Оригинал взят у
chipstone в
Кого, куда и зачем послал Президент? Часть 2. Первое, что мы должны понимать, это кому было адресовано Послание Президента. И здесь очень многие попадают в ловушку сознания, что если это Президент всей страны, то каждое его публичное слово обязательно адресовано всему народу. Это ошибка. В данном конкретном случае у Послания были вполне конкретные и совершенно иные адресаты. Это госаппарат и западная политическая элита, но не народ России.
И у такой выборочной аудитории есть свои причины. Президент это вершина управленческой пирамиды. И она эта пирамида постоянно обуреваема противоречивыми чувствами. Более того, последние десять лет по вполне объективным причинам позволили чиновному люду считать себя вершиной Творения. Это то, чем пришлось расплатиться власти за построение более или менее управляемой вертикали, основанной на взаимной лояльности. Если сейчас начать резкий слом этой системы, то есть большие сомнения, что останется хоть что-то, кроме выжженной пустыни. А потому удары по системе идут и еще долгое время будут идти точечно, сопровождаемые повторяющимися попытками убеждения вовремя и добровольно перейти в правильный лагерь. Этот процесс крайне сложен и неоднозначен. Ведь параллельно действует и обратный процесс. Внешняя нерешительность и неоднозначность действий власти многими воспринимается как ее слабость, а потому повод для принятия иного выбора. Благо внешне этот выбор выглядит куда более привлекательным. Ведь как ни крути, но превращаться из действующих почти всевластных чиновников-сибаритов в некий аналог сталинских наркомов перспектива далеко не радужная, для нее требуется недюжинная внутренняя воля и идейная мотивация, которой вряд ли обладает больше, чем один из ста. Нажим власти будет планомерно усиливаться, но очень последовательно и постепенно, давая системе время на адаптацию и перестройку. Иначе потеря управляемости неизбежна.
Единственные места в тексте, которые можно расценить как прямое обращение к народу, это упоминание о необходимости взвешенной корректировки Конституции. Причем, хотя об этом и не сказано напрямую, главная проблема в Основном Законе, это прямой запрет на государственную идеологию, что равносильно запрету на целеполагание. Что и превращает нас в корабль без руля и без ветрил. О том, что Путин это понимает, как понимает и то, что без поддержки народа он не справится, говорят следующие слова:
«…Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики, и общество контролирует их исполнение…»
Обращение же к аппарату выглядит в Послании почти везде как простые рекомендации и пожелания к чиновникам различных уровней добровольно одуматься и заняться тем, что от них ждет центральная власть.
«…местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой…» - в противном случае такая местная власть не нужна ни людям, ни центральной власти.
«…местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны…» - а вот это уже и намек на возможный пряник тем, кто справится с задачами местного уровня и готов следовать в русле устремлений Президента и его команды.
Большой кусок Послания, обращенный как к нашему госаппарату, так и к западным оппонентам, касается противостояния цивилизационных подходов и ценностей. И здесь тон Путина резко меняется с рекомендательного на утверждающий и жесткий. Причем, как в случае, когда речь идет о наших внутренних, хоть во многом и навязанных нам извне идеологемм,
«…Его (межэтническое напряжение) провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишённые культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые "крышуют" этническую мафию, и так называемые "русские националисты", разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы…»
так и в случае прямого несогласия с собственно западным подходом к формированию идеологии современного человечества.
«… Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей "сверху" не только ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлечённых идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии…»
Фактически Путин открыто заявляет о противостоянию Западу в идеологической сфере, противостоянию принципиальному и жесткому, с открытым забралом. И с уверенностью, что Россия в этом противостоянии одержит победу.
«…Мы всегда гордились своей страной. Но мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензии на мировую или региональную гегемонию, не покушаемся ни на чьи интересы, никому не навязываем своё покровительство, никого не пытаемся учить жить. Но мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов. И это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с её великой историей и культурой, с многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства…»
«…И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира…»
А далее Путин откровенно отвечает своим многочисленным внутренним и внешним оппонентам, стремящимся к решительным, но совершенно не продуманным переменам.
«…Конечно, это консервативная позиция. Но говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию…»
И тут же, переходя к вопросам практической международной политики, дает на примерах Сирии и Ирана наглядный пример того, что именно такая сдержанная и консервативная политика является ключом к успеху.
