Лики/ лица/ морды

Mar 28, 2022 13:23


До 6 июня в Мраморном дворце идет выставка Московского музея AZ (Анатолия Зверева) «Лики/ лица/ морды».  «...А я, ничто иное,- что - от ноября осенний лист...», так о самом себе говорил художник. Его считали русским Ван Гогом, он оставил после себя более 30 тысяч работ. В Петербург привезли серию портретов и автопортретов Зверева, а также коллекцию холстов современников художника: М. Шемякина, Д. Плавинского, В. Немухина и пр.



Слева А. Зверев Портрет Оксаны Михайловны Асеевой 1968. Справа: А. Зверев Портрет Лики 1957 год



Оксана Асеева (вдова поэта Николая Асеева) была настоящей музой художника, ее он рисовал множество раз.

Далеко не случайно портреты Асеевой напоминают светлые иконописные лики. Здесь уместно процитировать фразу Зверева о его возлюбленной - музе: «Она для меня как Богородица: и мать, и жена, и дочь». Источник

А вот вторым, часто изображаемым персонажем, для мастера был он сам.



Верхний ряд: Анатолий Зверев Автопортрет 1951 г., Анатолий Зверев Автопортрет 1968. Нижний ряд: Анатолий Зверев Женский портрет 1976, Анатолий Зверев Автопортрет

Уникальный и выдающийся корпус зверевских произведений - его автопортреты конца 1950-х годов. Зверев писал себя всю жизнь. Вряд ли какой-либо другой художник запечатлевал себя столь часто и в столь разных обличиях.



Графические автопортреты Анатолия Зверева разных годов

В других залах на втором этаже Мраморного дворца размещены более 90 работ «шестидесятников» и современных художников. Тут как раз и лица, и морды...



Михаил Шемякин. Святой Христофор 1976 г.

Кстати, св. Христофора часто писали с собачьей или с лошадиной головой. Вот уж где действительно парадоксальное сочетание, как предложили показать в чек-листе марафона #моявесна. Это все-таки христианский святой, а не восточный, египетский или языческий. Как пишут в сети - поскольку св. Христофор был воином-наемником изначально, то скорее всего он принадлежал к племени берберов, которые во время битвы надевали себе на голову шкуры животных для устрашения соперника.

К разряду «лиц» можно отнести и портреты других художников авангардистов, представленных на выставке, например, Бориса Свешникова в стиле «пуантилизм».



Борис Свешников Вечерний звук 1974 г.

Кроме живописных работ в отдельном зале демонстрируется видеоинсталляция Платона Инфанте, основой для которой выбраны женские портреты Анатолия Зверева.

А для удобства посетителей, музей Анатолия Зверева записал отличный видеогид по выставке, который можно скачать тут.

#моявесна, Мраморный дворец, Санкт-Петербург, Музей AZ (Анатолия Зверева), живопись, арт, выставка

Previous post Next post
Up