Китайские курильницы в ГМИРе

Feb 13, 2024 14:39


Новогодние мероприятия в честь года Дракона в Петербурге продолжаются. Троицкий мост будет по вечерам ярко-красным до 24 февраля. До этого же времени можно поучаствовать в фотоконкурсе «Китайский Новый год» здесь.  В ближайшую субботу на бывшем Варшавском вокзале с 12 до 18 будут давать разные мастер-классы (по каллиграфии, живописи, игре в Го), а также дегустировать чай и другую китайскую еду. А 24-25 февраля в отеле Московские ворота пройдут соревнования по игре в китайские шахматы (вейци). Из всего этого разнообразия мне досталась только выставка «Китайский ритуальный сосуд» в ГМИРе, которая сегодня работает последний день.



"Китайский ритуальный сосуд" ГМИР 10 февраля 2024



Шла я туда в надежде поучаствовать в мероприятии встречи года Дракона, но билетов не было, поэтому пришлось удовольствоваться прекрасными образцами бронзы из коллекции ГМИРа.



Курильница-треножник "сюаньдэ" (18-19 век), курильница с крышкой в виде льва (20 век), курильница со львами ши-цзы и ажурным шаром (18 век), бронзовый треножник (18-19 век), жертвенные сосуды в форме фан-дин (19 век), бронзовый треножник с драконами (18-19 век)

«Бронза занимает важнейшее место в культуре Китая. Этот металл считался символом достатка и власти, определял положение в социуме, регулировал государственные и религиозные отношения. Считалось, что правитель, как верховный посредник между небом и землей, владел и самым ценным ресурсом страны - металлом, и бронзовым сосудом, который соединил в себе ценность металла и технологий его обработки», - отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник музея, японист Сергей Шандыба.



Курильница Китай 19 век металл, литье, чеканка

По преданию легендарный Юй, спасший Китай от Великого потопа, создал 9 бронзовых треножников. Каждый из них представлял одну из провинций Китая. Из легенды сложно понять, как именно эти провинции были представлены на треножниках, но китаеведам известно, что бронзовые изделия до картирования использовались в качестве кадастровых и топографических объектов.



Курильница подвесная 19 век, металл, литье, золочение, чеканка, гравировка

Кстати,  Великий потоп в Китае археологи датируют  1900 годом до н.3., а Великий Юй считается историческим лицом.



Храмовая курильница 20 век металл, лите, патина

Страны Востока накопили богатейшую культуру использования ароматических веществ и благовоний. Специальные сосуды для воскурения ароматических веществ появились в Китае в период династии Западная Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.). Историки считают, что в тот период китайская аристократия увлекалась мистическими практиками обретения бессмертия. На эту мысль их навело обилие курильниц в виде горы Бошань - бошаньлу, где обитают небесные бессмертные.



Гуаньинь в стиле Ши Соу 18 век, курильница в стиле Ши Соу 17 век, сосуд 19 век. Металл, литье, инкрустация серебряными нитями

В эпоху Восточная Хань (25-220 г. н.э.) в Китае активно распространялся буддизм и ритуалы окуривания помещений и одежды стали не только прерогативой знати и храмов, но и обычных жителей.



Курильницы Шоу-лу 19 век Металл, чеканка, гравировка

Миниатюрные курильницы Шоу-лу с ручкой предназначались для обогрева рук в холодную погоду. Сановники их использовали еще и для демонстрации своего высокого статуса.



Алтарный набор - курильница и две вазы Династия Цин (1644-1911)

Маньчжурская династия Цин ввела в обиход культ предков, в это время появляются домашние алтари с табличками имен ушедших родственников и самые разнообразные формы курильниц.



Курильница в виде льва Ши-цзы 18 век металл, литье

Вплоть до установления Китайской республики курильницы украшались резьбой, цветной глазурью, позолотой.



Сосуд в виде животного цзунь 20 век металл, литье, чеканка

Кроме курильниц на выставке представлены и живописные работы, с изображением духов-покровителей или богов, приносящих людям успех, удачу, богатство, долголетие и пр. Их размещали в домах на определенных местах и перед ними возжигали ароматические вещества.



Дух-хранитель дверей мэнь-шэнь начало 20 в. бумага, ксилография, анилиновые краски

Мэнь-шэнь на этой картине имеет значение «Повышение до первого ранга», «Жалование и титулы в избытке». Цветок в руке духа имеет форму шапки чиновника, а мальчик несет курильницу из которой исходит дымок с иероглифами и пинь (первый ранг). В Китае очень сложная иерархическая система чиновничьего ранжирования. Каждому рангу положены свои привилегии. Чем выше ранг, тем больше привилегий:)



Гуань-ди в виде Цай-шэня начало 20 в. ББумага, ксилография, анилиновые краски

Здесь бог войны Гуань-ди представлен в образе бога богатства Цай-шэня. В руках он держит золотой слиток юаньбао, перед ним чаша «собирающая драгоценности», слева чиновник, приносящий богатства, справа генерал Чжоу Цан с лошадью, приносящей богатство.

Китайцы уверены, что Новый год не Новый год без пожеланий богатства, успехов, признания заслуг и тому подобных вещей.

#такаязима

По материалам статьи «Эволюция курильниц в контексте развития ароматической культуры в Китае» Е.Э. Войтишек Яо Сун Новосибирский госуниверситет 2018 год

живопись, Музей религии, выставка, #такаязима, Санкт-Петербург, Китай, Новый год, арт

Previous post Next post
Up