И совершенно третьим выступает Путин в своем послании в тот момент, когда говорит об экономике. По меткому выражению Михаила Леонтьева мягкая рекомендательность Путина в предложениях по самореформированию госаппарата или жесткая утвердительность в отношении внешнеполитических вопросов меняется на невнятное бормотание.
«…Поражает одна вещь: всё, что касается социальной политики, всё, что касается внешней политики, всё, что касается политики вообще - очень чётко, понятно и обоснованно. Всё, что касается экономической политики - выглядит очень странно, я бы сказал - вырожденно. Такое впечатление, что президент имеет перед собой мишень и, не имея права стрелять в мишень, всё время стреляет в молоко вокруг мишени. То есть направление выстрела правильное, а попадания ноль, ну, в крайнем случае, в двойку. Но в десятку никто не стреляет, потому что это, грубо говоря, табу для президента. Нельзя стрелять в десятку…»
Да, увы, ни жалкие упреки правительству на полуторогодичное невыполнение им президентских указов,
«…Где все эти меры? С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается. Конечно, при такой работе мы не достигнем поставленной цели…»
ни прямое указание на то, что проблемы в экономики носят преимущественно внутренний характер,
«…Да, конечно, мы испытываем последствия глобального кризиса. Но нужно прямо сказать, основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер…»
ни даже предложения по дальнейшей деоффшоризации российской экономики
«…В прошлом году в Послании я говорил о задачах по деофшоризации экономики. Еще одна тема, на которую я хотел бы обратить ваше внимание и к которой считаю необходимым вернуться и сегодня…»
Не выглядят не то, что убедительно, они выглядят просто жалко. Складывается впечатление, что президент вообще не управляет и не в состоянии управлять собственным правительством. Он может высказывать предложения, он может просить министра финансов, но управлять не может или не хочет. И это самая любопытная загадка Послания. Любой знакомый с российской политической системой, в которой Президент способен снять премьера в один момент, как и отправить в отставку все правительство, удивленно пожмет плечами. Как же так. И ведь все, что Президент говорит по этим вопросам осмысленно и правильно. Почему же ничего не происходит, почему Президент фактически унижается перед правительством, а премьер позволяет себе спать во время его выступления?
У меня есть два предположения на этот счет. Первое совсем грустное. Путин и его сторонники во власти контролируют внешнюю и частично социальную политику, но совершенно не контролируют экономику. Предположение странное и малореальное. Да, не все в экономике легко и просто, а клубок межклановых противоречий настолько большой, что скорее экономику не контролирует вообще никто, а все движения в ней достигаются длительными переговорами и согласованиями различных сил. Но говорить о неспособности президента влиять на эти процессы я бы не рискнул. Второе предположение связано с тем, что в мире надвигаются какие-то глобальные события в экономической сфере, и тот, кто сделает первый серьезный шаг в сторону, заведомо окажется проигравшим. А потому за столь слабой и невнятной риторикой президента кроется всего лишь желание максимально потянуть время, не предпринимая ничего кардинального. И вот это предположение очень похоже на правду. Именно потому Путин буквально кричит всем: "Идиоты, возвращайте деньги в страну, так у Вас есть шанс спасти хоть что-то. Иначе потеряете все, что имеете". Кричит, но вот воздействовать напрямую не может.
Оценивая все Послание, можно сделать некоторые выводы.
1. Президент хорошо осознает, что, почему и как происходит в современном мире. При этом он считает Россию самостоятельной влиятельной силой, которая способна ответить на любой вызов оппонентов.
«…Мы внимательно следим за развитием так называемой концепции "обезоруживающего мгновенного глобального удара",…»
«…И знаем в этой связи, что нам нужно делать. Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добиться военного превосходства над Россией. Мы этого никогда не допустим. Россия ответит на все эти вызовы: и политические, и технологические. Весь необходимый потенциал у нас для этого есть….»
2. Президент не может себе позволить резких телодвижений в области государственного управления и существенной смены государственного аппарата. Но он УЖЕ может позволить себе медленно и постепенно влиять на процесс его формирования, усиливая свою позицию и постепенно заменяя нелояльные кадры, заинтересованные в работе только на свое собственное благо. Но параллельно он предлагает одуматься всем, кто еще не созрел для этого самостоятельно.
3. Президент фактически дает всем понять, что времена разнонаправленного движения страны, при котором она не способна и не может по закону сформулировать свои цели и задачи, свою идеологию подходят к концу. Близятся иные времена, и их основные черты он довел до собравшихся. Где-то намеками, где-то открытым текстом.
Кто хотел, услышал.