Суриков в Русском музее

Mar 17, 2024 12:47


С 1 декабря прошлого года до 10 июня текущего в Корпусе Бенуа открыта большая выставка Василия Ивановича Сурикова, посвященная его 175-летию. Кураторы собрали более 120 работ художника из разных музеев страны. Каждый зал экспозиции отражает определенный период творчества мастера, но практически все они посвящены историческим событиям, связанным с тем или иным этапом существования Российской империи.

Открывает выставку отреставрированная к ее началу последняя большая картина Сурикова - «Степан Разин».



Суриков Степан Разин 1906 г. фото rgo.ru



С самого открытия выставки сотрудники музея выложили на своих страницах в соцсетях множество материалов и о выставляемых полотнах, и о самом художнике, и о процессе реставрации «Степана Разина»

image You can watch this video on www.livejournal.com



Известных картин мастера в экспозиции немного (Разин, Боярыня Морозова, Меншиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Взятие снежного городка), но их сопровождают эскизы и предметы декоративно-прикладного искусства той эпохи, которую нам представляет художник



В. Суриков "Казаки в лодке" между 1891 и 1894 годом

Отдельный зал выделен для картин мастера, созданных в период обучения в Санкт-Петербургской Академии художеств. Вот тут было много всего, чего я никогда не видела. И самое интересное, что в них нет ничего ученического. Каждая работа драматургически выверена, оправданы все позы и выражения лиц, предметы обстановки и одежда тщательно выписаны.



Фрагмент картины В. Сурикова "Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде" virtual.rusmuseumvrm.ru

Нет «проходных» персонажей, все живо, естественно и даже в глубине картины понятно, что происходит.



В. Суриков "Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе" https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10944

Но именно с этого зала мне стало сложно бороться с нарастающим диссонансом восприятия. Академические работы развешаны на пурпурно красных стенах, этот цвет «забивает» все. Приходилось принудительно его «выключать» разглядывая картины. Я даже снимать не пыталась.

Дальше было еще сложнее. Например, «Покорение Сибири Ермаком» удостоилось болотно-зеленого фона.



Покорение Сибири Ермаком В. Суриков spb-guide.ru

Полотно огромное, многофигурное, практически теряется в бесконечности окружающей зелени. Единственное утешение - картина хранится в Русском музее, после выставки можно пойти в Михайловский дворец и посмотреть ее еще раз.



Марк Антокольский Ермак 1891 год

Вот тут видно о чем я пишу. Но это бронза и скульптура не маленького размера. А там же висят еще две работы Сурикова из сибирской темы, так на них мало кто внимание обращает из-за агрессивного фона. И зря.



Суриков "Табун лошадей в Барабинской степи" 1890 г.

Полотна небольшие, но очень хорошо объясняющие, зачем Ермак в Сибирь отправился.



В. Суриков Вид на Красноярск с сопки 1890 г.

«До бога высоко, до царя далеко», земли, леса, воды - всего вдоволь, живи и радуйся:) При таких условиях и люди иными становятся:)



В. Суриков Сибирская красавица

Кстати, в экспозиции представлены и портреты-этюды, которые художник использовал затем в своих монументальных полотнах, как, например, портрет Екатерины Рачковской.  Она была учительницей и женой красноярского врача, Суриков хорошо знал всю семью Рачковских, и выбрал сибирскую красавицу моделью для картины «Взятие снежного городка».

Этюды мастер писал на маленьких холстах без подрамников, чтобы потом можно было на большую картину прикрепить и посмотреть насколько написанный образ укладывается в композицию.



В. Суриков Портрет генералиссимуса А. Суворова

Потом этюды складывались в сундук и доставались живописцем для того, чтобы показать гостям развитие своей творческой мысли.



Портрет О.В. Суриковой в детстве

Но есть на выставке и просто портреты, как жанр. Мне очень понравились  маленькая дочь Василия Ивановича и Александра Петровна Юргенсон, дочь музыкального издателя, художница и жена художника И. Светославского.



В. Суриков Портрет А.П. Юргенсон

В завершении экспозиции в небольшом зале выставлены акварели и несколько картин Сурикова из поездок по Южной Европе.



Суриков Колизей 1884 акварель Третьяковская галерея

После грандиозных «Перехода Суворова через Альпы» и «Взятия снежного городка» на ярком ультрамариновом фоне стен, мало кто рассматривает эти работы.



В. Суриков Севилья. Альказар 1910 акварель Третьяковская галерея

Как и эскиз неосуществленной большой картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря» 1915 года. Мне даже стало грустно, что она не была написана.



В. Суриков эскиз "Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря" 1915 год

В марте 1916 года в возрасте 68 лет Василий Суриков ушел из жизни.

p.s. В целом, выставка мне понравилась. Но есть ряд замечаний. Про яркие стены я уже упоминала. Еще хорошо бы как-то развести потоки экскурсантов и одиночных посетителей. Потому что и те, и другие по залам ходят одновременно. Купившие билеты с экскурсией возмущаются, что все остальные «на халяву» присоединяются к ним, да еще и встают в первые ряды. Те, кто пришел сам  вынуждены ждать, чтобы группа отошла от картин, потому что ближе не подойти, анонсы не прочитать. Сложно и фотографировать: полутемно в залах - это ладно, но картины большие, в кадр помещаются с большого расстояния, а между тобой и полотном постоянно кто-то или сидит на банкетке или стоит. Вполне допускаю, что одиночникам имеет смысл брать билеты или на самые первые, или на последние сеансы, тогда посетителей поменьше. У нас особого выбора не было, мы смогли состыковать свое время только на 16.00. Как вариант, сделать два сеанса (до и после обеда) только для экскурсий. Ну вот теперь, пожалуй все.

#веснаестьвесна 

Санкт-Петербург, #веснаестьвесна, Русский музей, живопись, весна, арт, выставка

Previous post Next post
Up