Джон Картер. Исправляем ошибки КОБа

Mar 27, 2016 14:27




Не так давно я наткнулся на проект "Научи хорошему", который был создан КОБом. У данного проекта есть даже целый сайт, чему можно лишь порадоваться. Вот ссылка на сайт - http://whatisgood.ru/

К самому КОБу я серьезно относиться не могу, ибо было немало случаев, когда КОБовцы реально перегибали палку и переносили реально серьезные вещи в область паранойи. псевдонаучности, а порой и откровенной ахинеи в стиле "Кургинян - прект Кремля". Но я понимаю, с другой стороны, что эти товарищи пытаются сыграть на эмоциях в положительную сторону и придерживаются позиции "лучше переделать, чем не доделать". Я не поддерживаю такой способ решения проблем, но по крайней мере они пытаются... Что ж, хоть за это можно сказать "спасибо".

Но при всем моем недоверии к КОБу, проект "Научи хорошему" - действительно неплох. На сайте есть деление на условно хорошие фильмы и условно плохие. По многим моментам относительно кинематографа и представленных в обоих разделах фильмах я согласен с модераторами проекта. Порывшись вдоволь в разделе "хорошее", я наткнулся на рецензию к фильму "Джон Картер". Данный фильм много рекламировали несколько лет назад, когда он выходил в кинотеатрах, но я его смотреть не стал, ибо от Диснея в своей жизни я перестал ждать хоть чего-то положительного. Но увидев, что этот фильм находится в разделе "хорошее", я решил-таки его посмотреть. Позвал друга, заварил чай, залез на торр... Кхэм-кхэм... В общем, придумал способ посмотреть данный фильм и, оговорившись с другом, что мы будем подходить к просмотру критично, нажал на кнопку "Play".

Когда же просмотр закончился, мы с другом насчитали в фильме около 40 отрицательных моментов, как прямых, так и завуалированных, которые могут нанести экзистенциальный вред подростку (рейтинг у фильма - 12+). Но положительных моментов было совсем немного, по сравнению с огромных количеством плохих, их просто забываешь. В общем, раз уж КОБ немножечко оплошал с данным фильмом, то я пройдусь в своей статье по их рецензии и укажу на яркие несоответствия восхвалений и действительности. (Ссылка на статью о фильме у "Научи хорошему" - http://whatisgood.ru/tv/films/dzhon-karter-i-odin-v-pole-voin/ )

Сразу же выясняем, что фильм снят по книге Эдгара Берроуза "Принцесса с Марса", которую я не читал, поэтому не смогу сказать, близки ли экранизация и оригинал.

Джон Картер - убеждённый дезертир: в то время как бравые кавалеристы захватывают северо-американский материк, он занят поисками сокровищ.

Именно! "Убежденный дезертир" он по жизни. Постоянно со всех сторон ему говорят, что идет гражданская война, что ему нужно исполнить свой долг, но Картеру плевать - его интересует только золото, а свой долг, как он выражается - "он уже отдал". То есть это яркий пример пропаганды безответственности и безразличия. На протяжении фильма до определенного момента Картеру так и будет на всех и вся плевать. Но как только что-то будет надо ему - то он сразу начнет уговаривать кого-либо, чтобы ему помогли.

Индивидуализм Картера, наверное, даже понятен, учитывая то, каких целей придерживаются его бывшие соратники, освобождая земли Америки от индейцев.

Но тогда почему бы просто не пойти к южанам? Они ведь выступали против северян и их варварства. Если бы Картер был таким яро несогласным с политикой северян, то почему вместо борьбы с ними он выбрал пофигизм и обогащение? Пропаганда алчности? Безусловно. Кстати, в самом фильме присутствует сцена, в которой Картер попадает в пещеру, полную золота. Это выражение лица надо видеть!



Прям картина маслом. Это выражение лица даже не в момент радости, а в момент вожделения. Ну да ладно, все же это тонко, а "толстых" моментов в фильме гораздо больше.

В результате случайности главный герой находит таинственный артефакт, который помимо его воли переносит его на Марс. Оказывается, что на «красной планете» существует развитая цивилизация со своей многовековой историей.

Вот только эта многовековая история уж очень похожа на ситуацию в Америке. Идет гражданская война между красными и синими (да, красные плохие как обычно), плюс на планете присутствуют инопланетяне, символизирующие индейцев - тарки. Но вот только эти самые индейцы показаны как тупые варвары и вообще они - нелюди.



