ОБ ИСТОРИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И РОССИЕЙ

Feb 04, 2009 23:36

О Японо-русском трактате о торговле и дружбе (1855 г.)

Япония и Россия впервые
установили дипломатические отношения в 1855 году. Японо-русский трактат
о торговле и дружбе (или "Симодский трактат"), заключенный в этом году
и содержащий договоренность между Японией и Россией о территориальном
размежевании, в статье 2 определяет:

"Впредь
границу между Японским государством и Россией установить между островом
Итуруп и островом Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, весь
остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России.
Что касается острова Карафуто (Сахалин), то границей между Японией и
Россией он не разделен по-прежнему". Этот трактат комплексно учитывал
деятельность Японии и России в районе Сахалина и Курильских островов
вплоть до времени его заключения и был заключен в результате
переговоров между Японией и Россией в мирной обстановке.

Полномочный представитель
российской стороны на переговорах адмирал Путятин при подписании
трактата заявил: "В целях предотвращения будущих споров, в результате
тщательного изучения, было подтверждено, что остров Итуруп является
японской территорией". Документы, недавно обнародованные в вашей
стране, показывают, что Николай I считал остров Уруп южным пределом
российской территории.

Относительно этого трактата
высказывались две ошибочные точки зрения. Первая состоит в том, что
Япония-де навязала этот трактат России, находившейся в трудном
положении во время Крымской войны. Она совершенно противоречит фактам.
В то время Россия являлась одной из великих европейских держав, тогда
как Япония же была малой и слабой страной, которую США, Англия и Россия
принуждали отказаться от 300-летней политики самоизоляции страны.

Вторая точка зрения
утверждает, что на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи,
подтвержденные этим трактатом в качестве японского владения, Россия
якобы имеет "исторические права" в силу их открытия и экспедиции. Как
сказано выше, как Николай I, так и адмирал Путятин на основе тогдашней
объективной обстановки заключили трактат, осознавая, что южный предел
России - остров Уруп, а Итуруп и южнее его - территория Японии. Начиная
с 1855 года на протяжении более 90 лет ни царская Россия, ни Советский
Союз никогда не настаивали на этих так называемых "исторических правах".


Примечание:
Для Японии не было никакой необходимости открыть эти острова,
находящиеся на кратчайшем расстоянии от нее и видимые с Хоккайдо
невооруженным глазом. На карте эры Сёхо, изданной в Японии в 1644 году,
записаны названия островов Кунашир и Итуруп. Япония раньше всех
управляла этими островами.

О договоре об обмене Сахалина на Курильские острова (1875 г.)

По японо-русскому трактату о
торговле и дружбе Сахалин оставался местом смешанного проживания
японцев и русских, но в целях улаживания сопутствовавших этой неясной
ситуации проблем обе страны в 1870-х годах провели переговоры о разделе
Сахалина. На переговорах стороны не пришли к договоренности: Япония
настаивала на разделе острова по линии 50 градусов северной широты, а
Россия по линии 48 градусов.

В
конце концов, в 1875 г., стороны заключили договор об обмене Сахалина
на Курильские острова, достигнув договоренности о том, что Япония
уступает России свои права на Сахалин, за что Россия уступает Японии
Курильские острова, которые состоят из 18 островов от острова Урупа до
острова Шумшу. И на этих переговорах стороны пришли к соглашению в
результате диалога в мирной обстановке. Курильские острова по этому
договору в мирном порядке стали японской территорией, а весь Сахалин
стал в мирном порядке территорией Российской империи.

О Портсмутском мирном договоре (1905 г.)


В
1904 году столкновение интересов в Маньчжурии превратилось в войну
между Японией и Россией. В результате этой войны был заключен
Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии
южную половину Сахалина.

Из вышесказанного следует,
что, хотя территориальное размежевание между Японией и Россией
претерпело ряд изменений, в отличие от Сахалина и Курильских островов,
то есть 18 островов к северу от Урупа, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан
и гряда Хабомаи всегда были территориями Японии и ни разу не стали
территориями России.

