Nov 23, 2024 09:44
Обратил внимание на нарушения хронологии в Книге Иезекииля. Ранее написанные главы стоят позади более поздних.
Иезекииль ведет свою хронологию от выхода из Иерусалима первых переселенцев (среди которых Иезекииль и находился), случившегося в восьмой год царствования иудейского царя Иехонии и в первый год царствования вавилонского царя Навуходоносора соответственно.
Картина такая:
первая глава - 13 год 4 месяц (видение Славы Господней);
восьмая глава - 6 год 6 месяц 5 день (видение огненного мужа и мерзостей дома Израилевого);
двадцатая глава - 7 год 5 месяц 10 день (пророчество для старейшин Израиля);
двадцать четвертая глава - 9 год десятый месяц 10 день (пророчество о гибели Иерусалима);
двадцать шестая глава - 11 год 1 месяц 1 день (пророчество на Тир);
двадцать девятая глва - 10 год 10 месяц 12 день (пророчество на Египет);
тридцать первая глава - 11 год 3 месяц 1 день (пророчество фараону, царю Египетскому);
тридцать вторая глава - 12 год 12 месяц 1 день (пророчество на Египет);
сороковая глава - 25 год 1 месяц 10 день (четырнадцатая годовщина гибели Иерусалима) - видение нового Иерусалима, которое описано в последних восьми главах, т.е. до конца Книги.
Я перечислил те главы, написание которых Иезекииль начинает с указания даты. Обращает на себя внимание скурпулезность Иезекииля в этом вопросе - дата указывается с точностью до дня. У других библейских авторов я такого не припомню. Почему для Иезекииля это важно? В таком случае - почему дата стоит не во всех главах?
Разумеется, исходный текст Книги не имел разбивки на главы, это сделано для удобства читателя. В оригинале, точнее в дошедших до нас переписанных его копиях, написание является сплошным. С другой стороны, существующая разбивка на главы не лишена смысла, поскольку некоторые главы начинаются определенным образом: "И было ко мне слово Господне", что предполагает перерыв между началом текущего "слова" и концом предыдущего. Поэтому разбивака на главы в таких местах, хотя и не обозначена автором в присущей ему манере, но логична.
Но есть и разбитые на главы цельные пророчества. Например упомянутое видение Славы Господней, это как минимум главы с первой по третью, или видение Иерусалима с 40-й по 48-ю.
Вероятно, все произошло следующим образом. В реликтовом виде Книга Иезекииля представляла собой набор отдельных записок, сделанных в разное время. Попав в руки редактора, которым скорее всего был Ездра Книжник, записки были собраны в единый текст. И уже этот текст был приобщен под именем "Книга Иезекииля" в собрание книг, известное сегодня под названием "Ветхий завет".
На вопрос: почему Ездра не расположил записки согласно очередности их написания?, у меня нет ответа. Быть может они попали в руки Ездры сложенными в свиток именно в таком порядке и он не решился его нарушить? Или записки Иезекииля приходили к Ездре в разное время? К сожалению, сейчас это невозможно выяснить.
У меня есть предположение, что 38 и 39 главы также представляют собой единое пророчество с видением Иерусалима из 40-й - 48-й глав. Только 38 и 39 главы должны располагаться после, в самом конце Книги, поскольку описываемые в пророчестве события должны иметь место по окончании Миллениума, если сопоставить их описания с Откровением. Т.е. - сначала Царство Христа и святилище на большой горе (40 - 48 главы), а затем восстание Магога (38 - 39 главы), что соответствует 20:7 Книги Откровение. В таком виде Иезекииль и Иоанн Богослов вполне согласуются между собой.
Миллениум