Лаборатория будущего в петербургском Манеже

Mar 12, 2020 21:14

В субботу были в Манеже, там открылась выставка кинетического искусства. Я по своей дремучести все подобные произведения считала за дизайн. И не могу сказать чтобы сильно ошибалась. Но все-таки экспозиция меня убедила в том, что даже дизайнерские концепции могут подниматься до высокого искусства.
Манеж организовал бесплатные туры по выставке, в будние дни по вечерам, в выходные - утром и вечером. За неделю до посещения вполне можно записаться. Я выбрала утро субботы 7 марта. Нас изначально собралось порядка 10 человек, но потом видимо из обычных посетителей еще несколько человек подтянулись. Экскурсия рассчитана на час, нас провели по четырем разделам выставки, как их назвали кураторы проекта - "четырем лабораториям". Начали с трех композиций, предваряющих вход. Символ спирали мироздания медленно вращается под "космическую" музыку и постоянно меняющийся оттенок света, зрелище вполне завораживающее.




А далее мы пошли в Визуальную лабораторию и я наконец-то увидела к чему привели эксперименты суперматистов в начале 20 века. Вот, например, в 1924 году Варвара Степанова разрабатывает для ткани принты. И их даже пускают в продажу, но всего на пару лет. Оказалось, что женщины больше любят цветы:))




В 1976 году (в докомпьютерные времена) Владимир Галкин пишет картину "Структура". И чем-то сразу знакомым повеяло - всякие там "Матрицы" и прочие научно-фантастические романы и фильмы начали вспоминаться.




И далее целая галерея работ в этом стиле, но уже других художников и уже прямо относящихся к спектаклям и фильмам.




А, например, работа 1922-1923 года Михаила Плаксина "Спектр газа" у меня вызвала ассоциацию скорее с Кандинским и последними поэмами Марины Цветаевой, в которых она практически словом рисует звуковые картины.




..."А - и - рай!
А - и - вей!
О - би - рай!
Не - ро - бей!

Яблок - яхонт,
Яблок - злато.
Кто зачахнет -
Про то знато..."

Но, объединение звука и образа - это уже в Лаборатории синтеза. Там стоит дикая какофония, поскольку есть на чем поиграть: иллюмовокс, например. Это терменвокс, объединенный со световой картинкой. Ведешь вдоль штыря рукой, а он мало что воет (поскольку желающие поводить руками на мелодии не разменивались), так еще и на стене цвет меняет:))
Здесь меня ожидали и мои школьные воспоминания: в 10 классе на зимние каникулы мы ездили на Украину. В Харькове в это время группа Юрия Правдюка впервые представляла симфоническую музыку в цвете. Персональные ЭВМ в Советском Союзе появятся лет через 15, а существовавшие тогда ЭВМ такими глупостями не занимались:))




Лаборатория синтеза расположена на втором этаже вместе с Лабораторией дизайна среды. Вот тут все привычно и понятно. Декорации к театральным постановкам, проекты световых конструкций к праздничному оформлению города и пр.




А в Лаборатории искусствометрии мне ничего снять не удалось, поскольку почти все экспонаты были интересны в движении, но тут есть официальный ролик Манежа с некоторыми работами.

image Click to view



Посетителей на выставке достаточно. Многие с детьми, которые бегают, кричат и все хватают руками. Не всегда для экспонатов это проходит безболезненно. При мне работник охраны догнал мамочку с мальчишкой и стал вежливо интересоваться, почему она за ним не смотрит (мальчик отломал какую-то деталь у экспоната)? Мамочка пожала плечами, похоже она не понимала, что находится не на детской площадке, а на выставке. Хотелось бы в этой ситуации поддержать сотрудников Манежа - экспонаты не предназначены для игры, рядом с некоторыми расположены знаки, понятные даже детям. Почему не объяснить и не последить за своим чадом?




Ну а в остальном, мне понравилось. Проект будет работать до 29 марта, цены на билеты вполне доступные - 300 руб, и даже для пенсионеров - 100 руб.

город, фото, выставка, ВЦ Манеж, путешествия, Питер, Санкт-Петербург, путешествие, арт

Previous post Next post
Up