Примечание: Иногда
высказывается такая точка зрения, что, в результате японо-русской войны
и Портсмутского мирного договора, Трактат о торговле и дружбе и Договор
об обмене Сахалина на Курильские острова якобы потеряли силу. Однако,
никак нельзя сказать, японо-русская война и заключение Портсмутского
мирного договора отменили результаты территориального размежевания
между Японией и Россией по этим договорам. В документе, недавно
опубликованном в вашей стране, также указывается:"... ко времени
падения царской власти границы России с Японией определялись договором
1875 г. и Портсмутским договором 1905 г., заключенными с соблюдением
всех необходимых формальностей и без указания срока действия. Эти
границы продолжали служить пределом государственной территории как
России при Временном правительстве, так и Советской России после
революции 1917 г., поскольку в соответствии с международным правом
новый территориальный суверен наследует границы своего предшественника".

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Вступление СССР в войну против Японии и оккупация японских территорий советскими войсками

В течение почти всего периода
второй мировой войны (сентябрь 1939 г. - август 1945 г.) Япония и
Советский Союз не находились в состоянии войны. Ибо в апреле 1941 года
между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком
действия на 5 лет. Однако 9 августа 1945 года, три дня спустя после
атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки
Нагасаки, Советский Союз, в нарушение Пакта о нейтралитете, вступил в
войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких
сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской
декларации и капитулировала перед союзными державами.

После окончания войны вся
территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате
переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала
оккупации войсками США, Тайвань - войсками Китая, а Сахалин и
Курильские острова - советскими войсками. Что касается Курил, то
советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа,
продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они
развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии
американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они
оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые
являются исконными территориями Японии.

Оккупация Северных территорий
была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий,
и следовательно подлежала прекращению в результате территориального
урегулирования по мирному договору.

Об односторонних мерах СССР по включению японских территорий в его состав

Во время войны может случиться
оккупация территории другой страны и у оккупирующей страны по
международному праву есть права на осуществление ее управления на
основе военной необходимости. Однако, с другой стороны, Гаагская
конвенция 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны и другие
международные юридические акты налагают на эту страну определенные
обязанности, в частности, уважение частных прав населения. Сталин
игнорировал эти международные нормы и Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под
оккупацией, в состав территории своей страны. Этот акт, совершенный до
заключения мирного договора, является нарушением международного права и
абсолютно не может быть оправдан. Можно сказать, что этот незаконный
акт аннексии породил проблему Северных территорий. Далее Советский Союз
в период 1947-49 годов насильственно выселил японцев, проживавших на
Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах
проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные
районы советскими гражданами. Выселение без военной необходимости
населения оккупированных районов оккупирующей страной и заселение их
гражданами собственной страны также является нарушением международного
права.

Мы приветствуем, что в
последнее время правительство России заявляет о том, что оно
рассматривает территориальную проблему между Японией и Россией исходя
из законности и справедливости. Именно с точки зрения законности и
справедливости, мы считаем, что упомянутый Указ Президиума незаконен и
выяснение этого имеет первостепенную важность. Мы надеемся, что
граждане России дадут беспристрастную оценку этому акту Сталина. Такой
незаконный акт Советского Союза не признавался международным
сообществом, и присвоение территории другого государства посредством
подобного одностороннего акта юридически не допускается.

Впрочем, в условиях
тоталитарного строя этот акт присвоения территории изображался как
якобы законный, и в течение долгих лет велась пропаганда в том плане,
что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи будто бы стали советскими
территориями. В результате среди многих граждан родилось ошибочное
мнение, что эти острова являются территориями СССР. Кроме того,
возникло такое ошибочное представление о том, что решение
территориальной проблемы между Японией и Россией якобы является
вопросом передачи или продажи Японии исконно советской территории.
Впрочем, Северные территории никогда юридически не признавались в
международном аспекте территорией СССР.

