Идеология души

Mar 01, 2014 15:06



Владислав Савин



Идеология души

Мне уже давно хочется задать вопрос: что есть российская идеология, для чего российская цивилизация обязательно должна пытаться выжить, какие смыслы она несет себе и миру? Ответы, которые я слышал на этот вопрос, меня удовлетворяют лишь частично. В самом деле, как правило, я слышу два ответа:

· выжить, чтобы повысить свой собственнный уровень потребления, но сразу же возникает вопрос, а не может ли случиться так, что уровень потребления целесообразнее повышать в рамках иной цивилизации?

· выжить, чтобы обеспечить будущее детей и внуков, но сразу же возникает вопрос, а не лучше ли попытаться обеспечить будущее детей и внуков в рамках другой цивилизации?

Обеспечение своего потребления «сегодня» или своего будущего в виде детей/внуков «завтра» лишь частично может быть мотивацией для лиц, принимающих решение. Мир конкурентен, геополитические и геоэкономические конкуренты России обязательно будут предпринимать попытки перетянуть на свою сторону лица, принимающие решения, предложив им более изысканную идеологию или более изысканный когнитивный инструментарий для наблюдения окружающей реальности и для ориентации в ней, нежели неявно предлагаемая двумя вышеприведенными ответами.

Возможно, потребление «сегодня» и будущее детей/внуков «завтра» является удовлетворительным ответом на поставленный вопрос во времена покоя и стабильности цивилизации, но в условиях жесткого внешнего давления, в период, когда решается: жить или умереть цивилизации, - такие ответы являются неудовлетворительными. В самом деле, зачем лицам, принимающим решение, бороться за сохранение своей цивилизационной идентичности, если улучшить собственное потребление «сегодня» или обеспечить будущее своих детей/внуков «завтра» можно гораздо лучше, переметнувшсь в лагерь какой-нибудь другой цивилизации?

Поддерживать стабильность собственной цивилизационной идентичности как раз и позволяет идеология или когнитивный инструментарий для наблюдения. А она, как правила опирается на определенный религиозно-мистический опыт встречи с Божественным откровением родоначальников цивилизации, транслируемый из поколения в поколение. Понятно, что этот опыт модифицируется каждым новым поколением; одновременно, какая-то его суть остается неизменной. Для наглядности можно кратко посмотреть на протестантско-иудейскую цивилизацию и метаконфуцианскую цивилизацию.

Что касается протестантско-иудейской цивилизации, то не исключено, что люди с библейскими фамилиями ждут прихода еврейского мессии, который спасет всех евреев, нашлет новые «казни египетские» на всех не-евреев и, продемонстрировав выдающиеся способности возглавит единое глобальное еврейское государство. Если эта гипотеза верна, то становится понятным, почему транснациональные компании, управляемые во-многом евреями, являются проводниками агрессивной политики глобализации по-североамерикански.

Что касается метаконфуцианской цивилизации, то она черпает религиозно-мистическое основание из гармоничного сочетания трех религий: конфуцианской философии, направленной на регулирование социальной жизни и управление государством, учения даосизма, концентрирующегося на физическом здоровье, управлении энергий «ци» и т.д., и чань-буддизме (дзен-буддизме), который занимающимся гармонизацией умственной и эмоциональной сферы человеческого бытия. Сочетание этих трех религий позволяет этой цивилизации, соблюдая собственную традицию социального ритуала, следования Срединному Пути и воспитания мыслей и чувств, довольно успешно выдерживать натиск протестантско-иудейской цивилизации, по крайней мере в настоящий момент.

Можно предположить, что цивилизации, которые руководствуются высшей идеей религиозно-мистического характера, ориентированной как бы на «послезавтра», в глобальной геополитической и геоэкономической борьбе будут одерживать верх над цивилизацией, утратившей эти цели сверхстратегического характера и ориентирующейся только на максимизацию потребления «сегодня» или обеспечение светлого будущего «завтра».

