Маски - тренд этого года:)) Не удивительно, что Этнографический музей решил открыться после запрета именно с такой выставкой.
Вот что говорится о новой экспозиции в анонсе
на сайте музея:
"...Выставка «Маски: грани традиции» раскрывает разные стороны обрядового ряжения в культуре народов Евразии. Посетители смогут познакомиться со святочными и масленичными традициями у славян, финно-угров и балтов, праздниками пахарей и сенокоса у народов Кавказа, медвежьим праздником у народов Сибири, узнать о роли масок в буддийской мистерии Цам и шаманских практиках..."
Интересно? А то! Мы и пошли в пятницу 14-го посмотреть.
Особо хочу предпредить тех, кто не намерен смотреть все подряд. Когда мы поинтересовались, а где, собственно, маски выставляются? Нам вежливо объяснили, что вот пойдете направо, на второй этаж, а там по стрелочкам и дойдете до масок. Ха, если бы я сразу сообразила, что идти нужно налево, и поднявшись на второй этаж мы сразу найдем искомое, нам бы не пришлось гулять к этому залу через весь музей по второму этажу. Но маркетинговый прием музейных специалистов стал понятен, как только мы добрались до экспозиции. Комната небольшая, экспонаты интересные, но начав с нее посетители явно ощутили бы разочарование (и это все?), а так, прогулявшись по всему музею, даже рады, что просмотр займет немного времени.
Фотографировать можно без проблем, но все убрано в стеклянные шкафы и без специального разрешения тут мало что можно наснимать.
В основном представлены маски ряженых на святочные и масленичные празднования. Персонажи все знакомые: баба Яга, козел, басурманин:))
Материал масок самый разный - металл, пакля, береста, папье-маше, глина...
И только в конце экспозиции стоит одна витрина с масками мистерии ЦАМ. Собственно за ними я и шла, но объяснений очень немного. Этот ритуал занимает особое место у буддистов. "Цам - это танец мистического содержания, во время которого монахи, облаченные в костюмы и маски персонажей буддийского пантеона, с помощью символических жестов и движений представляли победу буддийского Учения над злыми духами, жизни над смертью, добра над злом".
Click to view
В мистерии участвуют «хранители кладбищ» - Читипати, или Хохимой. Хранители одеты в костюмы в виде скелета, а на головах у них маски в виде черепа. Они являются спутниками бога смерти Ямараджи и танцуют в самом начале представления. Далее - бог смерти Ямараджа, или Чойчжал. Он выступает в обличье быка. Это одна из самых больших масок во всей мистерии, которая изображает голову быка с тремя глазами и открытой пастью, «венчает» которую пять черепов. Вслед за богом смерти идет его свита в виде быка и оленя. Следующий персонаж этого удивительного действа - Джамсаран, или Бегдзе. Джамсаран был древним богом войны. В 16 веке его назвали защитником Далай-лам и по этой причине в честь него стали устраиваться различные торжества и ритуальные действа. Еще одной непременной участницей церемонии является богиня Лхамо. Ее сопровождают Симхамукха (богиня долголетия), Гаруда (царь птиц), Макаравактра (богиня долголетия и знания). Кроме них в обряде принимает участие Белый старец (покровитель рек, лесов и земель), бог богатства Кубера, бодхисаттва Ваджрапани (целитель), черный Махакала (гневная форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары) и белый Махакала (воплощение сострадания).
Желающие узнать подробнее о мистерии Цам
могут почитать об этом тут.И в заключение - билеты заказываем на сайте по сеансам. Стоимость без экскурсии невелика - 250 руб. Сюда входит осмотр всего музея. Если хотите экскурсию - стоимость будет 450 руб., но и поведут вас по всем залам. Льготы есть только для детей и ветеранов, героев и пр. Обычным пенсионерам скидок нет. Билет можно не распечатывать, а показать кассиру на телефоне номер заказа, она вам выдаст бумажный билет. Проход в музей через рамку. У моей спутницы что-то запищало, пришлось показывать сумки, но так, поверхностно. Маски - обязательно, перчатки у нас были, но мы их не надевали.
Кроме выставки масок сейчас в музее идет выставка. посвященная старообрядцам, а также "Красота земная: образ женщины в народной культуре".