В этом году - 200 лет со дня открытия Антарктиды, поэтому 2020 год объявлен годом Антарктики. В Михайловском замке Петербурга с 19 декабря прошлого года работает выставка
"К берегам Антарктиды и Арктики...". В прошедшее воскресенье погода была самая зимняя - проливной дождь:)), если куда-то и идти, то под крышу, вот в Михайловский замок смотреть антарктическую выставку я и пошла. А заодно прошлась и по основной экспозиции, посмотрела портретную галерею Романовых и экспозицию "Лица России". Это - парадная лестница, мимо нее как раз и переходишь от одних к другим:))
Меня не интересуют тонкости живописи, построения композиции и прочая информация, я смотрела на людей более 300 лет правивших страной и пыталась понять, почему убили все-таки Павла? Почему крах династии закончился массовым убийством друг друга граждан одной страны? Все, что по этому поводу написали историки, политики (со всех сторон) - не перечитаешь, но их точка зрения, подкрепленная обилием документов, мне не дает ответа на вопрос о потоках крови, заливавших страну в начале 20 века.
Неспешное разглядывание в каждом зале портретов представителей разных социальных групп населения породили любопытный вывод. Дореволюционная профессура, художники, писатели были ближе к купцам, ремесленникам и крестьянам, чем к аристократии. Вот, например, портрет жены профессора (фото не мое).
А вот портрет крестъянской девушки
И аристократки
Намеренно не указываю кто это, с тем чтобы не вдаваться в биографии. Но между портретами крестьянской девушки и жены профессора есть нечто общее, а рядом с аристократкой даже профессорша смотрится проще. И это не самые удачные фотографии. Живые портреты дают эту разницу еще рельефнее.
Когда перешла к разглядыванию мужских портретов мне стала понятна, та ненависть, которая буквально сжигала всех, по отношению к потомственным аристократам. Вот портрет светлейшего князя Безбородко
Вот портрет маршала Ворошилова
А это портрет ремесленника
За светлейшим князем чувствуется такое внутреннее негативное отношение к низшим сословиям, которое даже после разглядывания его портрета невольно переносится на изображения рабочих и ремесленников. И это не слова, это язык тела - позы, жесты, предполагающие поклоны, страх и, в конечном счете, ненависть. Потому что такое происходило ежедневно и считалось нормой. Как только появилось достаточное количество умных, но вышедших из низов, так всех и накрыло. У Пугачева с имперским мышлением было слабовато, перспектив дать не мог никаких, а здесь с перспективами все было в порядке.