Очередной выставочный проект работает в Манеже до 08 января 2023 года. В этот раз кураторы предлагают посетителям посмотреть на себя через давно ушедших людей, когда-то формировавших быт и нравы императорской России: купцов, дворян и духовенство.
В начале XIX века едва ли не в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, даже духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе. (
Из анонса проекта на сайте Манежа)
Фото - Олег Золото
Кураторы решили разместить экспозицию в виде некоей «сословной пирамиды», аналог которой встречает нас в аванзале.
Входная группа выставки "Зерцало" в ВЗ "Манеж"
На первом этаже представлены портреты провинциального купечества. Причем сразу же нам предлагается посмотреть на несколько поколений семьи и оценить рост ее благосостояния. Вот, например, династия купцов Кочурихиных, работы из Угличского художественного музея.
Слева Фёкла Кочурихина, справа - Фёдор Кочурихин. Автор - Сергей Флегонтов
Тут интересна и судьба главы семьи, и история художника-портретиста. Федор Кочурихин из раскольников, отец его был городским головой, в дальнейшем и сын занимался общественной деятельностью. Считается, что на портрете представлено письмо, известное среди старообрядцев, в котором автор упрекал их во внутренних несогласиях. Документ был опубликован в «Губернских ведомостях», а Федор Кочурихин спустя некоторое время отошел от старообрядчества.
Автор портретов - художник Сергей Флегонтов, был из духовного сословия. Известен, как глава живописной артели, бравшей подряды на роспись храмов. И даже принимавший участие в поновлении росписей Успенского Собора Московского кремля (статья «Угличский живописец Сергей Флегонтов» автор Евг. Лиуконен).
Слева - Р. Т. Кочурихина. Справа - Д. Ф. Кочурихин Автор Иван Тарханов
Следом на портретах, выполненных еще одним известным провинциальным живописцем Иваном Тархановым, мы можем познакомится с сыном Федора Кочурихина - Дмитрием и его женой.
Городской живописец Иван Васильевич Тарханов (1770 - 1848 гг.) - признанный классик провинциального портрета. О его жизни сохранилось немного сведений: отец священник, дядя «канцелярист», среди братьев тоже священники и чиновники, сам он подписывал работы «угличский живописец коллежский регистратор». (Из описания экспозиции «Посадские-обыватели-горожане» на
сайте Угличского музея Чем отметился в истории Дмитрий Кочурихин? Он торговал холстами, был гласным городской думы и вел дневник. Его оцифрованную копию можно почитать в Отделе рукописей на
сайте Российской национальной библиотеки. Кроме отца и сына на вставке есть и портрет внука Федора Кочурихина.
Индивидуальные портреты купеческих семейств в нескольких поколениях на первом этаже выставки - как листы из альбома со старыми фотографиями. Ты переходишь от картины к картине, рассматриваешь лица и одежду, окружающие предметы обихода и постепенно погружаешься в давно исчезнувший мир со своими принципами и традициями.
Нельзя сказать, что в царской России отсутствовали «социальные лифты», купец мог стать дворянином, а крестьянин - купцом. Портрет оброчного крестьянина на выставке тоже есть, я запомнила один. Но и заказать работу живописцу мог не каждый, это стоило определенных денег и отвечало уже совсем иному представлению человека о себе.
На втором этаже выставки нас встречают портреты бывших купцов, перешедших в дворянство или в духовенство. Вот, в частности, портрет купчихи Александры Ивановны Темериной, чей сын получил дворянство за собственные заслуги и заслуги своих отца и деда перед империей.
Портрет А. И Темериной неизвестный художник.
Сама Александра Ивановна тоже была женщиной незаурядной. После смерти мужа она взяла управление его ткацкой фабрикой на себя и открыла купеческую лавку. Производимые ткани были настолько хороши, что удостоились «большой серебряной медали» от мануфактурной гильдии. В 1834 году купчихе первой гильдии Темериной было присвоено звание потомственной почетной гражданки Владимирской губернии (Статья «Переяславские дворяне Темерины. К истории рода (конец 18-19 века).» Автор - М.Н. Ильичева).
Но кроме интересного исторического материала о людях, населявших страну в 18-19 веках, выставка дает отличную возможность посмотреть и эволюцию портретной живописи от «парсуны» к изображению живого человека с его характером и привычками. Я еще со времен масштабной выставки «Дары Русскому музею», проходившей в прошлом году (я про нее писала
здесь и
здесь), заметила странную особенность в написании детей русскими художниками.
Портрет Ягодиной с сыном. Неизвестный художник.
У детей непропорциональные головы - они больше, чем все тело. Не нашла на выставке ни одного портрета, где бы не были нарушены пропорции детских фигур.
Вторая особенность живописи 18 века - это изображение лиц, как на иконах, без перспективы. Смотрите, глаза практически одного размера, хотя лицо повернуто в профиль.
Портрет Северина Ржевуского неизвестный художник
А еще руки, как сказала моя спутница: «если руки рисовать не умеем, то их и не покажем»:) Уметь, кстати, могли по разному. Вернитесь к портрету Федора Кочурихина в начало поста, у него руки написаны по иконописному канону. А вот на портрете Буториной Прасковьи Николаевны - переходный вариант.
Портрет Буториной Прасковии Николаевны автор - Иван Тарханов.
Глаза еще одинаковые, а руки уже сложены по-купечески, «под грудью».
Очень часто от автора требовали не только сходства с оригиналом, но и тщательно выписанных украшений на «модели», как демонстрации благосостояния семьи. Для этого можно было и шею даме удлинить, и пропорции лица исказить, чтобы бриллиантовые серьги были ясно видны. Но в 19 веке все-таки живописцы научились рисовать «живую натуру».
Портрет неизвестной. Неизвестный художник середина 19 века.
Тут видно, что дама была большой оригиналкой. У нее вычурная прическа (над висками улиткой сложены косички), сзади волосы собраны в узел и еще локоны за ушами. Надето множество украшений: и короткое колье, и длинная янтарная нитка, закрепляющаяся на поясе, и брошка вензелем с бриллиантами, на руке - несколько колец, а в ушах серьги сложной конструкции. Платье - мех, бархат и атлас по рукаву. Мой снимок, конечно, «не айс», но его можно увеличить и рассмотреть. Но пропорции лица, даже в угоду демонстрации второй серьги (а как же, «принцип Портоса» никто не отменял), художник искажать не стал.
Для тех. кто хочет, чтобы ему все рассказали и показали, на выставке организованы индивидуальные и групповые туры. Длительность каждой экскурсии - от 1 часа (групповая) до 1,5 (индивидуальная). А для родителей с детьми есть семейные туры на 45 минут. Кстати, #зимавместе с ребенком в Манеже запомнится вам еще больше, если вы примете участие в детской арт-медиации. Про все эти дополнительные активности можно почитать
на сайте выставочного зала.
Вы как любите смотреть выставки: в одиночку или с профессионалами?