О документах периода
второй мировой войны, в частности, Каирской декларации (27 ноября 1943
года), Ялтинском соглашении (11 февраля 1945 года), Потсдамской
декларации (26 июля 1945 года)

14 августа 1945 года Япония
приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала. Потсдамская
декларация предусматривает по поводу территории Японии: "условия
Каирской декларации будут выполнены, и японский суверенитет будет
ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными
островами, которые мы укажем". Советский Союз в момент опубликования
Потсдамской декларации не находился в состоянии войны с Японией, и она
была выпущена США, Англией и Китаем; Советский Союз присоединился к ней
после вступления в войну против Японии 9 августа; в Каирской
декларации, на которую в ней ссылаются, разъяснен принцип
территориального нерасширения, являвшийся руководящим принципом союзных
держав во время второй мировой войны: "Союзные страны... не имеют
никаких помыслов о территориальной экспансии"; Вместе с тем, в
декларации говорится: "необходимо изгнать Японию" с островов Тихого
океана, приобретенных ею после первой мировой войны, из Маньчжурии,
Тайваня и островов Пэнхуледао (Пескадорских), а также "изо всех
районов, захваченных Японией на основе насилия и алчности". Как мы уже
отмечали, очевидно, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи,
всегда являвшиеся японской территорией, а также Курилы, ставшие
японской территорией в результате переговоров в мирной обстановке, не
подпадают под понятие "районов, захваченных Японией на основе насилия и
алчности". Отсюда следует, что односторонний акт аннексии Северных
территорий Сталиным противоречил принципу нерасширения территорий.

Делались ссылки на Ялтинское
соглашение как основание для владения Советским Союзом Сахалином,
Курилами и Северными территориями. Ялтинское соглашение было заключено
руководителями США, Англии и СССР в обстановке строгой секретности, и в
момент принятия условий Постдамской декларации Япония даже не знала о
его существовании. Это совершенно ясно, что Япония которая не была
участницей в Ялтинском соглашении, ни юридически, ни политически им не
связана. Кроме того, само Ялтинское соглашение является и по его
содержанию и по толкованию США - его важного участника - не более чем
документом, излагающим общие цели. Оно не представляет собой
какого-либо окончательного решения и не имеет никакого юридического
действия для передачи территории. Территориальное урегулирование после
войны осуществляется посредством мирного договора. Произвольное же
распоряжение другим государством территорией страны без ее согласия не
допускается международным правом.

Относительно Сан-Францисской мирной конференции и Сан-Францисского мирного договора

Мирный договор между Японией и
США, Англией и другими союзными странами был заключен в 1951 году в
Сан-Франциско. В мирной конференции принял участие и Советский Союз, но
он не подписал Сан-Францисский договор. В Сан-Францисской конференции и
Сан-Францисском мирном договоре относительно проблемы Северных
территорий существенны следующие два момента.

Первый состоит в отказе Японии
по договору от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Однако,
Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской
территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась
Япония, не входят. Правительство США по поводы сферы понятия
"Курильских островов" в Сан-Францисском мирном договоре заявило в
официальном документе: "[Они] не включают и не имелось никакого
намерения включать [в состав Курил] гряды Хабомаи и Шикотан, или
Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии
и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под
японским суверенитетом". Второй момент связан с тем, что на акт
присоединения Советским Союзом Южного Сахалина, Курил и Северных
территорий не было получено международного признания. Первый
заместитель министра иностранных дел СССР А. Громыко пытался добиться
признания советского суверенитета над этими районами, в частности,
предлагая поправки к договору, но они были отклонены конференцией, и не
приняты в содержание договора. СССР по этой и ряду других причин не
подписал договор. Сан-Францисский договор ясно указывает, что он не
предоставляет никаких прав, возникающих из договора, странам, не
подписавшим его.

Если обобщить упомянутые два
момента, получится следующее: Это вполне закономерно, что Япония
считает Северные территории своими собственными с точки зрения
Сан-Францисского договора. Также, окончательна принадлежность Южного
Сахалина и Курильских островов юридически не определена по этому
договору. Однако, Япония никогда не будет требовать эти территории, от
которых она отказалась.

