Два свидетеля

Dec 16, 2023 13:27

"И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли" (Откр. 11:3-4).
Мои попытки разобраться в храмовых светильниках не привели к успеху. Изображения традиционной меноры - храмового семисвечника, все не соответствуют библейским описаниям.


"И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него;
шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;
три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника;
а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;
у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильнике четыре чашечки, наподобие миндального цветка];
яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота.
И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его"

Т.е. традиционное изображение Меноры соответствует описанию в той части, где имеет центральный стебель и по три боковых ветви, выходящие из него. На этом соответствия закнчиваются. В огписании каждая ветвь (из шести) имеет по три чашечки, а стебель имеет их четыре, итого - 22. И что такое "миндальный цветок с яблоками и цветками"? Цветок с цветками - как это? Да еще и с яблоками? Переводчики...? Кстати... Да,

И светильник особый сделай из чистого золота; этот светильник отчеканен должен быть так: основание и ствол его, как и ветви и чашечки с их лепестками наружными и внутренними, - все они должны составлять единое целое. Шесть ветвей должно у светильника быть: по три ветви с одной и с другой стороны. И на каждой из этих ветвей по три чашечки в виде раскрывшегося цветка миндаля с лепестками наружными и внутренними - так должно быть на всех шести ветвях, из единого ствола исходящих. На самом светильнике, на стволе его, - четыре чашечки наподобие цветков миндальных с крупными, выпуклыми лепестками снаружи и мелкими внутри. Чашечки должны быть на стволе под всеми шестью ветвями, что будут исходить от него, по одной чашечке под каждой парой ветвей. Так что всё: чашечки и ветви - это одно целое со светильником и должно быть из чистого золота, работы чеканной. Сделай также семь ламп и поставь их на светильнике, чтобы всё освещали вокруг.

Речь о цветках с лепестками "внешними и внутренними". Перевод Кулакова разъясняет одну деталь, но добавляет новые неизвестные: ветви выходят из ствола парами?  под каждой парой ветвей чашечка, принадлежащая стволу? ладно, но ведь пар три? а чашек ствола - четыре!? Где стоит четвертая чашка ствола? Но это не все. Особо подчеркивается, что конструкция из стебля, цветов с лепестками и чашек - единое целое. Лампы в нее не входят. Их действительно семь. Синодальный перевод говорит, что лампы должны быть установлены на светильнике таким образом, чтобы освещать его переднюю сторону, т.е. места для установки ламп, которыми видимо являются 22 чашечки, располагались в 3-х мерной проекции. Иначе как бы они могли еще освещать переднюю часть светильника, а не заднюю? И какая в этом могла быть потребность? Светильник вращали? Освещенность менялась, например по праздникам?
Далее. Пророк Захария добавляет в описание новые детали.


И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;
и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.
И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?
И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.
...те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?
Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?
Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?
И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.
И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.

Ангел несколько раз переспрашивает Захарию: "ты не знаешь что это?", из чего можно сделать вывод, что ему показан предмет хорошо известный. Согласно Неемии (12:6) "Захария из дома Иддо" был в числе пришедших с Зоровавелем левитов. Понятно, в плену Захарии не приходилось видеть в живую храмовый светильник, но по описаниям наставников он должен был знать что это. Вполне очевидно, Захария видит тот самый светильник, показанный Моисею на горе как образец. Однако о двух масличных ветвях и трубочках Моисей не писал. Значит, эти детали, так же как и лампы, были обвесми светильника, но не составляли с ним единого целого.
Ангел разъясняет символизм светильника. Лампы - семь Духов Бога; две масличные ветви - ...два сына елея (букв.), предстоящие Господу всей земли. Ладно, если бы Иоанн сказал о двух свидетелях (пророках) что это "две маслины на светильнике, стоящем пред Богом земли" - это было бы просто. Но нет, в тексте написано "две маслины и два светильника". Но ведь светильник там один? Или здесь следует понимать "две лампы на светильнике"? В другом месте Иоанн видит семь светильников и посреди них "подобного Сыну Человеческому" в священническом облачении. Здесь либо "светильник" у Иоанна - то же, что и "лампада" у Моисея, либо речь идет о каких-то других светильниках, которые можно двигать и переставлять, как например Иисус говорит Ангелу Ефесской церкви "сдвину твой светильник", и не являющихся единым целым? Десять дополнительных светильников изготовил и установил в построенном им храме Соломон (2 Пар. 4:7). И хотя Моисей не давал такого постановления и в скинии Мосеевой был только семисвечник, в указанном тексте даже есть отдельная оговорка, что эти десять светильников установлены "как им быть надлежало". Или это было освещение бОльших (по сравнению со скинией) внутренних помещений храма и не более? Покрытые золотом стены должны были сверкать? Да и, если бы эти десять светильников имели бы значение для храмовой службы, то трудно представить, как Моисей мог обойти их вниманием.
И все же семисвечник. Значит в видении Иоанна Иисус-Первосвященник находился где-то на месте стебля, а лампы или светильники были вокруг Него. Стебель - это и есть Иисус? И с ним единое целое - семь Церквей. Хорошо, что тогда две масличные ветви, дающие лампам елей и все, что с ними связано? Как их можно убить, а тела не дать похоронить на протяжении 3,5 дней? Что это за срок? Быть может, все таки 3,5 года? Или это те самые дни, один из которых был отмерен Адаму, когда сказано "в тот день умрешь", т.е. - одна тысяча лет? "...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3:8)? Одни вопросы...

Мысли

Previous post Next post
Up