Каковы же могут быть цели сверхстратегического характера российско-евразийской цивилизации? Каков религиозно-мистический опыт встречи с Божественным откровением у ее родоначальников? Видимо, этот религиозно-мистический опыт связан с опытом переживания в душе любви к Богу, ощущаемой, как единение с Творцом (мы дети Божии) и, затем, как служение ему (выполнение 8 заповедей Нагорной проповеди и 10 заповедей Моисея).

Возможно, в настоящий момент всё человечество ждет от российско-евразийской цивилизации конкретики относительно пути «спасения души» и «любви к Богу»? Возможно, именно желание сохранить в душе любовь к Творцу и «заставит» лиц, принимающих решение, сохранить верность российско-евразийской цивилизационной парадигме безотносительно того, является ли данное лицо, принимающее решение, приверженцем православного христианства, иудаизма Моисея, традиционного ислама или традиционного буддизма.

Любая религия в российско-евразийской цивилизации может рассматриваться, как инструмент, который может быть и на благо, и во вред. Если религия помогает обрести в душе любовь к Богу, то она на благо. Если же, наоборот, отвращает от любви к Богу в душе, то во вред. Именно в этом смысле можно интерпретировать слова Христа, говорящего (Иоанн 14:6): «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Мы часто понимаем это по форме, т.е. чтобы спастись, надо поверить в Иисуса Христа, который пришел и взял на себя все грехи человеческие, и не понимаем это по содержанию, т.е. что по-настоящему прийти к Богу можно только через ощущение в душе любви к Богу (Аллаху, Просветлению, ...) и ощущение постоянного контакта с Божественным, которое и было в душе у Иисуса Христа. Недаром Христос называл себя сыном Божиим. Таким образом, с точки зрения «конечного успеха» неважно каким из инструментов (какой из религий) пользуется человек: православием, христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом). Если этот человек ощутил в душе любовь к Богу и начал видеть Бога в своей душе и во всем его окружающем мире, то он уже спасся и пришел. Душа спасается любовью (к Богу). С другой стороны, шансы на «конечный успех» при использовании того или иного религиозного инструмента могут быть различны. Быть может, православному христианину легче ощутить в душе любовь к Богу, нежели мусульманину, иудею или буддисту?

В наше апостасийное время российская идеология, возможно, может держаться на том, что Россия - это цивилизация «удерживающих» любовь к Богу в душе, невзирая ни на какие трудности, ибо всё от Бога: и хорошее, и плохое («неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10)). На этой основе уже можно начать строительство, а точнее воссоздание/воспоминание личной нравственности членов российско-евразийской цивилизации, затем воссоздание общественной морали, правовых норм и т.д.

Кстати, первый шаг в этом направлении был сделан еще в октябре 2012 года. Во время встречи с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи, В.В. Путин сказал следующее:

"Как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды - это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства - это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. И это никакие не фобии, ничего я здесь не придумываю, так оно и есть на самом деле. Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы.

Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий - это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна.

И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам.

Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый - сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества.

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.

Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства.

Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. Естественно, мы ничего не должны идеализировать и ничего не должны повторять в том виде, в котором это было в прежние времена, прежние десятилетия или столетия. И уж тем более механически брать какие-либо шаблоны и какие-то клише из прошлого.

И здесь хочу особо подчеркнуть, что так называемый казённый патриотизм, охранительство, построенное на изоляции, приносят ровно противоположный эффект ожидаемому. Они не укрепляют ценностный фундамент общества, а наоборот, ослабляют его, лишают внутреннего иммунитета к разного рода разрушительным, деструктивным идеям.

Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Словом, необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное партнёрство".

Осталось выяснить, сможет ли принять это заявление президента Российской Федерации конкретные формы или останется благим пожеланием. Уже ближайшее будущее даст на это ответ.

Россия, Национальная ИДЕЯ, Идеология, Цивилизация

Previous post Next post
Up