ПЕРЕГОВОРЫ О ЗАКЛЮЧЕНИИ МИРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И СССР

О японо-советской Совместной декларации 1956 года

Из-за того, что СССР не
подписал Сан-Францисский договор, с июня 1955 года по октябрь1956 года
между Японией и Советским Союзом были проведены переговоры с целью
заключения отдельного мирного договора между обеими странами. Эти
переговоры не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что
Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и
требовала их возвращения, а советская сторона занимала такую позицию,
что она, согласившись вернуть лишь Шикотан и Хабомаи, не может вернуть
Итуруп и Кунашир.

В результате Япония и СССР
вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, то есть
договор, предусматривавший прекращение состояния войны и восстановление
дипломатических отношений. Статья 9 этого договора гласит, что после
установления дипломатических отношений стороны продолжат переговоры о
заключении мирного договора; а также СССР возвращает после заключения
мирного договора гряду Хабомаи и остров Шикотан.

Японо-советская Совместная
декларация ратифицирована парламентами обеих стран и является
договором, депонированным в ООН. Следовательно, естественно и
положительно оценивается то, что правительство Российской Федерации,
наследуя международно-правовые права и обязанности СССР, заявляет о
соблюдении этой Декларации.

Проблема Хабомаи и Шикотана в
составе территориального вопроса между Японией и СССР в принципе
разрешена японо-советской Совместной декларацией. Следовательно,
остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на
переговорах по мирному договору.

О японо-советских переговорах после японо-советской Совместной декларации

После заключения Совместной
декларации между Японией и СССР периодически проводились переговоры по
мирному договору, но реального результата не было получено. В
частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую позицию,
сводившуюся к тому, что "территориального вопроса не существует".
Далее, как мы говорили ранее, требования Японии о возвращении Северных
территорий изображались в СССР как "незаконные посягательства на
советскую землю", что породило ошибочный взгляд на проблему Северных
территорий как на вопрос передачи Японии исконно советской территории.

О перспективах переговоров по мирному договору между Японией и Россией

В апреле 1991 года Японию
посетил тогдашний Президент СССР М. Горбачев. В опубликованном в то
время японо-советском Заявлении недвусмысленно упоминались гряда
Хабомаи, острова Шикотан, Кунашир и Итуруп. Стороны согласились, что
"мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного
урегулирования, включая решение территориального вопроса", а также была
достигнута договоренность об ускорении подготовки мирного договора.

После Августовской
демократической революции Президент России Б. Ельцин предложил новый
подход к территориальному вопросу, унаследованному Россией от СССР. В
этом новом подходе, во-первых, подчеркивается понимание того факта, что
в результате позитивных перемен в сегодняшнем мире возникает новый
международный порядок, в котором больше не существует деления на
победителей и побежденных во второй мировой войне. Во-вторых,
подчеркнуто, что при решении территориального вопроса важными
принципами становятся законность и справедливость, включая уважение
заключенных в прошлом международных соглашений.

Японское правительство
приветствует такой подход. Оно намерено со своей стороны, при
разрешении проблемы Северных территорий, учитывать эту позицию
правительства России и реагировать гибко и разумно.

Во-первых, будут в полной мере
уважаться и после возвращения Северных территорий права человека,
интересы и чаяния россиян, проживающих на Северных территориях в
настоящее время. Японцы, проживавшие на Северных территориях, были
насильственно выселены Сталиным. Эти японцы, пережив такую трагедию,
намерены вместе с правительством России осуществить решение вопроса
таким образом, чтобы проживающие ныне на Северных территориях граждане
никогда не испытали такой же трагедии.

Во-вторых, при условии
признания суверенитета Японии над Итурупом, Кунаширом, Шикотаном и
грядой Хабомаи, она намерена проявить гибкость по поводу сроков и формы
их фактического возвращения.
Previous post Next post
Up