Под пеплом Везувия

Sep 17, 2021 09:45


Самая интересная выставка, идущая сейчас в залах Союза художников - это копии микромозаик из Помпеи. Небольшие по формату эмблемы, как называют эти мозаичные картины, набирались из очень мелкого камня (тессера) или цветного стекла (иногда размер тессера составлял 1 мм), а затем монтировались в стену или пол. Промежутки между ними заполнялись различными орнаментами. Они настолько сложны, что подготовкой материала всегда занимался художник, а картоны для мозаик заказывались у живописцев, иногда они повторяли сюжеты известных картин.

На выставке представлены варианты нескольких стилей - анималистика, флористика, антропоморфные изображения и пр. Каждый предваряется плакатом с подробным описанием. На галерее большого зала еще интереснее, там можно увидеть копии мозаик из конкретных вилл Помпей, с рассказом о том как велись раскопки,  где находится оригинал, почему вилла получила свое название. А они весьма поэтичные: «Вилла наказанного Амура», «Дом Фавна», «Дом мозаичных голубей»...



2-й ярус большого зала Союз художников выставка мозаики "Под пеплом Везувия"



Изображения животных в украшении домов встречаются также часто, как и образы богов. Анималистические эмблемы часто помещались в рамки, чтобы выделить их из общего фона.



Верхний ряд - Е. Родченкова "Летняя соната" копия из Дома золотого браслета Помпеи, О. Кладос "Павлин" копия мозаики из Дома Нептуна и Амфитриты Геркуланум. Нижний ряд: А. Мусатова-Цоглина "Цветок и птица" копия из Дома Менандра Помпеи; В. Фонова "Пьющие птицы" копия мозаики из Капуи

Часто сюжеты мозаик повторялись, но каждый мастер привносил в них что-то свое. Например, эмблема «Попугаи и голубь на чаше» (Пьющие птицы) является переработкой известной мозаики «Голуби на чаше»  мозаичиста Соса из Пергамо. Но вместо шести птиц капуанский художник изобразил три, причем голубей заменил попугаями, чашу поднял на высокую подставку и добавил кошку.

Популярны в римском мозаичном искусстве были сюжеты Троянской войны, образы героев и богов Олимпийского пантеона, а также реплики известных картин эллинистических художников.



Верхний ряд: Н. Митропольская "Александр" копия из Дома Фавна Помпеи; М. Токарев "Дарий" копия из Дома Фавна Помпеи; О. Руденко "Пенелопа" копия из Виллы Ариадны Стабии. Нижний ряд: Е. Баканова "Андромеда" копия из Дома Диоскуров Помпеи; М. Козлова "Служанка" копия из Дома наказанного Амура Помпеи

Но не только богов и героев избражали римские мозаичисты, в Помпеях неоднократно встречаются изображения реальных людей. Например, изображение служанки, что-то перебирающей в ящике из Дома наказанного Амура.

Техника микромозаики и широкая цветовая палитра смальт позволяла создавать очень тонкие светотеневые переходы. Швы, которые образовывались при наборе обычно закрашивались в цвета соседствующих тессеров, но иногда использовались, как дополнительное средство передачи световых или теневых линий.



Т. Фололеева "Трагическая маска с листьями и фруктами" копия из Дома Фавна Помпеи

Кроме работ можно посмотреть на инструменты мозаичистов, сами тессеры и фильм, где участники выставки рассказывают о своей работе. В выходные проводятся и мастер-классы для желающих набрать что-нибудь несложное. К сожалению при нас мастер-классы не проходили, поэтому инструменты современного художника-мозаичника для марафона #осеньосень пришлось взять из сети.



Источник http://graon.ru

Но для тех, кто заинтересовался могу сказать, что студия «Сад Гранат», которая и организовала эту выставку, с октября набирает курс мозаичников. Подробности тут

Для тех же, кто просто хочет посмотреть - выставка работает до 19 сентября включительно по адресу СПб ул. Большая Морская д.38. Билет общий на все залы  - 200 рублей, пенсионерам скидки. 

#осеньосень, путешествия, история, путешествие, Санкт-Петербург, мозаика, арт

Previous post Next post
Up