Что случилось с российским спецназом?

Oct 05, 2024 18:19

С чего я взял, что со спецназом что-то случилось? Вглядываясь в новостные сообщения я неизменно ищу следы его работы. Нельзя сказать что сообщений нет, напротив - настойчиво дуют в уши о нарастающей силе украинского подполья. Если убрать сопли и взглянуть на цифры - они весьма скромные, да и объекты - силовые шкафы, машины тцк... Что сказали бы на это партизаны прошлого - Ковпак, Федоров, Корж, Сабуров...? Соединение Федорова в августе - сентябре 1943 года пустило под откос 508 ж/д составов военного назначения. Начался третий год войны...

Здесь, конечно, такое дело - следует различать партизан и военных диверсантов. У диверсанта есть объект, который он должен уничтожить и уйти. Однако, опыт Отечественной войны 1812 года и Первой мировой показал исключительно низкий КПД подразделений, забрасываемых через линию фронта для выполнения отдельных задач. О партизанах Первой мировой знают, наверное, только изучавшие этот вопрос историки. Партизаны были, но рассказывать не о чем - практически все они быстро превратились в бандитов и мародеров. Это обстоятельство как раз и объяснялось тем, что выводимые в тыл противника войска имели чисто военные задачи - нарушение работы тылов. Непрерывная беготня через линию фронта исключительно затрудняет и ставит под угрозу выполнение задачи. Намного выгоднее иметь бызы в тылу противника и уже с опорой на них вести работу.

Соответственно, на первый план выходит решающий фактор успешной партизанской борьбы, сформулированный еще Денисом Давыдовым - связь с населением. Местное население и является базой партизан. Оно поставляет партизанам разведывательную информацию, служит материальной базой и людским резервом. ВСЕ без исключения успешные партизанские группы и соединения появились там, где их командирам удалось заручиться поддержкой населения. Достигалось это убеждением людей в том, что действующие на данной территории партизаны являются представителями законной власти. В случае, например, с Денисом Давыдовым - власти царя, в случае с советскими партизанами - советской власти. Ковпак сумел наладить поставки свежих газет из Москвы, служивших в глазах населения, уже хлебнувшего немецкой оккупации, лучшим доказательством его, Ковпака, легитимности. Кроме того, он носил военную форму и представлялся офицером РККА, а после присвоения генеральского звания и Звезды Героя - всегда носил их на себе (вместе с папахой и валенками). Что касается Федорова, то ему и подтверждений не требовалось - люди знали его по партийной работе еще до войны и первый приказ подпольного Черниговского обкома появился в тылу у немцев уже 9 ноября 1941 года. Отдельным пунктом, кстати, значилось положение о необходимости плотной работы с населением.
Естественно, при этом партизаны исполняли функции представителей власти: разрешали хозяйственные споры, выносили и приводили в исполнение приговоры предателям. Ковпак в своих воспоминаниях аккуратен в подобных вопросах. Федоров, видимо не считая возможным избежать их освещения в виду важности, упоминает и об учреждении у себя чрезвычайной тройки и о мерах, примененных к предателям и пособникам оккупационной администрации.

Нужно отметить, в наше время различных спецназов существует много. Есть спецназ ФСБ, МВД, Росгвардии... У нас в ДНР еще недавно был спецназ железной дороги и даже, говорят, спецназ электросетей (лично не встречал, возможно стеб и инсинуации злых языков). Исторически спецназом назывались 46 рот специального назначения, сформированных согласно директивы Министра обороны СССР А.М. Василевского от 24 октября 1950 года. С тех пор указанная дата отмечается как День спецназа, теперь уже России, а сам спецназ во избежание путаницы называется "армейским", хотя строго говоря, если бы словосочетание "армейский спецназ" услышал маршал Василевский - безусловно счел бы его тавтологией. Сам Василевский в своих мемуарах придает большое значение действиям партизан.



Ковпак С.А., Федоров А.Ф., Василевский А.М., Рокоссовский К.К. Фото из книги А.М. Василевского "Дело всей жизни".

Не знаю, можно ли считать Василевского отцом армейского спецназа. Дедушкой спецназа называют Илью Старинова. Отцами спецназа, все же, следует считать людей, составивших Боевой устав СпН. В основу его лег, безусловно, опыт партизан Великой Отечественной войны. Хотя многие положения, например забазирование, диверсия, существовали намного раньше. Но собрать воедино старый опыт, обновить с учетом военных технических достижений своего времени, создать из этого тактику спецназа, удалось людям, партизанившим в 1941 - 1944 годах. Если поискать имена, следует присмотреться к личности Федора Иосифовича Кравченко. Хотя А.Ф. Федоров в своих воспоминаниях уделяет достаточно много внимания этому человеку - едва ли он занал его его подлинную биографию и не догадывался кто у него служит командиром сначала группы, а затем одного из отрядов. Кстати, Федоров, как квалифицированный управленец, в своих воспоминаниях "Подпольный обком действует" дает описание организационных структур партизанских соединений и групп с которыми он встречался, а также которыми командовал. Описание подразделения Кравченко содержится в главе "Подрывники". Здесь уже присутствует понимание оптимальной численности группы - 12 - 15 человек, ставшей впоследствии для спецназа штатной, а также много других деталей из которых бросается в глаза соблюдение отрядом Кравченко требований к организации дневки о которых его коллеги по цеху в то время еще не имели внятного понятия. И прежде, чем переходить от тех славных времен к нынешним, необходимо присовокупить вывод к уже сказанному.