То есть совсем нелюди. Они не просто ведут себя по-варварски, они вообще не гуманоиды. Отсутствие политкорректности в образах? Да, оно самое.

По мере развития сюжета Картер пытается вернуться домой, но ему приходится включиться в политические события на Марсе и попытаться остановить истребление людей людьми.

Ключевое слово - "приходится". Картер все такой же циничный пофигист, который, увидев принцессу Дею, которая в свою очередь весь фильм проходила в довольно-таки откровенном наряде для фильма с рейтингом 12+, более-менее "оживает" и спасет ее (привет фрейдизму). Правда, на этом все его потуги с помощью и заканчиваются. В дальнейшем его безразличие и цинизм объясняют тем, что он потерял из-за войны жену и ребенка. Но вот тут мы сталкиваемся с типичной проблемой современного кинематографа и кинематографа вообще. То, что мы смотрим - не документальный фильм о реальных событиях. Это некая современная легенда, фикшен и даже не "сайнс". Важно не "почему", а "как". То бишь - не почему он такой, а то, как снято. Ведь персонажа при желании можно было бы представить совсем другим. К примеру, просто грубоватым, либо вспыльчивым, либо молчаливым... А затем можно было бы просто объяснить это тем, что он пережил сильную боль. Ведь для фикшена это нормально. Образ потрепанного жизнью мужчины, который, несмотря на все невзгоды, не потерял ни мужества, ни человечности. Но нет... Нам показывают именно циничного пофигиста, который решает помочь Дее только тогда, когда она начинает лить слезы (на мой взгляд эта сцена закладывает не самые лучшие модели поведения как для мальчиков, так и для девочек).

Он открывает, что всеми конфликтами на планете управляют некие Терны, могущественные существа, обречённые на бессмертие, играющие живыми существами как им заблагорассудится. Они циничны и абсолютно не верят в развитие разума у низших цивилизаций. При этом терны сами тормозят технологический прогресс в мирном ключе. Именно этим всесильным существам бросает вызов простой человек - главный герой.

Может быть кто-то сейчас скажет, что я придираюсь, но я в этих Тернах увидел демонизацию высших сил. Сейчас известно, что все конфликты на Земле случаются по воле людей. И это происходит не так, как говорили идеологи Просвещения, мол, история - это результат действий выдающихся личностей. Все гораздо сложнее. И тем не менее создатели фильма сводят все не только к кучке определенных людей, но и возводят их в ранг всесилия, а затем облачают в образ бездушных тварей. Такие образы могут заложить в человеке не самые лучшие идеалы, которые в дальнейшем смогут использовать себе во благо какие-нибудь темные секты типа сатанистов.

О ненаучности фильма даже говорить не стоит. Можно лишь вспомнить тот факт, что синяя кровь марсиан не мешает их коже быть того же цвета, что и у землян. Хотя у тарков при их синей крови с цветом кожи вроде все складно. И таких ляпов - куча, но мы смотрим фильм для детей, поэтому такие мелочи не столь важны. Важно то, чему он учит, а вот тут тема с синей кровью играет решающую роль.

Как я уже и говорил, Картер ведет себя как пофигист лишь до определенного момента. А именно - пока не искупается в синей крови.





Итак, у всех, кто живет на Марсе - синяя кровь. В гражданской войне состоят две фракции - синяя и красная. Синие - хорошие, красные - плохие. Цвет флага синих соотносится с цветом крови. У красных же - наоборот. Как по мне - так это указание на то, что их позиция противоестественна. Но у Картера кровь красная, ибо он землянин. "Кровь есть особый сок", как говорил Гете. Поэтому Джон Картер становится мужественным и решительным лишь с того момента, как пропитывается этой синей кровью, неестественной для него. В конце фильма он улетает на Марс насосем, говоря, что это и есть его настоящая родина. Как по мне, так это очень мощная манипуляция, совсем неглупая, насыщенная. Тот, кто снимал этот фильм или же писал сценарий - знал, что делает. А это обстоятельство меня волнует больше всего. При всем при том, как много "толстых" отрицательных образов закладывается на протяжении фильма, "тонкие" образы тоже присутствуют и вот именно они и сконструированы незаурядно.

