В Музей истории Кронштадта мы пошли после того, как нам обломилась выставка картин Айвазовского. Он находится на Якорной площади рядом с Морским собором. Но как я поняла, основная экспозиция расположена на Ленинградской улице в бывшей водонапорной башне. Здесь же - несколько помещений со стендами, на которых рассказана история жизни города с момента постройки крепости на острове Котлин Петром I в 1704 году и до наших дней. Поучаствовали в обустройстве города практически все царствовавшие Романовы.При Императрице Екатерине II в городе начали возводить Алмиралтейство, военный городок, организовали первое Морское собрание, чтобы морские офицеры проводили досуг благородным образом.
А прямо напротив этого глобуса стенд с описанием "Инцидента Головнина", вот этого я совсем не знала. Оказывается исторический Николай Резанов (то самый, который "Юнона и Авось") был отправлен в 1804 году послом в Нагасаки. Посольство японцы продержали полгода, но не приняли ни дары, ни послание Александра I и, вручив Резанову отказ от установления дипотношений, отправили восвояси.
Граф обиделся, выдал лейтенанту Хвостову приказ "попугать" сахалинских японцев и отбыл в Петербург, до которого так и не доехал. А лейтенант на фрегате "Юнона" в 1806 году отправился к Сахалину по сути разбойничать. Потом на корабле "Авось" добрался до Итурупа и там продолжил это славное занятие. После чего был в Охотске задержан и отправлен под следствие. А через 5 лет на эту "мину наступил" капитан Головнин, которого захватили на острове Кунашир вместе с частью экипажа шлюпа "Диана" и держали в плену 2 года. История могла закончится печально, учитывая незнание русскими официальными лицами японских традиций, но первый помощник Головнина, капитан-лейтенант Петр Иванович Рикорд сделал все возможное, чтобы вызволить своего командира.
Из времен СССР сильное впечатление производит экспозиция "Блокадная комната", в которой воссоздан уголок быта блокадного Ленинграда. Печка-буржуйка, в которой жгут гитару, худенькая женщина в валенках и пуховом платке уронила голову на стол. Стучит по радио метроном, на экране - кадры из жизни блокадного города. Тяжело. Мне хватило нескольких минут, а молодежь стоит смотрит.
Кронштадт не был захвачен, так же как и Ораниенбаум, но снабжение в городе было скудным до прорыва блокады. Спасались сорной рыбкой - колюшкой и продуктами, которые хранились на складах города до начала войны. До войны из Кронштадта уходили различные морские экспедиции, поэтому на провиантских складах хранилось много чего. Город даже в Ленинград отправлял продукты.
А про существование "Малой дороги жизни" я только здесь и узнала: Кронштадт - Лисий Нос и Кронштадт - Малая Ижора. В период навигации грузы перевозились на баржах. Когда вставал лед - автотранспортом. По ней же перебросили и войска 2-й Ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм, с которого началось наступление наших войск 14 января 1944 года.