Почему для задания марафона #блогерскаяосень написать про фильм, в котором идет осенний дождь, я выбрала именно эту ленту? Скорее всего потому, что Тарковский для меня вообще режиссер текущей воды. В каждом из его фильмов есть такие кадры. Но при этом дождь "Ностальгии", "Зеркала", "Сталкера" совсем не тот же самый, что снят в "Солярисе" или "Андрее Рублеве". Я пишу этот пост еще и вдогонку прошедшему Всемирному дню психического здоровья (10 октября). Ибо в картине основная тема - ответственность человека за свои поступки. До фильма я читала роман Станислава Лема и абсолютно согласна с автором, что Тарковский вместо "Соляриса" снял по-сути версию "Преступления и наказания". Но не считаю, что режиссер так уж далеко отошел от концепции писателя-фантаста.
Если почитать отзывы Лема о фильме Тарковского и фильме Содерберга, снятого в 2002 году, то мне представляется, что претензии к первому были концептуального свойства (убрана почти вся философия, акцент сделан на психологии). А картину Содерберга Лем даже разбирать не стал, поскольку посчитал это бессмысленным - не поймут. (Фото из открытых источников)
Действие фильма разворачивается на комической станции у планеты Солярис, поверхность которой представляет собой мыслящую субстанцию. Когда-то на ней находился большой коллектив, пытавшийся установить контакт с такой формой разума. Все попытки земной науки потерпели крах, активная исследовательская деятельность была практически прекращена, и на станции осталось только три человека. Главный герой Крис Кельвин прилетает с инспекцией и целью закрыть исследования совсем. Но сразу же выясняется, что один из трех ученых, остававшихся на станции, покончил с собой. А на следующее утро рядом с собой Кельвин обнаруживает давно умершую жену. (Фото из открытых источников)
Реакции на происходящее у главного героя меняются по классической схеме "принятия неизбежного": отрицание (копия Хари отправляется в космос) - гнев (разговор с Сарториусом и Снаутом) - торг (попытка расширить воспоминания новой копии Хари, продемонстрировав ей семейное видео, привезенное с собой) - депрессия (согласие на передачу своей энцефалограммы Океану) - принятие (заключительные кадры на пороге копии дома перед копией отца).
Как расценивать остров с домом Криса, созданный Океаном? Как подарок? Или как продолжение эксперимента мыслящей субстанции, которой понравилась игра? Я считаю - второе. Не только люди, в своем упоении научными идеалами, могут позволить себе бесцеремонное вмешательство в непознанное. Любой объект изучения имеет такое же право использовать свои возможности для экспериментов над людьми.
Click to view
В фильме собран великолепный актерский состав: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Владислав Дворжецкий, Юри Ярвет... Музыкальное и звуковое сопровождение (саунд-трек) создал Эдуард Артемьев. Основной темой была выбрана хоральная прелюдия И.С. Баха фа-минор в исполнении Гарри Гродберга. У этого произведения есть и второе символическое название "Слушая Баха (Земля)". В спорах с Лемом Тарковский настоял на своем варианте прочтения романа, и фильм начинается на Земле, откуда и проистекают все проблемы, столкнувшихся с иным разумом людей.
На мой взгляд, вместо Канта, к которому апеллировал Лем, Тарковский выбрал Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»