ИТОГИ

Мне совершенно непонятно, как такой вредный фильм мог попасть в категорию "хорошее" на сайте "Научи хорошему", но его оттуда убрать НЕОБХОДИМО. Я разобрал далеко не все вредные образы фильма. К примеру, когда Картер и Дея идут в святилище, то Сола, дочь вождя, приглядывающая за ними по приказу, говорит, что этого делать нельзя, это против правил. Картер знает, что за каждый вот такой "прокол" надзиратель получает клеймо. Если на теле не останется мест для пометок, то представителя племени казнят, выпуская на арену драться с чудовищами. Один раз она уже получила клеймо за поведение Картера, так что он знает, что еще раз подобное повторится - и ей не поздоровится. Но, наплевав на все предостережения, он все равно прет как баран в святилище. Его не волнует, что будет с Солой, ему нужно спасти свою шкуру. Когда племя узнает о содеянном, то Картер не несет наказание вместе с Солой и Деей, как и положено по законам племени тарков. Вождь их тайком выпускает, а герои даже не пытаются принять ответственность за святотатство, не перекладывая ее на вождя. Что после этого заложится в сознании 12-ти летнего ребенка? Пакости сколько хочешь, все равно кто-нибудь придет и спасет тебя.

К слову о спасении... Единственный раз, когда Картер спасает кого-либо до момента на арене и сцены в синей крови - это когда впервые видит Дею. На протяжении всего остального экранного времени - постоянно кто-то спасет его. Сам Картер будто вообще ничего сделать не может, постоянно оказывается жертвой обстоятельств. Он лишь ото всех бегает и прыгает, благо ему позволяет физиология.

К слову, о прыжках... Когда вождь тарков первый раз видит Джона, то просит его попрыгать, говоря на своем родном языке "сак", что и значит у его народа "прыгать". И мне показалось не очедь добрым знаком, когда он несколько раз стоял и с улыбкой повторял как мантру "Сак, сак, сак". Фильм американский, так что человеку, который не знает английского, это ни о чем не говорит. Но все же... "To suck" значит "сосать".

Мне не понравился момент, когда Джону дают выпить из кувшина нечто, что дает ему услышать "голос Барсума". А на деле - домонстрируется наркотическое воздействие.

Мне не понравилось, что когда Картер срывает свадьбу Деи с антагонистом фильма, то они сразу после этого женятся и идут в койку. Сам процесс совокупления не показывают, но всем и так ясно, что между ними было. Да даже если бы этого не было вовсе! Сколько они знают друг друга хотя бы даже для свадьбы? Меньше недели! Уж не знаю, как по марсианским, но по земным меркам этого недостаточно для такого серьезного действия.

Мне не понравилось, что в фильме с рейтингом 12+ так много насилия. Пусть кровь и синяя, но она не перестает от этого быть кровью. Ее реально очень много. Рейтинг должен был быть 16+ минимум.

Мне не понравилось, что первый свой серьезный бой Картер ведет, черпая силы из ненависти и отчаянья, убивая при этом тех, кто к убийству его семьи вообще отношения не имел. А он устоил настоящую бойню с горой трупов (в буквальном смысле).

Мне не понравилось, что в самом начале дворецкий говорит про Картера, что "столь богатые люди, как он, имеют право на странности". Мне вообще не нравится, как пиарится тема богатства всю первую четверть фильма.

Да, мне понравился тот момент, когда Картер в начале фильма, убегая от перестрелки, спасает раненого человека, хоть тот и был его врагом. Но это был ЕДИНСТВЕННЫЙ положительный момент во всем фильме!! Все вышеперечисленное перечеркивает этот момент. Я едва смог его выкопать в своей памяти.

ВЫВОД

Джон Картер - однозначно отрицательный фильм, закладывающий в сознание деструктивные образы и модели поведения. Дисней вновь показывает красивый фильм со спецэффектами, но совершенно анти-гуманистичный по содержанию. Да, главный герой как обычно дерется с плохими парнями и побеждает. Но добро и зло в этом фильме настолько условны, что при подробном разборе кажется, будто "хороших" в фильме нет в принципе. То, что один из модераторов проекта "Научи хорошему" поставил этот фильм в колонку "хороших" - это не просто ошибка, это РОКОВАЯ ОШИБКА!!!
Данный фильм учит эгоцентризму, безответственности, алчности и безразличию.

Впрочем, в голосовании на сайте "Научи хорошему" под статьей о фильме зрители считают иначе, что печально...



Картер, Дисней, Научи хорошему, КОБ

Previous post Next post
Up