Как оказалось, военнослужащие регулярной армии в большинстве своем не подходят для ведения партизанской войны. Хотя в партизанских отрядах ВОВ и была некоторая часть бежавших пленных, в основной массе эти отряды состояли из гражданского населения, военные же стремились перейти линию фронта и продолжить войну в регулярных частях. Это первое. Второе - руководство партизанским движением было возложено отнюдь не на Генеральный штаб, а на Коммунистическую партию, это обстоятельство необходимо принимать во внимание, поскольку, повторюсь, у группы, заброшенной в тыл противника, без поддержки населения будут очень скудные результаты и значительные шансы погибнуть. Собственно, партия и обеспечивала боевым группам партизан - прообразу подразделений спецназа, необходимую базу среди населения. Таким образом, задачи Генштаба и партии разделились - войска готовили квалифицированных диверсантов, партия - готовила основу для подпольной работы среди населения. Все в совокупности служило условием для ведения партизанской войны, масштабы которой сам Федоров назвал "небывалыми" и здесь с ним трудно поспорить. Необходимостью подготовки боевых групп для партизанской войны и обусловлено появление директивы ГШ от 24.10.1950, ведь "войск специального назначения" не было и нет, а партизаны нужны исключительно на время войны и оккупации своих территорий. А упомянутый Боевой устав СпН - достаточно специфичен и заточен исключительно под партизанские задачи.

Что же произошло впоследствии? Отличная работа во Вьетнаме. Афганистан. В Афганистане мы не вели партизанской войны, напротив - противодействовали партизанам. А кто у нас лучший знаток партизанских методов? Конечно же спецназ. Поэтому для противодействия моджахедам спецназ применялся довольно успешно. Однако, и именно в этом скрывался подвох - применение это было не по назначению. Кроме основных своих тактических приемов, а именно - засада и налет (диверсия, мне кажется, в Афгане не применялась), спецназу пришлось исполнять кучу общевойсковых функций. Сейчас уже не смотрятся дико спецназовцы, рассекающие на "Тиграх" и "Тайфунах", стоящие на блок-постах, наряженные в броню, сидящие в укреплениях и т.п. Но в то время, несомненно, военное руководство переложило, что называется, с больной головы на здоровую и удовлетворенно потерло руки. Потом были Первая и Вторая чеченские кампании, где применение спецназа не по назначению было, как говорится, в порядке вещей. Где оказывалась неспособной пехота - в бой отправляли спецназ. Мне кажется, Вторая чеченская стала лебединой песней российского спецназа. Его тактика, полученная из рук Ковпака, Федорова, Старинова, Кравченко..., растворилась в эфире вместе с капитаном Ульманом. Тактика "просачивания" примененная генералом Рохлиным, хотя и принесла успех, но работала лишь против недисциплинированных боевиков, да и осуществляться она может силами общевойсковой разведки. А партизанское предназначение подразделений спецназа, кажется, забыто и вычеркнуто, несмотря на рудименты вроде еще существующего Боевого устава СпН. А без этого очевидно, любой спецназ - просто подготовленная пехота, как немецкий Бранденбург 800, превратившийся в конце войны в элитное подразделение панцергренадеров.
Нет больше и партии, способной обеспечить базу для партизанской войны. У нас теперь все за деньги. Можно ли купить за деньги лояльность широких масс? Трудно сказать. Наверное можно, если эти деньги грамотно вкладывать. Если просто дать бабок пионерам за подожженную машину тцк - будем иметь то что уже имеем. Кстати, как это ни прискорбно констатировать - у хохлов окучивание жадненьких пионеров поставлено лучше.

Может ли партизанская война проявиться в современной, которую, как говорят, Россия ведет против консолидированного запада? Для этого необходима твердая политическая воля. Нужно громогласно объявить заданные территории своими и направить на них авторитетных в народе функционеров. А с ними - спецназ. Способный не только на "Тиграх" разъезжать, но бесшумно и скрытно совершать глубокие марши по территории, контролируемой противником (привет носителям крутых бронежилетов), выживать в лесах, полях и болотах, нарушать коммуникации, добывать разведданные и много еще чего, но, самое главное - обеспечить лояльность населения. Для этого, в числе прочего, вести борьбу с нелояльными гражданами и предателями. Есть у нас такая политическая воля?

Мысли, СВО

Previous post Next post
Up