божьим: не будем к нему тянуться, не станем ежедневно им укрепляться - сделаем хуже себе: ослабнем духом, отдалимся от Господа.
        Отсутствие контроля, побуждения, а вместо него - осознание самим ребёнком своей ответственности за собственную жизнь. Это очень важно. И не надо думать, что в три или четыре года малыш ещё слишком мал для принятия ответственных решений. Вспоминаю случай, когда изумлённый человек спросил в церкви у спокойно участвующей в молитве крошечной девочки: «И тебе интересно бывать на богослужениях?» Малышка честно ответила ему: «Иногда бывает скучно. Но не всегда нужно делать только то, что хочется».

Вторая проблема - в том, чему именно мы учим детей при изучении ими Писания? Чему хотим научить - это понятно: вере в Бога, верности Ему и любви к Нему и к людям; а вот чему на самом деле получается научить? Ведь воспитание - это та сфера деятельности, где конечный результат очень часто отличается от тех целей, которые мы перед собой ставили…
        Мало изучить Библию - важно при этом сначала понять, о чём она написана, а затем сделать её основой своей жизни. Без этого на смену неграмотности попросту придёт информированность - и это последнее будет во много раз хуже первого. Все помнят, что у Владимира Ульянова по Закону Божьему была наивысшая отметка, а Иосиф Джугашвили учился в семинарии? Существует даже термин: «школьное богословие» - для обозначения формального, выхолощенного изучения Священного Писания и основ вероучения. И ведь дело, как правило, не в плохих и равнодушных воспитателях и педагогах. Те искренне хотят сделать хорошо. А выходит нередко… Вот именно.
        Как избежать нам, родителям, фатальных ошибок, читая Библию вместе со своими детьми? Ответим для себя на несколько вопросов.
        Вопрос первый. Для чего мы это делаем? Какова наша цель?
        Очень часто в глубине души желаем, чтобы наши дети были послушными, добрыми и хорошими. И в соответствии с этим трактуем библейские истории, извлекая из них элементарную и плоскую мораль. Самсон побеждал врагов (вон сколько филистимлян перебил ослиной челюстью!) - потому что слушался Бога, и Тот ему помогал; так и ты слушайся старших. Иова Бог наказал, потому что он зазнался; видишь, к чему приводит гордость? И вообще: выучи десять заповедей Моисеева Закона, девять заповедей блаженства и набор «золотых стихов» - и всегда их исполняй.
        Всё это морализаторство коренным образом противоречит и Библии в целом, и главному в ней - Благой Вести о нашем спасении и освобождении от Закона и пут греха. На самом деле, Самсон нарушил абсолютно все заветы, заключённые им с Господом; и врагов он истреблял, сжимая в руке мёртвую кость - что ему, как назорею, ну никак не рекомендовалось. Страдание Иова, как прямо говорит нам текст Писания, было обусловлено именно его праведностью, а не грехом. А основная весть Нового Завета - в том, что у нас теперь есть возможность спотыкаться, лишь бы мы находили силы подняться и идти дальше; в том, что мы уже выведены из-под действия Закона, что Господь смотрит на то, куда устремлено наше сердце, а не на количество случаев, когда мы оступались; что заповеди для нас - не «статьи уголовного кодекса», а ориентиры любви. И налоговые инспектора и проститутки идут в Царствие Божье впереди богословов.
        Именно это - как бы ни вопило, протестуя, наше родительское сердце - нам и нужно донести детям. Они имеют возможность и право поступить плохо. Этим они отвернутся от Бога и спасения, сделают зло себе и окружающим. Но если это всё же произойдёт, они всё равно останутся любимыми - и Богом, и нами. Не потому, что мы такие хорошие, а потому что мы, родители, просто физически не сможем иначе. Как бы больно нам ни было, каким бы тяжким ни был соделанный грех.
        Вопрос номер два. Как мы читаем Библию с детьми?
        Добиваемся мы знания событий или понимания сути происходящего? Второе труднее проконтролировать и продемонстрировать. Этим и опасно введение библейских курсов в школе: единственным критерием оценки знаний может стать формальное усвоение - а именно оно и разрушает самое главное.
        Изучаем мы отдельные библейские истории, как самостоятельные рассказы, или пытаемся понять Библию как единое целое? Ведь самые главные, центральные «информационные блоки» Писания не сосредоточены в одном месте, а как бы «размазаны» на всём её протяжении. С другой стороны, попытка изучать Божье Слово не сюжетно, а тематически, также может привести к его фрагментированию: задаёмся вопросом «что говорит Библия о (грехе, спасении, хорошем поведении, евреях, конце света…)» и начинаем выдёргивать фрагменты с подходящими по смыслу словами, не замечая, когда и по какому поводу они были написаны. Главное правило здесь: не вырывать «с кровью» части из целого, обращать каждый раз внимание на их сложнейшую и далеко не всегда однозначную взаимосвязанность.
        Отсюда - повод задуматься: преподносим мы своим детям заранее готовые выводы из прочитанного, или предоставляем им возможность самостоятельно размышлять и находить ответы? Педагогическая мудрость состоит в том, что даже если мальчики-девочки в ходе обсуждения пришли к неверным (в нашем понимании) выводам, не надо спешно возвращать их мысли на правильный путь прямо здесь и сейчас. Лучше вернуться к этому позже, иногда даже через год-два, чтобы с учётом уже известного, понятого и прочувствованного, снова задаться вопросом: а так ли всё, как ты тогда понял? И снова - в виде вопроса, а не заранее подготовленного объяснения.
        И, наконец, третий вопрос. Почему мы читаем Библию с детьми? Делаем это как учителя, передающие свои знания тем, кто пока им необучен (так, как мы действуем, обучая кого-то любому другому предмету)? Или чтение Писания и размышление над ним является нормой и частью нашей семейной жизни?
        Во втором случае, мы все ученики, а учитель наш - Господь. И он может многому научить нас, глубокомудрых, словами, мыслями и откровениями наших малышей.
 

педагогическое, portfolio, ИХТУС

Previous post Next post
Up